Инспекция Кабардино-Балкарского УФАС России по организации и осуществления контрольного мероприятия (далее - Инспекция) в составе:
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Кайрос" (далее - заявитель, ООО "Кайрос") по доверенности от 14.03.2018 г., от Федерального казенного учреждения "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Министерства внутренних дел по КБР" (далее - заказчик) по доверенности от 21.06.2018 г., в отсутствии акционерного общества "Единая электронная торговая площадка" (далее - оператор ЭТП),
проведя внеплановую проверку информации поступившей от ООО "Кайрос" о нарушении аукционной комиссией Федерального казенного учреждения "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Министерства внутренних дел по КБР" (далее - аукционная комиссия) Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при проведении электронного аукциона N0804100000218000042 "Оказание услуг по капитальному ремонту котельной" (далее - закупка, аукцион), а также соблюдения заказчиком требований Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по КБР поступили сведения о нарушении законодательства о контрактной системе, выразившееся в необоснованном отклонении от участия в аукционе.
Заседание Инспекции состоялось 21.06.2018 г. в 11 ч. 00-м.
Рассмотрев материалы дела, Инспекция пришла к следующим выводам.
25.05.2018 г. 17:02 на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) (сайт оператора ЭТП - АО "ЕЭТП", http://roseltorg.ru) была размещена закупка N0804100000218000042 "Оказание услуг по капитальному ремонту котельной" с начальной (максимальной) ценой контракта - 5 353 704,00 руб. В извещении указано: Дата и время начала подачи заявок - 17.05.2018 г. 15:39; Дата и время окончания подачи заявок - 10.06.2018 г. 23:59; Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 13.06.2018 г.; Дата и время проведения аукциона в электронной форме 18.06.2018 г. 09:36; Размер обеспечения заявок - 53 537,04; Размер обеспечения исполнения контракта - 535 370,40.
Показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых материалов, максимальные и (или) минимальные значения показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться установлены в разделе III документации об аукционе "Техническое задание" (далее - ведомость материалов). Инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе (далее - инструкция) содержится в разделе IV документации об аукционе "Требования к содержанию и составу заявку на участие в электронном аукционе. Инструкция по ее заполнению".
Согласно протоколу рассмотрения заявок от 13.06.2018 г. на участие в аукционе поступило 5 заявок, из которых 4 заявки отклонены по причинам отсутствия конкретных показателей товаров.
В силу ч.1ст.8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе).
Согласно ч.1 ст.27 Закона о контрактной системе участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно п.п. 2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе при описании в документации о закупке объекта закупки заказчик должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством РФ о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образом зафиксировать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые им необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Определение параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих потребностям заказчика не должны противоречить действующим государственным стандартам.
В ст. 66 Закона о контрактной системе определен порядок подачи заявок на участие в электронном аукционе. Заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей (ч.2 ст.66 Закона о контрактной системе).
Согласно письма ФАС России от 01.07.2016 г. NИА/44536/16 в целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой, целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным стандартами).
Условия документации об аукционе должны содержать ясные и четкие требования, не допускающие неоднозначного толкования с тем, чтобы любой участник экономических правоотношений при решении вопроса об участии в аукционе имел четкое представление о том, какие документы он должен представить для участия в аукционе и каким требованиям он должен соответствовать.
Включение инструкции по заполнению заявок в состав документации об аукционе должно осуществляться с целью создания дополнительных условий для более четкого и ясного понимания участниками потребностей заказчика в товарах. Не допускается, посредством составления инструкции по заполнению заявок и применения ее при разработке требований к товару, создавать необоснованные препятствия для заполнения заявок участникам закупок, тем самым ограничивая круг участников закупок.
Таким образом, отсутствие надлежащей инструкции по заполнению заявки о значениях и показателях материала, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, о порядке их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя), о показателях значений, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений, а также о требованиях технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке привело к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, а также к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.
Более того, запросы разъяснений документации об аукционе, поступившие по данной закупке касались инструкции и порядка заполнения заявок на участие в аукционе.
Действия заказчика по отсутствию в документации об аукционе надлежащей инструкции является нарушением ч.1 ст.27 и п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
На дату заседания Инспекции контракт по аукциону не заключен.
Руководствуясь ст.99 Закона о контрактной системе, Приказа Управления от 14.06.2018 г.,
РЕШИЛА:
1.Признать в действиях Федерального казенного учреждения "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике" нарушение ч.1 ст.27, п.2 ч.1 ст.64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2.Выдать Федеральному казенному учреждению "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике", аукционной комиссии Федерального казенного учреждения "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике" и акционерному обществу "Единая электронная торговая площадка" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
3.Передать материалы настоящего дела соответствующему должностному лицу Кабардино-Балкарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд КБР в течение трех месяцев со дня его принятия.
Руководитель Инспекции:
Участники Инспекции:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 21 июня 2018 г. N 05-155/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.06.2018