Резолютивная часть решения объявлена 25 июня 2018 года
Решение изготовлено в полном объеме 28 июня 2018 года г.Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - руководитель управления Паутов И.Г., члены Комиссии - главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Смирнова Т.А., специалист-эксперт отдела контроля закупок Ковалькова А.С.,
с участием:
от заявителя - ООО "Волжскэкострой" (далее также - заявитель, общество), представителя не направили, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом,
от уполномоченного органа - департамента государственного заказа Ярославской области (далее - уполномоченный орган), представителя по доверенности Волковой Л.Ю.,
от заказчика - департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (далее также - заказчик), представителя по доверенности Роздовой Е.В.,
от оператора электронной площадки - АО "ЭТС" - представителя не направили, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Волжскэкострой" на действия аукционной комиссии уполномоченного органа, департамента государственного заказа Ярославской области, при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по разработке проектной документации по объекту "Строительство очистных сооружений в г. Мышкине Ярославской области" (извещение N 0171200001918000467) (далее - аукцион, аукционная комиссия) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14,
установила:
в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Ярославское УФАС России) поступила жалоба ООО "Волжскэкострой" на действия аукционной комиссии уполномоченного органа, департамента государственного заказа Ярославской области, при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по разработке проектной документации по объекту "Строительство очистных сооружений в г. Мышкине Ярославской области" (извещение N 0171200001918000467).
По мнению заявителя, его права и законные интересы нарушены тем, что аукционной комиссией уполномоченного органа неправомерно признаны соответствующими аукционной документации и законодательству о контрактной системе заявки участников закупки ООО "ПСБ КАЙЛАС" и ООО "АРМА36", поскольку, по мнению заявителя, в данных заявках "отсутствуют необходимые документы, недостоверно указаны уставные сведения, а в декларациях отсутствуют необходимые разделы".
На основании вышеизложенного заявитель, просит признать жалобу обоснованной, выдать аукционной комиссии уполномоченного органа обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.
Уполномоченный орган и заказчик с доводами жалобы не согласны, представили письменные пояснения по существу жалобы, просят признать жалобу заявителя необоснованной.
Заслушав мнения сторон и изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Уполномоченным органом - Департаментом государственного заказа Ярославской области, в единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) 11.05.2018 размещены изменения к извещению N0171200001918000467 от 27.04.2018 о проведении аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по разработке проектной документации по объекту "Строительство очистных сооружений в г. Мышкине Ярославской области" (извещение N 0171200001918000467).
В соответствии с частью 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается Заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей (часть 2 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ).
Согласно части 5 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона;
2) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона;
3) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;
4) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;
5) документы, подтверждающие право участника такого аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона, или копии этих документов;
6) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, или копии этих документов;
7) декларация о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона.
Исходя из части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
3) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
4) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
5) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
7) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
7.1) участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
8) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;
9) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества;
10) участник закупки не является офшорной компанией.
В соответствии с частью 3 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
В пункте 7 раздела 1 "Информационная карта аукциона" аукционной документации заказчиком и уполномоченным органом установлено, что закупка осуществляется у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Согласно пункту 18 раздела "Информационная карта аукциона" аукционной документации вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника аукциона*;
2) документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (см. пункт 10 информационной карты аукциона), или копии этих документов;
3) декларация о соответствии участника аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ*;
4) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;
5) декларация о принадлежности участника аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям*.
*Указанную информацию и документы рекомендуется представить по форме, предусмотренной приложением N2 к разделу 1 "Информационная карта аукциона".
При рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия рассматривает также документы, направленные уполномоченному органу оператором электронной площадки, предусмотренные пунктами 2 - 6 и 8 части 2 статьи 61 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ и содержащиеся на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе в реестре его участников, получивших аккредитацию на электронной площадке.
Копии документов, предоставляемые участником аукциона, должны быть представлены в полном объеме, в том числе содержать все страницы и не иметь нечитаемых фрагментов (не воспроизводящих или воспроизводящих не в полной мере информацию подлинника) в соответствии с требованиями ГОСТ Р 7.0.8-2013 "Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения"
В соответствии с указанным ГОСТ под копией документа понимается экземпляр документа, полностью воспроизводящий информацию подлинника документа.
Информация для участников аукциона - хозяйственных обществ:
Решения общего собрания участников хозяйственного общества, принятые с 1 сентября 2014 года, предоставляемые в составе заявки или содержащиеся в реестре участников электронного аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке, должны соответствовать требованиям части 3 статьи 67.1. Гражданского кодекса Российской Федерации.
В пункте 10.2 раздела "Информационная карта аукциона" аукционной документации заказчик и уполномоченный орган установили следующий исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ:
"выписка из реестра членов саморегулируемой организации (далее - СРО) в области архитектурно-строительного проектирования, выданная не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке по форме согласно Приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16.02.2017 N 58 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации".
При этом:
- СРО, членом которой является участник закупки, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, сформированный в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
- совокупный размер обязательств участника закупки по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств, предусмотренный частью 11 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Требование о наличии выписки из реестра СРО не распространяется на случаи, предусмотренные частью 4.1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Исходя из пунктов 2-6, 8 части 2 статьи 61 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, для получения аккредитации участник электронного аукциона предоставляет оператору электронной площадки следующие документы и информацию:
-копия выписки из единого государственного реестра юридических лиц (для юридического лица), копия выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуального предпринимателя), полученные не ранее чем за шесть месяцев до даты обращения с заявлением, указанным в пункте 1 настоящей части, копия документа, удостоверяющего личность этого участника (для иного физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица);
-копии учредительных документов этого участника (для юридического лица), копия документа, удостоверяющего его личность (для физического лица);
-копии документов, подтверждающих полномочия лица на получение аккредитации от имени этого участника - юридического лица (решение о назначении или об избрании лица на должность, в соответствии с которым данное лицо обладает правом действовать от имени этого участника без доверенности для получения аккредитации (далее в настоящей статье - руководитель). В случае, если от имени этого участника действует иное лицо, также представляется доверенность на осуществление от имени такого участника соответствующих действий, заверенная его печатью (при наличии печати) и подписанная руководителем или уполномоченным им лицом. В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем, также представляется копия документа, подтверждающего полномочия этого лица;
-копии документов, подтверждающих полномочия руководителя. В случае, если от имени этого участника действует иное лицо, также представляется доверенность, выданная физическому лицу на осуществление от имени этого участника действий по участию в таких аукционах (в том числе на регистрацию на таких аукционах), заверенная его печатью (при наличии печати) и подписанная руководителем или уполномоченным им лицом. В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем, также представляется копия документа, подтверждающего полномочия этого лица;
-идентификационный номер налогоплательщика этого участника или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика этого участника (для иностранного лица);
-решение об одобрении или о совершении по результатам таких аукционов сделок от имени этого участника закупки - юридического лица с указанием информации о максимальной сумме одной сделки. В случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица, данное решение принимается в порядке, установленном для принятия решения об одобрении или о совершении крупной сделки. В иных случаях данное решение принимается лицом, уполномоченным на получение аккредитации от имени этого участника закупки - юридического лица.
Как установлено на заседании Комиссии Ярославского УФАС России, непосредственно в аукционе в электронной форме на право заключения государственного контракта на право заключения государственного контракта на выполнение работ по разработке проектной документации по объекту "Строительство очистных сооружений в г. Мышкине Ярославской области" приняли участие девять участников закупки, в том числе ООО "ПСБ КАЙЛАС" (порядковый номер заявки 11), ООО "АРМА36" (порядковый номер заявки 22).
При рассмотрении заявки участника закупки - ООО "ПСБ КАЙЛАС" (порядковый номер заявки 11) Комиссией установлено, что в составе второй части его заявки (в том числе в составе аккредитационных сведений) содержатся следующие документы:
-декларация о принадлежности к субъектам малого предпринимательства;
-декларация о соответствии участника закупки требованиям пунктов 3-9 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ;
-выписка из реестра членов саморегулируемой организации Ассоциация "Экспертно-аналитический центр проектировщиков "Проектный портал" (СРО-П-019-260182009) от 07.05.2018 N372;
-выписка из единого государственного реестра юридических лиц от 22.01.2018 N351В/2018;
-свидетельство о постановке на учёт российской организации в налоговом органе по месту её нахождения (ОГРН 1177627029172);
-устав ООО "ПСБ КАЙЛАС", утверждённый решением N1 единственного учредителя Яковлевой О.А. от 03.09.2017;
-решение единственного учредителя ООО "ПСБ КАЙЛАС" по вопросу об одобрении крупных сделок" от 03.09.2017;
-ИНН учредителя (генерального директора) ООО "ПСБ КАЙЛАС" - Яковлевой О.А.;
-копия паспорта учредителя (генерального директора) ООО "ПСБ КАЙЛАС" - Яковлевой О.А.;
-приказ о возложении обязанностей генерального директора ООО "ПСБ КАЙЛАС" на Яковлеву О.А. от 10.09.2017;
-справка о поставщике (сведения об организации).
Таким образом, сопоставив содержание второй части заявки ООО "ПСБ КАЙЛАС" с перечнем документов и информации, необходимых для представления участниками закупки в составе второй части заявки согласно пункту 18 раздела "Информационная карта аукциона" аукционной документации, Комиссия пришла к выводу о том, что ООО "ПСБ КАЙЛАС" в составе второй части своей заявки представило все требуемые заказчиком документы.
При рассмотрении заявки участника закупки - ООО "АРМА36" (порядковый номер заявки 22) Комиссией установлено, что в составе второй части его заявки (в том числе в составе аккредитационных сведений) содержатся следующие документы:
-выписка из единого государственного реестра юридических лиц от 06.04.2018 NЮЭ9965-18-3189060;
-приказ N1 от 06.04.2017 о возложении обязанностей генерального директора и главного бухгалтера;
-решение единственного участника ООО "РМС" N1/2017 от 29.03.2017 о принятии в состав участников общества Мозгового А.Б., об изменении наименования общества на ООО "АРМА36";
-свидетельство о постановке на учёт российской организации в налоговом органе по месту её нахождения (ОГРН 1133668016460);
-устав ООО "АРМА36" (в новой редакции, утверждённой общим собранием участников (протокол N2/2017 от 29.11.2017);
-протокол внеочередного общего собрания участников ООО "АРМА36" от 01.03.2018 об одобрении совершения ООО "АРМА36" крупных сделок;
-декларация о принадлежности ООО "АРМА36" к субъектам малого предпринимательства;
-сведения из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства от 06.04.2018 NЮЭ9965-18-329903;
-декларация о соответствии участника требованиям пунктов 3-9 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ;
-свидетельство о постановке на учёт в налоговом органе Калинина Е.И. (ИНН 366216718056);
-свидетельство о постановке на учёт в налоговом органе Мозгового А.Б. (ИНН 361202916193);
-выписка из числа членов саморегулируемой организации Ассоциация "СРО "ВГАСУ-проект" (СРО-П-078-14122099) от 25.05.2018 N181/1;
-сведения об организации.
Таким образом, сопоставив содержание второй части заявки ООО "АРМА36" с перечнем документов и информации, необходимых для представления участниками закупки в составе второй части заявки согласно пункту 18 раздела "Информационная карта аукциона" аукционной документации, Комиссия пришла к выводу о том, что обществом представлены все требуемые заказчиком документы.
Сопоставив содержание вторых частей заявок ООО "ПСБ КАЙЛАС" и ООО "АРМА36" с представленными в составе указанных заявок уставами, Комиссия установила, что все уставные сведения указаны данными участниками закупки достоверно (в том числе в соответствии с записью в выписке из единого государственного реестра юридических лиц).
Законодательством о контрактной системе не предусмотрено требований ни к форме декларации о принадлежности участника закупки к субъектам малого предпринимательства, ни к форме декларации о соответствии участника закупки пунктам 3-9 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, вместе с тем Комиссией установлено, что данные декларации представлены обоими участниками, как того требуют положения аукционной документации и законодательства о контрактной системе.
Согласно частям 1,2 статьи 69 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
Согласно части 6 статьи 69 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается (часть 7 статьи 69 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Из части 8 статьи 69 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ следует, что результаты рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе фиксируются в протоколе подведения итогов такого аукциона, который подписывается всеми участвовавшими в рассмотрении этих заявок членами аукционной комиссии, и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола, размещаются заказчиком на электронной площадке и в единой информационной системе. Указанный протокол должен содержать информацию о порядковых номерах пяти заявок на участие в таком аукционе (в случае принятия решения о соответствии пяти заявок на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, или в случае принятия аукционной комиссией на основании рассмотрения вторых частей заявок на участие в таком аукционе, поданных всеми участниками такого аукциона, принявшими участие в нем, решения о соответствии более чем одной заявки на участие в таком аукционе, но менее чем пяти данных заявок установленным требованиям), которые ранжированы в соответствии с частью 18 статьи 68 настоящего Федерального закона и в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным документацией о таком аукционе, или, если на основании рассмотрения вторых частей заявок на участие в таком аукционе, поданных всеми его участниками, принявшими участие в нем, принято решение о соответствии установленным требованиям более чем одной заявки на участие в таком аукционе, но менее чем пяти данных заявок, а также информацию об их порядковых номерах, решение о соответствии или о несоответствии заявок на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о нем, с обоснованием этого решения и с указанием положений настоящего Федерального закона, которым не соответствует участник такого аукциона, положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем, информацию о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждой заявки на участие в таком аукционе.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 07.06.2018 аукционной комиссией уполномоченного органа принято решение о соответствии требованиям, установленным аукционной документацией, заявок участников электронного аукциона ООО "ПСБ КАЙЛАС" (порядковый номер заявки 11), ООО "АРМА36" (порядковый номер заявки 22).
Таким образом, Комиссия не усматривает необходимых и достаточных оснований для признания наличия в действиях аукционной комиссии уполномоченного органа - департамента государственного заказа Ярославской области, признавшей заявки названных участников закупки соответствующими установленным требованиям, нарушений законодательства о контрактной системе.
В ходе проведения внеплановой проверки рассматриваемой закупки Комиссией установлено следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Исходя из пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что при описании объекта закупки должны использоваться показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Из буквального толкования названных норм закона следует, что в зависимости от своих потребностей заказчик в документации о закупке должен установить требования к объекту закупки с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение конкурентной среды при проведении закупок для государственных нужд.
Согласно положениям извещения и документации об электронном аукционе объектом данной закупки является выполнение работ по разработке проектной документации по объекту: "Строительство очистных сооружений в г. Мышкине Ярославской области". Описание объекта закупки содержится в разделе 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе.
В частности, в соответствии с пунктом 1.4 раздела 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе в качестве основного назначения (цели использования) проектируемого объекта (очистных сооружений) заказчиком обозначено:
1) обеспечение эффективности очистки сточных вод по всем показателям, в том числе: аммоний-ион, нитрат-ион, нитрит-ион, сульфат-ион, фосфат-ион, ХПК, БПК, взвешенные вещества, железо общее, нефтепродукты, АПАВ до требуемых нормативов качества;
2) очистка городских производственно-бытовых сточных вод, с учетом планируемого поступления в городскую систему хозяйственно-бытовой канализации промывных вод с сооружений первой ступени станции водоподготовки ГП ЯО "Северный водоканал" в г. Мышкине .
Вместе с тем установлено, что качество воды есть характеристика состава и свойств воды, определяющая пригодность ее для конкретных видов водопользования, под которым, в свою очередь, понимается юридически обусловленная деятельность граждан и юридических лиц, связанная с использованием водных объектов (см. приложение 2 "Термины и определения" к "СанПиН 2.1.5.980-00. 2.1.5. Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод. Санитарные правила и нормы", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 22.06.2000 (далее - СанПиН 2.1.5.980-00. 2.1.5).
Действующим законодательством Российской Федерации в настоящее время предусмотрены следующие виды водопользования:
- использование водных объектов или их участков в качестве источника питьевого и хозяйственно-бытового водопользования, а также для водоснабжения предприятий пищевой промышленности (пункт 5.1.1 СанПиН 2.1.5.980-00. 2.1.5);
- использование водных объектов или их участков для рекреационного водопользования. Требования к качеству воды, установленные для второй категории водопользования, распространяются также на все участки водных объектов, находящихся в черте населенных мест (пункт 5.1.2 СанПиН 2.1.5.980-00. 2.1.5);
- использование водных объектов рыбохозяйственного значения (Приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 13.12.2016 N 552 "Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения" (далее - Приказ Минсельхоза России от 13.12.2016 N 552), для которых соответствующими нормативными документами установлены определенные нормативы качества воды, используемой для соответствующих целей (см. СанПиН 2.1.5.980-00. 2.1.5; Приказ Минсельхоза России от 13.12.2016 N 552; "ГН 2.1.5.1315-03. Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования. Гигиенические нормативы", утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.04.2003 N 78 "О введении в действие ГН 2.1.5.1315-03" (далее - ГН 2.1.5.1315-03) применительно к каждому конкретному веществу (показателю).
Из анализа указанного заказчиком и уполномоченным органом в подпункте 1 пункта 1.4 раздела 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе перечня показателей воды, по которым в данном случае при выполнении закупаемых работ должна быть предусмотрена очистка "до требуемых нормативов качества", а также установленных законодателем нормативов качества воды водных объектов различного назначения, путем их соотнесения друг с другом установлено следующее:
N п/п |
Показатель (вещество) |
Назначение водных объектов |
|||
1 категория |
2 категория |
Рыбохозяйственное |
|||
Питьевое и хозяйственно-бытовое |
Рекреационное |
||||
1 категория |
2 категория |
||||
1 |
аммоний-ион |
1,5 |
1,5 |
0,5 |
0,5 |
2 |
нитрат-ион |
45 (по NO3) (нитраты) |
45 (по NO3) (нитраты) |
40 (нитрат-анион) |
40 (нитрат-анион) |
3 |
нитрит-ион |
н/н |
н/н |
0,08 (нитрит-анион) |
0,08 (нитрит-анион) |
4 |
сульфат-ион |
н/н |
н/н |
100 (сульфат-анион) |
100 (сульфат-анион) |
5 |
фосфат-ион |
н/н |
н/н |
0,05 |
0,05 |
6 |
ХПК |
15 |
30 |
н/н |
н/н |
7 |
БПК |
2 |
4 |
2.1. |
2.1. |
8 |
взвешенные вещества |
0,25 мг/дм3 |
0,75 мг/дм3 |
0,25 мг/дм3 |
0,75 мг/дм3 |
9 |
железо общее |
0,3 |
0,3 |
0,1 |
0,1 |
10 |
нефтепродукты |
не должны обнаруживаться пленки нефтепродуктов |
|||
11 |
АПАВ |
н/н |
н/н |
н/н |
н/н |
Таким образом, из вышеизложенного следует, что:
1) заказчиком и уполномоченным органом в документации об электронном аукционе установлено требование об "обеспечении эффективности очистки сточных вод по всем показателям <_> до требуемых нормативов качества", при этом не представляется возможным однозначно, четко установить, до каких именно (определенных действующим законодательством) нормативов должна осуществляться такая очистка в зависимости от водопользования: для водных объектов питьевого и хозяйственно-бытового водопользования, либо для водных объектов рекреационного водопользования, либо для водных объектов рыбохозяйственного значения; поскольку для каждого из приведенных объектов водопользования и, соответственно, для содержащихся в документации об электронном аукционе показателей (веществ) законодательством установлены конкретные нормативы, в части существенно отличающиеся друг от друга;
2) кроме того, заказчиком и уполномоченным органом используются нестандартные наименования показателей (веществ), по которым должна быть обеспечена соответствующая очистка сточных вод, в том числе: нитрат-ион (установлены нормативы по нитратам (пункт 869 раздела II "Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования" ГН 2.1.5.1315-03) или по нитрат-анионам (таблица N 2 "Нормативы предельно-допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения" приложения к Приказу Минсельхоза России от 13.12.2016 N 552), нитрит-ион (установлены нормативы по нитрит-анионам (таблица N 2 "Нормативы предельно-допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения" приложения к Приказу Минсельхоза России от 13.12.2016 N 552), сульфат-ион (установлены нормативы по сульфат-анионам (таблица N 2 "Нормативы предельно-допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения" приложения к Приказу Минсельхоза России от 13.12.2016 N 552); вместе с тем документация об электронном аукционе не содержит в своем составе обоснования необходимости использования таких нестандартных, не предусмотренных действующим законодательством показателей,
что является нарушением пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14,
решила:
1. Признать жалобу ООО "Волжскэкострой" (ИНН 7606113679, ОГРН 1177627020801) на действия аукционной комиссии уполномоченного органа - департамента государственного заказа Ярославской области (ИНН 7604084334, ОГРН 1067604003411), при проведении аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по разработке проектной документации по объекту "Строительство очистных сооружений в г. Мышкине Ярославской области" (извещение N 0171200001918000467) необоснованной.
2. По результатам проведения внеплановой проверки признать заказчика - департамент жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (ИНН 7614004592, ОГРН 1067609017178), уполномоченный орган - департамент государственного заказа Ярославской области (ИНН 7604084334, ОГРН 1067604003411), нарушившими пункт 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
3. Выдать заказчику - департаменту жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (ИНН 7614004592, ОГРН 1067609017178), уполномоченному органу - департаменту государственного заказа Ярославской области (ИНН 7604084334, ОГРН 1067604003411), обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе.
Председатель Комиссии И.Г. Паутов
Члены Комиссии Т.А. Смирнова
А.С. Ковалькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 25 июня 2018 г. N 05-02/159ж-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.06.2018