Резолютивная часть решения оглашена 15 июня 2018 года
В полном объеме решение изготовлено 20 июня 2018 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Урванцевой Д.С. |
- |
специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "НАЭЛ" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку экскаватора-погрузчика (изв. N0569600000918000121) в присутствии представителей Муниципального предприятия трест "Теплофикация" (далее - заказчик) Герасимова А.М., Морозовой Е.А., действующих на основании доверенностей от 12.01.2018 N 0238-юр, от 12.01.2018 N 0339-юр,
в отсутствие представителей ООО "НАЭЛ" (далее - заявитель, Общество),
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 07.06.2018 поступила жалоба ООО "НАЭЛ" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку экскаватора-погрузчика (изв. N0569600000918000121) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам, заказчик объявил о проведении аукциона путем опубликования 30.05.2018 в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru извещения об осуществлении закупки.
Начальная (максимальная) цена контракта определена в размере 7 898 078,14 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 15.06.2018 08:00.
На дату рассмотрения жалобы контракт не заключен.
Доводы жалобы заявителя заключаются в следующем.
1. Заказчиком в аукционной документации установлен ненадлежащий срок направления запросов о разъяснении положений аукционной документации, а также ненадлежащий срок начала и окончания предоставления разъяснений такой документации.
2. По мнению заявителя, предусмотренным в техническом задании аукционной документации характеристикам товара соответствует исключительно оборудование модели JCB 4 CX SM без возможности поставки эквивалента.
3. Как считает заявитель, действия заказчика по неустановлению в аукционной документации предусмотренного Постановлением Правительства РФ от 14.07.2014 N 656 запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, являются неправомерными.
Представители заказчика с доводами жалобы заявителя не согласились, представили письменные пояснения, которые поддержали на заседании Комиссии, и указали следующее.
Документация об аукционе сформирована в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе, а также с учетом потребности предприятия.
Заслушав пояснения заказчика, уполномоченного органа, заявителя, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Таким образом, дата окончания предоставления разъяснений положений аукционной документации должна быть установлена с учетом двухдневного срока, в течение которого заказчик должен ответить на запрос участника закупки, поступивший не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.
В пункте 30 Информационной карты аукциона указано, что дата начала предоставления разъяснений положений документации об электронном аукционе: 30.05.2018 г. (дата публикации извещения о проведении электронного аукциона). Дата окончания срока предоставления разъяснений положений документации об электронном аукционе: 13.06.2018 г. (включительно) при условии, что запрос поступит заказчику не позднее чем за три дня (11.06.2018 г. включительно) до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе (15.06.2018 г.).
В данном случае, действия заказчика по установлению в аукционной документации срока направления запросов о разъяснении положений аукционной документации, а также сроков начала и окончания предоставления разъяснений такой документации не противоречат пункту 11 части 1 статьи 64, части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
Таким образом, указанный довод заявителя не находит своего подтверждения.
2. В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В техническом задании аукционной документации (приложение N1 к информационной карте документации об аукционе) содержится наименование и описание объекта закупки.
Так, заказчику требуется экскаватор-погрузчик JCB 4 CX SM или эквивалент с мощностью 100 л.с., массой 8 660 кг, глубиной копания 5,88 м и т. д.; вибротрамповка JCB COMPACTOR (0500600080) или эквивалент с массой 178, кг, шириной 305 мм, длиной 739 мм, площадью уплотняемой зоны 0,149 кв.м и т. д.; гидравлический молоток JCB (0502300461) или эквивалент с весом машины 8 тонн, эксплуатационной массой 330 кг и т.д.; устройство для быстрой смены экскаваторного оборудования JCB (0500600010) или эквивалент.
Фактически заказчиком в техническом задании не определены максимальные и (или) минимальные значения показателей оборудования, что, в свою очередь, не соответствует части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе. Более того, указанным в техническом задании показателям соответствует исключительно оборудование модели JCB 4 CX SM, что, в свою очередь, не позволяет предложить к поставке эквивалентный товар. Факт соответствия требованиям аукционной документации исключительно оборудования конкретной модели JCB 4 CX SM заказчиком не оспаривается. Документального обоснования необходимости указания в аукционной документации таких характеристик оборудования заказчиком в материалы не представлено.
С учетом изложенного, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях заказчика признаков нарушения пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Согласно пункту 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Исходя из части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, содержащаяся в извещении информация об условиях, запретах и ограничениях допуска товаров, работ, услуг, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, должна быть отражена в документации об аукционе.
В соответствии с извещением о проведении аукциона предметом закупки является поставка экскаватора-погрузчика с кодом по ОКПД2 28.92.27.119.
Указанный товар включен в утвержденный Постановлением Правительства РФ от 14.07.2014 N 656 перечень отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Вместе с тем, в извещении о проведении аукциона, аукционной документации заказчиком не установлен предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 14.07.2014 N 656 запрет на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, что не соответствует пункту 7 части 5 статьи 63, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года N 727/14 "Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "НАЭЛ" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку экскаватора-погрузчика (изв. N0569600000918000121):
- обоснованными в части установления в описании объекта закупки ненадлежащих требований к товару; отсутствия в извещении, аукционной документации предусмотренного Постановлением Правительства РФ от 14.07.2014 N 656 запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств;
- необоснованными в части установления заказчиком в аукционной документации ненадлежащего срока направления запросов о разъяснении положений аукционной документации, а также ненадлежащего срока начала и окончания предоставления разъяснений такой документации.
2. Признать в действиях заказчика нарушения пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пункта 7 части 5 статьи 63, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновного должностного лица к административной ответственности по части 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Д.С. Урванцева
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 15 июня 2018 г. N 377-ж/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.06.2018