Резолютивная часть решения объявлена 22 июня 2018 года
Решение изготовлено в полном объеме 27 июня 2018 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - руководитель управления Паутов И.Г., члены Комиссии - главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Смирнова Т.А., специалист-эксперт отдела контроля закупок Ковалькова А.С., с участием:
от уполномоченного органа - департамента государственного заказа Ярославской области, представителя по доверенности Цыгановой Н.Ю.,
от заказчика - ГБУЗ ЯО "Клиническая онкологическая больница" (далее - заказчик), представителей по доверенности Цыгановой Н.Ю., Бронниковой В.А., Фёдорова Е.С.;
от заявителя - ООО "Сатори" (далее также - заявитель), представителя не направили, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом;
от оператора электронной площадки - АО "ЭТС", представителя не направили, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Сатори" на действия заказчика - ГБУЗ ЯО "Клиническая онкологическая больница", уполномоченного органа - департамента государственного заказа Ярославской области, при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку медицинских изделий (Эндовидеоскопический комплекс для выполнения торакальных операций), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (извещение N 0171200001918000663) (далее - электронный аукцион, заказчик) и осуществив внеплановую проверку в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14,
установила:
в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Ярославское УФАС России) поступила жалоба ООО "Сатори" на действия заказчика - ГБУЗ ЯО "Клиническая онкологическая больница", уполномоченного органа - департамента государственного заказа Ярославской области, при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку медицинских изделий (Эндовидеоскопический комплекс для выполнения торакальных операций), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (извещение N 0171200001918000663).
По мнению заявителя, документация об аукционе в электронной форме не соответствует требованиям действующего законодательства о контрактной системе, поскольку заказчиком и уполномоченным органом неправомерно установлены ограничивающие количество участников закупки требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам эндовидеоскопического комплекса для выполнения торакальных операций (заявитель отмечает в жалобе то, что все перечисленные характеристики закупаемого оборудования указывают на единственного производителя - KARL STORZ), в частности:
- установив требование о возможности подключения к эндоскопической камере дополнительных модулей в количестве не менее 3, заказчик не пояснил назначение модулей;
-в пределах описания одного компонента комплекса (видеокамера эндоскопическая) дважды повторяются технические параметры "режим гомогенного освещения эндоскопической картинки", "режим усиления контрастности эндоскопической картинки", "количество режимов сдвига спектра эндоскопической картинки, шт.", "встроенный цифровой модуль обработки изображений", вследствие чего в описании объекта закупки, как полагает заявитель, имеется двусмысленность и неопределённость;
- заказчиком слишком подробно и излишне описаны характеристики оборудования, не влияющие, по мнению заявителя, на его потребительские свойства (например, требования к нагрузке держателя монитора, весу источника света, весу электрокоагулятора);
- заказчиком установлено требование к году выпуска оборудования - не ранее 2018 года.
Кроме того, в качестве одного из доводов жалобы заявитель указывает на то, что заказчик и уполномоченный орган формально ответили на три поступивших в их адрес запроса на разъяснение положений аукционной документации относительно оспариваемых характеристик закупаемого товара.
На основании изложенного выше заявитель просит признать жалобу обоснованной, а действия заказчика и уполномоченного органа - незаконными, выдать заказчику и уполномоченному органу обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений законодательства о контрактной системе.
Представители заказчика и уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения с указанием того, что аукционная документация на поставку эндовидеоскопический комплекса для выполнения торакальных операций составлена и утверждена в соответствии с положениями законодательства о контрактной системе, просят признать жалобу заявителя необоснованной.
Заслушав мнения сторон и изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Уполномоченным органом в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) 29.05.2018 размещено извещение N0171200001918000663 о проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку медицинских изделий (Эндовидеоскопический комплекс для выполнения торакальных операций), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия вместе с документацией об электронном аукционе.
Согласно части 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Исходя из пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ (в редакции, действующей на момент размещения извещения), заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Исходя из части 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, правилом о том, что поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки.
Из изложенных норм следует, что в зависимости от своих потребностей заказчик в аукционной документации должен установить требования к поставляемым медицинским изделиям (Эндовидеоскопический комплекс для выполнения торакальных операций) с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды при проведении закупок для государственных нужд.
Соответственно, заказчик вправе включить в аукционную документацию такие характеристики и требования к товарам, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки.
Кроме того, законом не предусмотрено ограничений по включению в аукционную документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к поставляемому товару. Более того, указание в документации конкретных характеристик поставляемого товара предусмотрено законодательством о закупках.
В данном случае аукцион проводился в интересах заказчика - ГБУЗ ЯО "Клиническая онкологическая больница".
В соответствии с извещением N0171200001918000663 и аукционной документацией в качестве объекта закупки обозначена поставка медицинских изделий (Эндовидеоскопический комплекс для выполнения торакальных операций), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия.
Согласно пункту 4 раздела 1 "Информационная карта аукциона" аукционной документации описание объекта закупки содержится в разделе 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе.
В соответствии с таблицей "Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара", представленной в Разделе 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации, заказчику требуется для поставки товар, обладающий, в том числе следующими характеристиками:
N |
Наименование товара |
N п/п |
Показатель |
Значение показателя |
1 |
Эндовидеоскопический комплекс для выполнения торакальных операций |
1. |
Видеокамера эндоскопическая |
|
1.5 |
Возможность подключения дополнительных модулей в количестве |
Не менее 3 |
||
1.7 |
Режим гомогенного освещения эндоскопической картинки |
Наличие |
||
1.8 |
Режим усиления контрастности эндоскопической картинки |
Наличие |
||
1.9 |
Количество режимов сдвига спектра эндоскопической картинки, шт. |
Не менее 2 |
||
1.11 |
Встроенный цифровой модуль обработки изображений |
Наличие |
||
1.24 |
Цифровой соединительный модуль для гибких видеоэндоскопов и HD головок камер |
встроенный модуль или отдельный блок |
||
1.25 |
Встроенный блок цифровой обработки изображения |
Наличие |
||
1.26 |
Режим гомогенного освещения эндоскопической картинки |
Наличие |
||
1.27 |
Режим усиления контрастности эндоскопической картинки |
Наличие |
||
1.29 |
Режимы сдвига спектра эндоскопического изображения |
Не менее 2 |
||
5. |
Держатель монитора |
|||
5.6 |
Максимальная нагрузка, кг |
Не менее 18 |
||
7 |
Источник света |
|||
7.13 |
Вес, кг |
Не более 8,9 |
||
8 |
Электрокоагулятор |
|||
8.27 |
Вес, кг |
Не более 12,5 |
Согласно подпункту 6.1 пункта 6 "Гарантийные обязательства" раздела 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации поставщик гарантирует, что Оборудование, поставленное в соответствии с Контрактом, является новым, ранее неиспользованным, серийно выпускаемым, не прошедшим ремонт, в том числе - восстановление, замену составных частей, восстановление потребительских свойств, не имеющим дефектов, связанных с разработкой, материалами или качеством изготовления. Товар не является выставочным образцом. Год выпуска оборудования не ранее 2018.
На заседании Комиссии Ярославского УФАС России представители заказчика пояснили, что включение в раздел 2 "Описание объекта закупки" документации об аукционе в электронной форме указанных выше оспариваемых заявителем характеристик обусловлено объективной потребностью заказчика в таком оборудовании в виду следующего.
Требование о дополнительных модулях в описании эндоскопической камеры связано с тем, что наличие таких модулей даёт возможность подключения к закупаемой видеосистеме различных типов видеоголовок и видеоэндоскопов, а также других периферийных устройств, в результате чего заказчику не требуется закупать, например, отдельную дорогостоящую 3D видеосистему для гибких эндоскопов.
Встроенный модуль централизованного управления, помимо интеграции в операционную систему, обеспечивает функцию управления основными приборами (например, источником света) с использованием оператором головки видеокамеры, что необходимо для обеспечения стерильности в рабочей зоне.
Повторение в аукционной документации технических параметров "режим гомогенного освещения эндоскопической картинки", "режим усиления контрастности эндоскопической картинки", "количество режимов сдвига спектра эндоскопической картинки, шт.", "встроенный цифровой модуль обработки изображений" в пределах описания одного компонента эндоскопической стойки (видеокамера эндоскопическая) обусловлено тем, что согласно подпункту 1.24 таблицы "Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара", представленной в Разделе 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации в Эндовидеоскопическом комплексе наряду с основным блоком эндоскопической камеры должен присутствовать встроенный модуль или отдельный блок видеокамеры, каждый из которых характеризуется теми же параметрами, что и основной блок.
Кроме того, поскольку значения указанных выше повторяющихся показателей совпадают друг с другом, Комиссия полагает, что само по себе такое повторение не может стать причиной неоднозначного толкования участниками закупки положений аукционной документации.
На заседании Комиссии представители заказчика также пояснили, что установление в аукционной документации требований к нагрузке держателя монитора, весу источника света, весу электрокоагулятора обусловлены необходимостью обеспечения совместимости элементов эндовидеоскопического комплекса для выполнения торакальных операций между собой и, соответственно, работоспособности всего комплекса (например, держатель монитора должен обладать способностью удерживать соответствующий монитор).
Требование к году выпуска - не ранее 2018, обусловлено потребностью заказчика в максимально длительном использовании эндовидеоскопического комплекса по его прямому назначению без осуществления ремонта указанного оборудования. Более того, в законодательстве о контрактной системе не содержится прямого запрета на указание в документации о закупке конкретного года выпуска товара.
Согласно пункту 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное. Бремя доказывания лежит на лице, утверждающем, что управомоченный употребил свое право исключительно во зло другому лицу.
Поскольку доказательств, опровергающих указанные выше пояснения заказчика заявителем не представлено, у Комиссии отсутствуют основания не доверять данным пояснениям.
Кроме того, в качестве предмета закупки обозначена поставка медицинских изделий, а не их производство. В связи с этим участником закупки могло выступить любое лицо, в том числе, и не являющееся производителем требуемых к поставке товаров, готовое поставить медицинские изделия (Эндовидеоскопический комплекс для выполнения торакальных операций), отвечающие требованиям документации об аукционе в электронной форме и удовлетворяющие потребностям заказчика. Также в документации не указан конкретный производитель подлежащих к поставке товаров.
Заявитель не обосновывает тот факт, что требования, включенные в документацию об электронном аукционе, создали одним участникам преимущества перед другими, явились непреодолимыми для некоторых участников, а также каким-либо иным способом повлекли за собой ограничение количества участников. Также заявитель не представил доказательств, свидетельствующих об отсутствии у него возможности приобретения требуемого товара и поставки его заказчику в случае победы его на аукционе.
В свою очередь, представители заказчика и уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что при разработке и утверждении аукционной документации последним посредством электронной почты направлялись запросы официальным дилерам эндовидеоскопических комплексов с просьбой предоставить информацию о технических характеристиках оборудования, производимого представляемыми ими производителями. На указанные запросы поступили ответы от двух организаций, содержащие характеристики реализовываемого ими оборудования, в полной мере соответствующие потребностям заказчика:
- официальный представитель компании KARL STORZ - ООО "Карл Шторц - Эндоскопы ВОСТОК" (исх. от 22.05.2018 N123);
- официальный дистрибьютер оборудования компании Richarw Wolf GmbH - ООО "Риг Медикал" (исх. от 18.05.2018 N180518-02 МН).
Оснований не доверять данным сведениям у Комиссии не имеется. Доказательств обратного заявителем не представлено. Таким образом, указание заявителя на то, что установленные в документации об электронном аукционе характеристики закупаемого медицинского изделия соответствуют единственному производителю, не подтверждается.
Кроме того, представители заказчика на заседании Комиссии пояснили, что ими при формировании аукционной документации (обосновании начальной максимальной цены) проведено изучение рынка эндовидеоскопических комплексов, являющихся предметом настоящей закупки, и сделан вывод, что имеется не одна организация, способная поставить требуемые товары, доказательством чему являются три поступивших в адрес заказчика коммерческих предложения, представленные на заседание Комиссии: от ООО "ПрогрессФарм", ООО "Медбизнессервис", ООО "Актимед плюс", согласно которым данными организациями может быть обеспечена поставка товаров, полностью соответствующих требованиям заказчика. Данное обстоятельство также косвенно подтверждает отсутствие ограничения количества потенциальных участников закупки.
Таким образом, принимая во внимание всё вышеизложенное, Комиссия не усматривает в действиях заказчика - ГБУЗ ЯО "Клиническая онкологическая больница", нарушений законодательства о контрактной системе относительно формирования описания объекта закупки (установления требований к функциональным, техническим и качественным характеристикам закупаемого эндовидеоскопического комплекса), и, соответственно, довод заявителя об обратном не нашёл своего подтверждения.
Довод заявителя о том, что заказчик и уполномоченный орган формально ответили на три поступивших в их адрес запроса на разъяснение положений аукционной документации относительно оспариваемых характеристик., представляется Комиссии необоснованным по следующим причинам.
Частью 1 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ предусмотрено, что в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
Исходя из частей 3-5 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Как установлено на заседании Комиссии, 31.05.2018, 06.06.2018, 07.06.2018, 09.06.2018 в адрес заказчика поступили запросы на разъяснение документации о проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку медицинских изделий (Эндовидеоскопический комплекс для выполнения торакальных операций), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия.
04.06.2018, 08.06.2018, 09.06.2018, 13.06.2018 уполномоченным органом в единой информационной системе размещены разъяснения положений аукционной документации по указанным выше запросам.
Изучив названные выше запросы, а также представленные в соответствии с ними разъяснения положений аукционной документации, Комиссия Ярославского УФАС России установила, что данные разъяснения были размещены уполномоченным органом в установленный законом срок, содержат, как того требуют положения законодательства о контрактной системе, указание на предмет запроса и не содержат указания на участника аукциона, подавшего запрос, а также не изменяют суть аукционной документации, следовательно, данные разъяснения соответствуют требованиям законодательства о контрактной системе. Требований же к содержанию разъяснений положений аукционной документации (за исключением части 5 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ) законодательством о контрактной системе не предъявляется.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю закупок,
решила:
признать жалобу ООО "Сатори" (ИНН 7716740545; ОГРН 1137746231182) на действия заказчика - ГБУЗ ЯО "Клиническая онкологическая больница" (ИНН 7606028790, ОГРН 1027600845117), при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку медицинских изделий (Эндовидеоскопический комплекс для выполнения торакальных операций), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (извещение N 0171200001918000663) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И.Г. Паутов
Члены Комиссии Т.А. Смирнова
А.С. Ковалькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 22 июня 2018 г. N 05-02/160ж-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.06.2018