Резолютивная часть решения оглашена 18.06.2018
В полном объеме решение изготовлено 21.06.2018
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Урванцевой Д.С. |
- |
специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев жалобу ООО "Контракт", в присутствии представителя ФКУ "Исправительная колония N 18 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Челябинской области" Бегашовой С.Л., действующего на основании доверенности от 15.06.2018,
в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате и времени рассмотрения жалобы,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 08.06.2018 поступила жалоба ООО "Контракт" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на оказание услуг по обслуживанию свиного поголовья (извещения N 0369100019618000032) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам 24.05.2018 ФКУ "Исправительная колония N 18 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Челябинской области" объявило о проведении аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 3 592 680, 00 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 08.06.2018 в 17:00.
На момент рассмотрения жалобы ООО "Контракт" контракт не заключен.
В жалобе указано, что заказчиком в нарушение требований законодательства о контрактной системе установлены срок окончания подачи заявок, требования к участнику закупки по пункту 7 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в жалобе указано, что заказчиком неправомерно сформировано описание объекта закупки в части включения в закупку работ по ремонту помещений и облуживанию свиного поголовья. Также в жалобе указано, что заказчиком неправомерно установлены условие о продлении срока исполнения контракта в случае действия обстоятельств непреодолимой силы, а также штрафные санкции в отношении заказчика и исполнителя.
Представитель заказчика с доводами жалобы заявителя не согласился, представил письменные пояснения и на заседании Комиссии указал следующее.
Срок окончания подачи заявок установлен с учетом, того, что срок подачи заявок заканчивается на 15 день после опубликования извещения о закупке.
Требования к участнику закупки по пункту 7 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе указаны в старой редакции, а также размеры штрафных санкций установлены в документации о закупке ошибочно.
Услуги по ремонту помещений подразумевают под собой выполнение работ при необходимости и непосредственно связаны с содержанием свиного поголовья, что не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе.
Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с частью 7 статьи 66 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона вправе подать заявку на участие в таком аукционе в любое время с момента размещения извещения о его проведении до предусмотренных документацией о таком аукционе даты и времени окончания срока подачи на участие в таком аукционе заявок.
Согласно части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно статье 191 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
В соответствии с частью 1 статьи 194 Гражданского кодекса Российской Федерации если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.
Таким образом, при исчислении как начального, так и конечного сроков должны учитываться нормы гражданского законодательства, в том числе в аспекте определения срока подачи заявок на участие в закупке.
В извещении о закупке указано следующее:
- начало подачи заявок: значение соответствует фактической дате и времени размещения извещения по местному времени организации, осуществляющей размещение;
- окончание срока подачи заявок: 08.06.2018 в 17 часов 00 минут.
При этом, как следует из информации, размещенной в единой информационной системе, датой размещения извещения является 24.05.2018.
Принимая во внимание, что пятнадцатый день срока приходится на 08.06.2018, то минимальным сроком окончания подачи заявок является - 09.06.2018.
Таким образом, заказчик, в нарушение части 3 статьи 63, части 7 статьи 66 Закона о контрактной системе, установил срок подачи заявок менее 15 дней c момента размещения извещения до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.
2. В нарушение пункта 7 части 1, части 5 статьи 31, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе заказчиком в пункте 16 документации о закупке не установлено требование к участнику закупки об отсутствии у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации.
3. Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При этом в пунктах 3,5,6,9 Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление N 1042) предусмотрены штрафные санкции за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом в зависимости от цены контракта, предложенной участником закупки.
Так, из Постановления N 1042 следует, что штрафные санкции устанавливаются в том числе в зависимости от того является ли цена контракта менее или более 3 млн. рублей.
При этом, на момент формирования документации об аукционе заказчик не обладает сведениями о цене контракта, которую предложат на аукционе участники закупки, что обязывает заказчика предусмотреть вариативный размеры штрафа как в отношении заказчика, так и подрядчика в случае, если участники закупки предложат цену контракта в том числе более 3 млн. рублей.
В пунктах 7.3-7.6 проекта контракта установлены штрафные санкции на заказчика и подрядчика только с учетом того, что цена контракта составляет менее 3 млн. рублей, тогда как размеры штрафных санкций в случае, если цена контракта будет составлять более 3 млн. рублей, не указаны, что противоречит частям 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, пунктам 3, 5, 6, 9 Постановления N 1042.
4. Согласно части 9 статьи 34 Закона о контрактной системе сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.
В пункте 7.1 проекта контракта указано, что стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по настоящему контракту, если такое неисполнение обязательств явилось следствием непреодолимой силы.
При этом, условие исполнения контракта, указанное в пункте 7.4 проекта контракта, в соответствии с которым в случае наступления форс - мажорных обстоятельств срок исполнения сторонами взятых на себя обязательств по настоящему контракту автоматически отодвигается соразмерно времени, в течение которого действовали указанные обстоятельства и их последствия, не противоречит требованиям статей 34, 95 Закона о контрактной системе, так как из буквального толкования положений контракта не следует, что стороны согласовали порядок изменения срока исполнения контракта.
При этом, законодательством о контрактной системе не определены права и обязанности заказчика и подрядчика в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы, в связи с чем указанные обязательства сторон регламентируются гражданским законодательством.
5. Согласно пункту 3 статьи 13 Закона о контрактной системе заказчиками осуществляются закупки, в том числе, для выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов.
Исходя из положений указанной статьи Закона о контрактной системе и общего смысла законодательства о контрактной системе, можно сделать вывод о том, что при закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчика основанием для проведения любой закупки является наличие нужд (потребности) заказчика в приобретении товаров, работ, услуг для обеспечения своей деятельности.
Как следует из пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги требованиям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к оказываемым услугам, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в аукционе.
Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности осуществления закупки, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.
При этом, документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
Как следует из извещения и документации о закупке предметом аукциона является оказание услуг по обслуживанию свиного поголовья.
Согласно пункту 5 документации о закупке комплекс оказываемых услуг включает в себя совершение исполнителем следующих действий:
- обеспечить кормами (предстартерные, стартерные комбикорма, зернофураж);
- обеспечить подстилочным материалом (солома, древесные опилки и т.п.);
- обеспечить своевременную чистку мест содержания свиного поголовья, вывоз навоза в навозохранилище;
- обеспечить своевременную укладку подстилочного материала (солома, древесные опилки и т.п.);
- обеспечить своевременное полноценное кормление и поение свиного поголовья (вручную);
- обеспечить своевременное проведение ветеринарных мероприятий;
- проведение забоя свиного поголовья, разделка туш, взвешивание и складирование на склад мяса и субпродуктов;
- проведение разгрузки и складирования завозимых материалов, оборудования и кормов для обеспечения жизнедеятельности свиного поголовья, загрузка мяса и субпродуктов (вручную);
- обеспечить контроль за свиным поголовьем в ночное и дневное время суток, обеспечить приемку поросят во время опороса, обеспечить сохранность свиного поголовья;
- обеспечить подготовку кормов для свиного поголовья (дробление зернофуража, проварка пищевых отходов);
- проведение ремонта и изготовления клеток для содержания свиного поголовья (покраска, побелка, обработка дезинфицирующими материалами);
- проведение ремонта и изготовление деревянных полов в клетках для содержания свиного поголовья;
- проведение текущего ремонта помещений, в которых содержится свиное поголовье, проведение мелкого ремонта осветительного оборудования (замена ламп накаливания), проведение мелкого ремонта системы водоснабжения (устранение течи), подготовка зданий в которых содержится свиное поголовье к работе в зимний период (утепление, остекление, заделка отверстий и швов, а так же другие работы для поддержания температурного режима помещений);
- проведение ремонта оборудования государственного заказчика, используемого исполнителем при оказании услуг;
- проведение своевременной уборки прилегающей территории, соблюдение всех требований санитарных норм.
Таким образом, исходя из характера обязательств, подлежащих выполнению, следует, что комплекс услуг включает в себя осуществление поставки товаров (кормов, подстилочного материала), оказания услуг по обслуживанию свиного поголовья и выполнение работ по ремонту помещений, в которых содержится свиное поголовье.
Вместе с тем, в документации о закупке заказчиком не указано количество товара, а также объем (периодичность) оказания услуг по обслуживанию свиного поголовья, виды и объем работ по ремонту помещений, что свидетельствует о неопределенности потребности заказчика и, как следствие, о несогласованности предмета контракта в нарушение части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Кроме того, описание объекта закупки в части работ по ремонту помещений, в том числе текущему ремонту помещений, в которых содержится свиное поголовье, проведению мелкого ремонта осветительного оборудования, проведению мелкого ремонта системы водоснабжения, подготовке зданий в которых содержится свиное поголовье к работе в зимний период (утепление, остекление, заделка отверстий и швов, а так же другие работы для поддержания температурного режима помещений), не согласуется с наименованием предмета закупки, которое фактически свидетельствует о необходимости оказания услуг только по содержанию свиного поголовья, а не по обслуживанию помещений, в которых содержатся животные. Указанные обстоятельства также свидетельствуют о необъективности и противоречивости описания объекта закупки в нарушение части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В связи с допущенными нарушениями в действиях виновных должностных лиц содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "Контракт" в части обжалования условий исполнения контракта, касающихся действия обстоятельств непреодолимой силы - необоснованными, в остальной части - признать доводы жалобы обоснованными.
2. По результатам рассмотрения жалобы признать в действиях заказчика нарушения части 3 статьи 63, части 7 статьи 66, пункта 7 части 1, части 5 статьи 31, пункта 1 части 1, части 3 статьи 64, части 2 статьи 33, частей 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, пунктов 3, 5, 6, 9 Постановления N 1042.
3. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе*.
4. Передать материалы жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Д.С.Урванцева
И.О. Кокшарова
* Решение и предписание размещены в единой информационной системе во вкладке "реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний" - поиск по N извещения - N жалобы - вкладка "документы"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 18 июня 2018 г. N 383-ж/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.06.2018