Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия) в составе:
<_>,
при участии представителя:
- заказчика в лице Муниципального казенного учреждения "Служба единого заказчика" - <_>,
- в отсутствие представителей уполномоченного органа в лице Комитета по управлению городским и жилищно-коммунальным хозяйством, надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы,
- в отсутствие представителей заявителя жалобы ООО "РОСТСТРОЙНОВАЦИЯ", надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу ООО "РОСТСТРОЙНОВАЦИЯ" (624130, Свердловская область, г. Новоуральск, бульвар Академика Кикоина, д. 16, оф. 11) о нарушении заказчиком в лице Муниципального казенного учреждения "Служба единого заказчика" (624320, Свердловская обл., г. Верхняя Тура, ул. Иканина, 77, оф. 409), уполномоченным органом в лице Комитета по управлению городским и жилищно-коммунальным хозяйством (624320, Свердловская обл., г. Верхняя Тура, ул. Иканина, 77), его комиссией при проведении электронного аукциона на комплексное благоустройство "Парка молодоженов" в Городском округе Верхняя Тура Свердловской области (извещение N 0162300014118000046) Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
У С Т А Н О В И Л А:
В Свердловское УФАС России поступила жалоба от ООО "РОСТСТРОЙНОВАЦИЯ" (вх. N 01-12044 от 14.06.2018 г.) о нарушении заказчиком в лице Муниципального казенного учреждения "Служба единого заказчика", уполномоченным органом в лице Комитета по управлению городским и жилищно-коммунальным хозяйством, его комиссией при проведении электронного аукциона на комплексное благоустройство "Парка молодоженов" в Городском округе Верхняя Тура Свердловской области (извещение N 0162300014118000046) Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям ст. 105 Закона о контрактной системе.
По мнению заявителя жалобы ООО "РОСТСТРОЙНОВАЦИЯ", аукционной комиссией нарушен порядок отбора участников закупки, так как участнику ООО "РОСТСТРОЙНОВАЦИЯ" (заявка N 4) было неправомерно отказано в допуске к участию в электронном аукционе. Просил признать жалобу обоснованной.
Представитель заказчика с доводами заявителя не согласился, просил признать жалобу необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия Свердловского УФАС России пришла к следующим выводам.
15 мая 2018 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" (http://zakupki.gov.ru) (далее по тексту - единая информационная система) размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0162300014118000046 и аукционная документация на комплексное благоустройство "Парка молодоженов" в Городском округе Верхняя Тура Свердловской области.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 16 986 800,00 рублей.
04 июня 2018 г. аукционной комиссией была проведена процедура рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N 0162300014118000046, по ее итогам составлен протокол, подписанный присутствующими на заседании членами комиссии.
В соответствии с указанным протоколом, до окончания срока подачи заявок было подано 5 заявок на участие в электронном аукционе с порядковыми номерами 1, 2, 3, 4, 5. По результатам рассмотрения аукционной комиссией первых частей заявок на участие в электронном аукционе N 0162300014118000046 заявка с порядковым номером 2 была допущена к участию в электронном аукционе, участникам, подавшим заявки с порядковыми номерами 1, 3, 4, 5, было отказано в допуске к участию в аукционе. Заявка N 4 заявителя жалобы была отклонена по следующим основаниям:
"на основании п.1 ч.4 ст.67 Закона 44-ФЗ (1) В п.32 участник закупки предложил к поставке "Битум нефтяной дорожный вязкий ГОСТ 22245-90" и в своей заявке указал "Марка: БНД 60/90; БНД 90/130. Температура хрупкости, °С, -15". Инструкцией по заполнению заявки на участие в электронном аукционе установлено: "В случае если установлены требования к показателю товара в виде единого диапазона значений, но заказчику требуются несколько типов исполнения товара, то участник в заявке должен указать значение данного показателя для каждого из требуемых типов товара или одно значение для всех типов товаров, если оно одинаково и не противоречит нормативно-технической документации на товар, ГОСТу, наименованию и описанию объекта закупки.при указании отрицательных и положительных отклонений или допусков вида "Z", "-X", "+Y", "-X/+Y", (но не значений отрицательных и положительных температур) сопровождаемых словами "не более", "не менее", "более", "менее" "в пределах" и т.п., данные слова относятся к модулю чисел X, Y, Z, в том числе к каждому числу X и Y при указании их через знак "/".Участник должен дать предложение с учетом соответствующего знака:
, -, +. -/+.". Согласно ГОСТ 22245-90 для битума марки БНД 90/130 температура хрупкости составляет не выше -17°С. Таким образом, -15 °С является выше -17°С; 2) В п.37 участник закупки предложил к поставке "Гвозди толевые круглые" и в своей заявке указал "соответствуют ГОСТ 4029-63, ГОСТ 283-75Длина стержня 19,5 мм (длина гвоздя 20 мм)". Однако согласно пункту 1 (Таблице) ГОСТ 4029-63 длина стержня (или диаметр стержня) может быть 2,0 мм, 2,5 мм, 3 мм.)"
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Пунктом 13 части II "Информационная карта" аукционной документации установлены требования к содержанию, составу первой части заявки:
"Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие на выполнение работ, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным в Приложение N 2 к аукционной документации, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара. (Приложение N 3 к аукционной документации). В соответствии с Инструкцией по заполнению заявки на участие в электронном аукционе (Приложение N 1 к аукционной документации)".
В Приложении N 2 к аукционной документации указан перечень основных используемых товаров (материалы и технологическое оборудование) с качественными характеристиками, предлагаемых к использованию при выполнении работ, в том числе:
32. |
Битум нефтяной дорожный вязкий |
Должен быть нефтяным дорожным вязким, температура вспышки в диапазоне не ниже +230 °С; глубина проникания иглы при +25 °С, 0,1 мм, должна быть не менее 61 не более 130, Температура хрупкости, °С, не выше -15; температура размягчения по кольцу и шару не ниже 43°С Марка: БНД 60/90; БНД 90/130 |
37. |
Гвозди толевые круглые |
Должны соответствовать ГОСТ 4029-63, ГОСТ 283-75 Длина стержня должна быть не менее 2,0 мм Минимальная высота головки не менее 0,5 мм Минимальный диаметр головки не более 7,5 мм Масса 1000 гвоздей: не более 2,23 кг Предельные отклонения на длину гвоздей не более |
Согласно инструкции по заполнению заявки (Приложение N 1 к аукционной документации) предложение участника в отношении объекта закупки должно содержать конкретные значения показателей, позволяющие идентифицировать объект закупки, в том числе при приемке товара. Под конкретным показателем в соответствии с требованиями настоящей инструкции может пониматься как точное числовое значение показателя, так и диапазон значений показателя, так и одновременно несколько показателей товара, удовлетворяющих потребности заказчика. Не допускается наличие неопределенности в значениях или множественность значений, свойственных модельному ряду закупаемых (используемых) товаров, если иное прямо не предусмотрено настоящей инструкцией или непосредственно описанием объекта закупки.
При подаче предложения в отношении описания объекта закупки, в частности - требуемых характеристик закупаемых (применяемых) товаров, участниками должны применяться обозначения (единицы измерения, наименования показателей), соответствующие установленным заказчиком.
При указании используемых для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальных и (или) минимальных значений таких показателей и показателей, значения которых не могут изменяться, заказчиком используются такие слова (словосочетания) как:
- при указании отрицательных и положительных отклонений или допусков вида "Z", "-X", "+Y", "-X/+Y", (но не значений отрицательных и положительных температур) сопровождаемых словами "не более", "не менее", "более", "менее" "в пределах" и т.п., данные слова относятся к модулю чисел X, Y, Z, в том числе к каждому числу X и Y при указании их через знак "/".Участник должен дать предложение с учетом соответствующего знака:
, -, +. -/+.
В случае если установлены требования к показателю товара в виде единого диапазона значений, но заказчику требуются несколько типов исполнения товара, то участник в заявке должен указать значение данного показателя для каждого из требуемых типов товара или одно значение для всех типов товаров, если оно одинаково и не противоречит нормативно-технической документации на товар, ГОСТу, наименованию и описанию объекта закупки.
В представленной первой части заявки с порядковым номером 4 указано в том числе:
32. |
Битум нефтяной дорожный вязкий |
нефтяной дорожный вязкий, температура вспышки в диапазоне не ниже +230 °С (диапазонное значение согласно ГОСТ); глубина проникания иглы при +25 °С, 0,1 мм, не менее 61 не более 90 (для БНД 60/90 диапазонное значение согласно ГОСТ), не менее 91 и не более 130 (для БНД 90/130 диапазонное значение согласно ГОСТ) Температура хрупкости, °С, -15; температура размягчения по кольцу и шару 43°С для БНД 90/130, 47°С для БНД 60/90 Марка: БНД 60/90; БНД 90/130 |
37. |
Гвозди толевые круглые |
соответствуют ГОСТ 4029-63, ГОСТ 283-75 Длина стержня 19,5 мм (длина гвоздя 20 мм) Минимальная высота головки 0,5 мм Минимальный диаметр головки 7,5 мм Масса 1000 гвоздей: 0,482 кг Предельные отклонения на длину гвоздей |
Комиссия Свердловского УФАС России установила, что в первой части заявки N 4 указаны конкретные значения показателей используемого товара, не соответствующие требованиям аукционной документации, а именно: по позиции 32 указано значение показателя "Температура хрупкости, °С" - "-15", что не соответствует требованиям ГОСТ 22245-90, которому должен соответствовать товар в соответствии с аукционной документацией. По позиции 37 указано "Длина стержня 19,5 мм (длина гвоздя 20 мм)", что не соответствует ГОСТ 4029-63, которому должен соответствовать товар в соответствии с аукционной документацией.
Согласно Таблице 1 ГОСТ 22245-90 Температура хрупкости для битума БНД 90/130 составляет не выше -17 °С, участником предложена Температура хрупкости -15 °С, что выше показателя, установленного ГОСТ.
Согласно ГОСТ 4029-63 длина стержня может быть 2,0 мм, 2,5 мм, 3 мм, участником предложена длина стержня 19,5 мм, что не соответствует ГОСТ.
Согласно ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с ч. 3 ст. 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Согласно ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Таким образом, Комиссия Свердловского УФАС России приходит к выводу, что решение об отказе в допуске к участию в электронном аукционе участнику закупки с порядковым номером 4 по основаниям, указанным в протоколе рассмотрения заявок, аукционной комиссией было принято правомерно.
Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Свердловского УФАС России установлено следующее.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В Приложении N 2 к аукционной документации указан перечень основных используемых товаров (материалы и технологическое оборудование) с качественными характеристиками, предлагаемых к использованию при выполнении работ, в том числе:
32. |
Битум нефтяной дорожный вязкий |
Должен быть нефтяным дорожным вязким, температура вспышки в диапазоне не ниже +230 °С; глубина проникания иглы при +25 °С, 0,1 мм, должна быть не менее 61 не более 130, Температура хрупкости, °С, не выше -15; температура размягчения по кольцу и шару не ниже 43°С Марка: БНД 60/90; БНД 90/130 |
Согласно ГОСТ 22245-90 для марок битума БНД 60/90 и БНД 90/130 установлены различные нормы по показателям, установленным в том числе заказчиком: "глубина проникания иглы при +25 °С", "Температура хрупкости, °С", "температура размягчения по кольцу и шару".
Таким образом, заказчик объединил в один пункт требования к различным по своим характеристикам товарам.
Так, например, по показателю "Температура хрупкости, °С" заказчиком установлен показатель "не выше -15". Согласно Таблице 1 ГОСТ 22245-90 Температура хрупкости для битума БНД 90/130 составляет не выше -17 °С, для битума БНД 60/90 - не выше -15 °С.
Установление такого показателя "не выше -15" позволяет участникам закупки указать значение показателя в противоречие с ГОСТ.
На основании вышеизложенного, Комиссия Свердловского УФАС России приходит к выводу, что заказчиком в нарушение п. 1, 2 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе в Приложении N 2 к аукционной документации по позиции 32 установлены требования к товарам, имеющие различные характеристики в соответствии с ГОСТ, что вводит участников закупки в заблуждение и позволяет указать характеристики в противоречие с требованиями ГОСТ.
Выявленное правонарушение содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "РОСТСТРОЙНОВАЦИЯ" признать необоснованной.
2. В действиях аукционной комиссии нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
3. В действиях заказчика в лице Муниципального казенного учреждения "Служба единого заказчика" выявлено нарушение п. 1, 2 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
4. Заказчику в лице Муниципального казенного учреждения "Служба единого заказчика", уполномоченному органу в лице Комитета по управлению городским и жилищно-коммунальным хозяйством, его комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с тем, что выявленные нарушения не повлияли на результат определения подрядчика.
5. Передать материалы дела должностному лицу Свердловского УФАС России, уполномоченному осуществлять производство по делам об административных правонарушениях по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
6. Обязать заказчика обеспечить явку должностного лица заказчика, утвердившего аукционную документацию N 0162300014118000046, с документами, удостоверяющими личность, и документами, закрепляющими за данным лицом служебную обязанность по совершению таких действий, объяснением по факту выявленного нарушения на составление протокола об административном правонарушении по адресу: г. Екатеринбург, ул. 8 марта,5/Химиков, 3, 4 этаж ____________ 2018 г. в ______.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 19 июня 2018 г. N 968-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.06.2018