Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия) в составе:
<_>,
при участии представителей:
- заказчика в лице Муниципального автономного учреждения "Физкультурно-спортивный комплекс городского округа Красноуральск" - <_>,
- в отсутствие представителей заявителя жалобы в лице ООО "Контракт", надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы,
- в присутствии слушателя <_>,
рассмотрев жалобу ООО "Контракт" (354003, г. Сочи, пер. Вишневый, 85Б, пом. 12) о нарушении заказчиком в лице Муниципального автономного учреждения "Физкультурно-спортивный комплекс городского округа Красноуральск" (624330, Свердловская обл., г. Красноуральск, ул. Пригородная, 6 Б), его комиссией при проведении электронного аукциона на работы по ремонту кровли спортзала здания МАУ "ФСК" по адресу г. Красноуральск, ул. Пригородная, 6б (извещение N 0362300369818000005) Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
У С Т А Н О В И Л А:
В Свердловское УФАС России поступила жалоба от ООО "Контракт" (вх. N 01-12365 от 19.06.2018 г.) о нарушении заказчиком в лице Муниципального автономного учреждения "Физкультурно-спортивный комплекс городского округа Красноуральск", его комиссией при проведении электронного аукциона на работы по ремонту кровли спортзала здания МАУ "ФСК" по адресу г. Красноуральск, ул. Пригородная, 6б (извещение N 0362300369818000005) Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям ст. 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель указал, что положения аукционной документации не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе. Просил признать жалобу обоснованной.
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласился, просил признать ее необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия Свердловского УФАС России пришла к следующим выводам.
04 июня 2018 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" (http://zakupki.gov.ru) (далее по тексту - единая информационная система) заказчиком размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0362300369818000005 и аукционная документация на работы по ремонту кровли спортзала здания МАУ "ФСК" по адресу г. Красноуральск, ул. Пригородная, 6б.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 4 083 900,00 рублей.
В соответствии с ч. 3 ст. 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию, предусмотренную ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
В соответствии со статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Согласно п. 1 ст. 194 ГК РФ если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.
Комиссией Свердловского УФАС России установлено, что в соответствии с извещением N 0362300369818000005:
Дата и время начала подачи заявок - 04.06.2018 15:28.
Дата и время окончания подачи заявок - 19.06.2018 12:00.
Пунктом 15 раздела 3 аукционной документации установлены дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 19 июня 2018 года в 12 часов 00 минут (время московское).
Таким образом, срок для подачи заявок, установленный заказчиком, составляет 14 дней.
На основании вышеизложенного, Комиссия Свердловского УФАС России приходит к выводу, что в нарушение ч. 3 ст. 63 Закона о контрактной системе заказчиком сокращен срок подачи заявок на участие в электронном аукционе.
Указанный довод заявителя обоснован.
Выявленное нарушение содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 8 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В извещении N 0362300369818000005 установлена дата и время окончания подачи заявок - 19.06.2018 12:00.
В п. 18 раздела 3 аукционной документации заказчиком установлены даты начала и окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об электронном аукционе:
"Дата начала срока предоставления разъяснений - 04 июня 2018 года.
Дата окончания срока предоставления разъяснений - 15 июня 2018 года (при условии, что запрос о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе поступил в Уполномоченный орган не позднее 14 июня 2018 года, т. е. за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе)".
Установленная заказчиком дата окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об электронном аукционе (15 июня 2018 года) не соответствует ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе, поскольку указанной нормой предусмотрено направление участниками запросов не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе (с учетом установленного заказчика срока окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе - до 15.06.2018 г.), а также что заказчик в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе. Таким образом, дата окончания срока предоставления разъяснений должна быть - 17.06.2018 г.
Следовательно, дата окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об электронном аукционе установлена заказчиком в нарушение п. 11 ч. 1 ст. 64, ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе.
Указанный довод заявителя обоснован.
Выявленное нарушение содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе:
1. в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости);
2. использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В части II "Техническая часть" аукционной документации содержатся сведения о показателях товара, используемого при выполнении работ, оказании услуг, в том числе по позиции "Плиты минераловатные на синтетическом связующем".
На заседании Комиссии представитель заказчика пояснил, что установленные значения показателей отвечают требованиям ГОСТ.
Кроме того, Комиссией установлено, что п. 13 раздела 3 аукционной документации заказчиком установлены требования к содержанию, составу первой части заявки: "Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать: согласие участника электронного аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе, в том числе, указанных в Технической части (Часть II настоящей документации об электронном аукционе)". Таким образом, предоставить в первой части заявки конкретные характеристики товаров заказчик не требует.
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Поскольку ООО "Контракт" не представило Комиссии Свердловского УФАС России доказательств того, что требования части II "Техническая часть" аукционной документации нарушают его права и законные интересы, не позволяют ООО "Контракт" принять участие в электронном аукционе или иным образом нарушают его права, как участника аукциона, Комиссия антимонопольного органа нарушений Закона о контрактной системе в действиях заказчика не усматривает.
Довод заявителя необоснован.
Согласно ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В силу ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:
1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:
а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;
б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара;
2) если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем три года контракта составляет либо превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения Правительства Российской Федерации;
3) если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации на срок не менее чем три года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
4) если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее одного года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, указанные условия могут быть изменены на основании решения местной администрации;
5) изменение в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги;
6) в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом;
7) в случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации цена контракта может быть изменена при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг, связанных с лечением гражданина Российской Федерации, если данная возможность была предусмотрена контрактом с иностранной организацией.
Таким образом, по общему правилу изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе. Данный перечень, установленный в ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе является закрытым.
В п. 11.5 части III "Проект контракта" аукционной документации заказчиком установлено, что если какое-либо из обстоятельств непреодолимой силы непосредственно повлияет на выполнение каких-либо обязательств по договору, период их выполнения по Соглашению Сторон может быть продлен на срок действия указанных обстоятельств.
Проанализировав положение п. 11.5 части III "Проект контракта" аукционной документации, Комиссия Свердловского УФАС России приходит к выводу, что указанное положение установлено заказчиком в нарушение ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Выявленное нарушение содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Контракт" признать частично обоснованной.
2. В действиях заказчика в лице Муниципального автономного учреждения "Физкультурно-спортивный комплекс городского округа Красноуральск" признать нарушения ч. 3 ст. 63, п. 11 ч. 1 ст. 64, ч. 4 ст. 65, ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику в лице Муниципального автономного учреждения "Физкультурно-спортивный комплекс городского округа Красноуральск" выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу, уполномоченному на принятие решения о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 4.2, 8 ст. 7.30 КоАП РФ.
5. Обязать заказчика обеспечить явку должностного лица заказчика, ответственного за установление срока подачи заявок на участие в электронном аукционе N 0362300369818000005, с документами, удостоверяющими личность, и документами, закрепляющими за данным лицом служебную обязанность по совершению таких действий, объяснением по факту выявленного нарушения на составление протокола об административном правонарушении по адресу: г. Екатеринбург, ул. 8 марта,5/Химиков, 3, 4 этаж ____________ 2018 г. в ______.
6. Обязать заказчика обеспечить явку должностного лица, утвердившего аукционную документацию (извещение N 0362300369818000005), с документами, удостоверяющими личность, а также документами, подтверждающими полномочия на действия по утверждению документации, объяснением по факту выявленного нарушения на составление протокола об административном правонарушении по адресу: г. Екатеринбург, ул. 8 марта,5/Химиков, 3, 4 этаж ____________ 2018 г. в ______.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 21 июня 2018 г. N 984-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.06.2018