Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее - Камчатское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
ведущей заседание Комиссии - временно исполняющей обязанности руководителя управления Парфирьевой С.Н.,
членов Комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и закупок Козаченко А.А.,
ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и закупок Громова С.А.,
в присутствии представителей заказчика - краевого государственного бюджетного учреждения "Служба заказчика Министерства строительства Камчатского края" (далее - Заказчик): Останина А.М. (по доверенности от 13.02.2018), Семеновой Н.Г. (по доверенности от 05.04.2018);
в отсутствие заявителя - индивидуального предпринимателя Казаковой И.Н. (далее - Заявитель), уведомленной о месте и времени рассмотрения жалобы по адресу электронной почты,
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при определении подрядчика путем электронного аукциона (далее - ЭА) на право заключения контракта на выполнение работ по строительству объекта "Стадион "Спартак" в г. Петропавловск-Камчатский" (закупка N 0138200001218000021) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Заказчиком проводилась процедура определения подрядчика путем ЭА на право заключения контракта на выполнение работ по строительству объекта "Стадион "Спартак" в г. Петропавловск-Камчатский" (закупка N 0138200001218000021) (далее - Закупка). Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 566 612 640,00 руб.
14.06.2018 в Камчатское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при разработке документации об ЭА, положения которой, по мнению Заявителя, не соответствует Закону о контрактной системе. В обоснование жалобы Заявитель привел следующие доводы:
1) в пункте 3.4.34 проекта контракта указана обязанность Подрядчика о привлечении субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - СМП, СОНО), однако, в проекте контракта отсутствует указание, что данное требование не применяется в случае, если сам Подрядчик является СМП, СОНО;
2) в пункте 4.2 Информационной карты указано, что первая часть заявки на участие в ЭА должна содержать согласие участника закупки на условиях, предусмотренных настоящей документацией, однако, поскольку при осуществлении работ, являющихся предметом закупки, используются товары (кабель, трубы, задвижки, плиты перекрытия, арматура, вентиляторы радиаторные и т.д.), первая часть заявки должна содержать конкретные показатели используемого товара, установленные документацией об ЭА.
Заказчик в письме от 18.06.2018 N 1313 пояснил следующее:
1) Закон о контрактной системе и Типовые условия контрактов, предусматривающие привлечение к исполнителю контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО, не устанавливают обязанность Заказчика формулировать требование о привлечении к исполнению СМП или СОНО с указанием, что оно не применяется, если контракт заключается с подрядчиком, являющимся СМП или СОНО;
2) предметом ЭА является выполнение работ по строительству объекта в соответствии с документацией об ЭА и проектной документацией. Пунктом 4.2 раздела 4 документации об ЭА установлены требования к первой части заявок, а именно: "согласие участника закупки на выполнение работы на условиях, предусмотренных настоящей документацией". В передаваемой Заказчиком подрядчику проектной документации перечислены материалы и их характеристики, установленные проектировщиком исходя из требований к объекту, строительство которого является предметом Закупки.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия выявила следующие обстоятельства.
1. В соответствии с частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у СМП, СОНО в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 статьи 30 Закона о контрактной системе, путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только СМП, СОНО. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей и осуществления закупок с учетом положений части 5 статьи 30 Закона о контрактной системе.
Исходя из части 3 статьи 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только СМП, СОНО. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность СМП, СОНО.
Согласно части 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся СМП, СОНО, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО.
В силу части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе, условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО в случае, предусмотренном частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у СМП, СОНО в соответствии с частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, и включается в отчет, указанный в части 4 статьи 30 Закона о контрактной системе. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО.
Частью 7 статьи 30 Закона о контрактной системе установлено, что типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО, могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительством Российской Федерации от 23.12.2016 N 1466 утверждены Типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО (далее - Типовые условия).
В разделе I Типовых условий изложены Условия об обязанностях поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - Условия).
Пункт 1 Условий изложен следующим образом: "привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО в объеме __________ процентов от цены контракта (объем привлечения устанавливается заказчиком в виде фиксированных процентов и должен составлять не менее 5 процентов от цены контракта)".
Таким образом, Типовые условия не устанавливают обязанность Заказчика формулировать требование о привлечении к исполнению СМП или СОНО с указанием, что оно не применяется, если контракт заключается с подрядчиком, являющимся СМП или СОНО.
В извещении о проведении электронного аукциона (далее - Извещение) не установлено ограничение в отношении участников Закупки, которыми могут быть только СМП, СОНО, следовательно, все участники Закупки, независимо от их принадлежности к СМП или СОНО, принимают участие в ней на общих основаниях.
В Извещении установлено следующее условие: "Поставщик обязан привлечь к исполнению контракта субподрядчиков из числа СМП и (или) СОНО (за исключением бюджетных и автономных государственных или муниципальных учреждений) в размере не менее 30% от цены контракта (в соответствии с подпунктом 3.4.36 пункта 3 части 14 проекта контракта)".
Указанному требованию соответствует пункт 3.4.36 проекта контракта: "Привлекать к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО (за исключением бюджетных и автономных государственных или муниципальных учреждений), в размере не менее 30 % от цены контракта. При этом объем такого привлечения должен составлять не менее 30% запланированного к выполнению Подрядчиком работ в соответствии с графиком производства работ".
Условие в проекте контракта о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков из числа СМП, СОНО установлено в строгом соответствии с Типовыми условиями.
Таким образом, довод Заявителя о том, что в проекте контракта отсутствует указание, что данное требование не применяется в случае, если сам Подрядчик является СМП, СОНО, не обоснован.
2. Согласно пункту 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при проведении ЭА на выполнение работы или оказание услуги первая часть заявки на участие в ЭА должна содержать согласие участника ЭА на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об ЭА.
В пункте 4.2 документации об ЭА установлено требование: "Первая часть заявки на участие в ЭА должна содержать следующие сведения: согласие участника закупки на выполнение работ, предусмотренных настоящей документацией".
В пункте Техническом задании документации об ЭА (приложение N 1 к проекту контракта) установлены следующие требования, в том числе:
"условия выполнения работ: работы должны быть выполнены Подрядчиком в соответствии с проектной документацией, разработанной ООО ПСК "Альтаир" г. Хабаровск, техническим заданием, документацией об ЭА, с соблюдением СНиП (пункт 6);
обеспечение материалами и оборудованием: подрядчик самостоятельно приобретает необходимые оборудование и материалы доля производства строительно-монтажных работ, предусмотренные проектной документацией (пункт 7);
требования к качеству выполняемых работ: работы должны быть выполнены в соответствии с проектной документацией, техническими регламентами, СНиП, ГОСТ и другими нормативными документами по качеству строительства, использование систем управления качеством строительства (пункт 8);
требования к качеству, надежности, гарантиям изготовителя, сертификации поставляемого оборудования и материалов: материалы и оборудование должны быть сертифицированы в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; качество материалов должно быть подтверждено сертификатами в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; наличие гарантии изготовителя оборудования (пункт 9)"
Таким образом, требования к конкретным показателям используемого товара содержатся в проектной документации, которая разработана проектирующей организацией и является неотъемлимой частью документации об ЭА.
Заказчик в документации об ЭА самостоятельно данные требования не устанавливал
Следовательно, довод Заявителя о том, что первая часть заявки должна содержать конкретные показатели используемого товара, установленные документацией об ЭА, не обоснован.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущая заседание Комиссии _____________________ С.Н. Парфирьева
Члены комиссии: _____________________ А.А. Козаченко
_____________________ С.А. Громов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 19 июня 2018 г. N 21-06/187-18Ж
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.06.2018