Резолютивная часть решения оглашена 19 июня 2018 года
В полном объеме решение изготовлено 22 июня 2018 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А.
|
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Акулова Д.Н. |
- |
специалиста-эксперта отдела административного и судебного производства Челябинского УФАС России; |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "Автомаркет" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона N 18-69012Э на поставку автобуса школьного (изв. N 0169300000118001176) в присутствии:
- представителя Управления муниципального заказа Администрации города Челябинска (далее - уполномоченный орган) Красиной Н.А., действующего на основании доверенности N 34 от 13.12.2017;
- представителей МБОУ "Школа-интернат N 4 г. Челябинска" (далее - заказчик) Вовк Ю.В., Струковой О.А., действующих на основании доверенности N 3 от 18.06.2018,
в отсутствие представителей ООО "Автомаркет" (далее - Общество, заявитель),
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 13.06.2018 поступила жалоба ООО "Автомаркет" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона N 18-69012Э на поставку автобуса школьного (изв. N0169300000118001176) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам, заказчик, уполномоченный орган 30.05.2018 объявили о проведении аукциона путем опубликования в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru извещения о закупке.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 799 533,33 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 07.06.2018 в 09:00.
На дату рассмотрения жалобы контракт не заключен.
Доводы жалобы заявителя заключаются в следующем.
Аукционной комиссией неправомерно отказано ООО "Автомаркет" с порядковым номером заявки 3 в допуске к участию в электронном аукционе.
Представители заказчика, уполномоченного органа с доводами, изложенными в жалобе, не согласились, представили письменные пояснения, которые поддержали на заседании Комиссии, и указали следующее.
Единой комиссией по осуществлению закупок рассмотрены первые части заявок на участие в электронном аукционе в порядке, установленном частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, принято решение об отказе в допуске к участию в электронном аукционе участникам с порядковыми номерами заявок 1, 3.
ООО "Автомаркет" с порядковым номером заявки 3 отказано в допуске к участию в аукционе на основании несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации об аукционе. В составе первой части заявки участником закупки не в полном объеме указаны характеристики предлагаемого к поставке товара. Так, в заявке указано "Мягкие анатомические сиденья из износостойкой ткани темных тонов, оборудованные подлокотниками вдоль прохода", "Потолочные полки со страхующими ремнями для размещения ручной клади и (или) багажа", "Проблесковые маячки оранжевого цвета".
Тогда как, в соответствии с требованиями аукционной документации участнику в составе первой части заявки необходимо указать данные показатели в полном объеме, а именно "Мягкие анатомические сиденья из износостойкой ткани темных тонов, оборудованные подлокотниками или поручнями вдоль прохода", "Отсек в задней части или потолочные полки со страхующими ремнями для размещения ручной клади и (или) багажа", "Проблесковые маячки желтого или оранжевого цвета".
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно частям 1, 3 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 данного Закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
В силу части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Как установлено материалами дела, на участие в закупке подано три заявки.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в аукционе от 08.06.2018 ООО "Автомаркет" с порядковым номером заявки 3 отказано в допуске к участию в аукционе на основании несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации об аукционе. Так, заявка не соответствует требованиям документации об аукционе. Согласно Инструкции п. 12 части 1 Информационной карты аукциона в электронной форме первая часть заявки участника должна содержать информацию (в объеме не менее того количества показателей, которое указано в техническом задании или спецификации (приложение N 1 к документации об аукционе), позволяющую сделать вывод о функциональных, технических и качественных характеристиках предлагаемого к поставке товара и его соответствии требованиям заказчика. Заявка участника не должна содержать двойных и неоднозначных предложений. В составе первой части заявки участника закупки даны неполные характеристики предлагаемого к поставке товара. Отсутствуют значения по показателям "Мягкие анатомические сиденья из износостойкой ткани темных тонов, оборудованные подлокотниками или поручнями вдоль прохода", "Отсек в задней части или потолочные полки со страхующими ремнями для размещения ручной клади и (или) багажа", "Проблесковые маячки желтого или оранжевого цвета".
Исходя из содержания пункта 12 части 1 Информационной карты аукциона, первая часть заявки на участие в электронном аукционе на поставку товара должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Первая часть заявки участника должна содержать информацию в объеме не менее того количества показателей, которое указано в Требованиях к товару (приложение N 1 к документации об аукционе), позволяющих сделать вывод о функциональных, технических и качественных характеристиках предлагаемого товара и его соответствии требованиям заказчика. Заявка участника не должна содержать двойных и неоднозначных предложений.
В приложении N 1 к документации об аукционе содержится наименование и описание объекта закупки, в том числе обозначены следующие характеристики.
Наименование объекта закупки |
Функциональные, технические и качественные характеристики объекта закупки |
||
Автобус школьный |
Показатель (наименование характеристики) |
Значение |
|
Максимальные и (или) минимальные показатели объекта закупки (!!! Указываются участником в соответствии с инструкцией в п. 12 Информационной карты документации. Часть 1) |
Показатели, которые не могут изменяться (!!! Участником указываются показатели в неизменном виде*) |
||
Мягкие анатомические сиденья из износостойкой ткани темных тонов, оборудованные подлокотниками или поручнями вдоль прохода |
|
Наличие |
|
Отсек в задней части или потолочные полки со страхующими ремнями для размещения ручной клади и (или) багажа |
|
Наличие |
|
Проблесковые маячки желтого или оранжевого цвета |
не менее 4 |
|
Таким образом, исходя из содержания приложения N 1 к документации об аукционе, данные показатели являются наименованием характеристики закупаемого товара. При этом, из пункта 12 части 1 Информационной карты аукциона не следует, что содержание наименования показателя должно указываться участником в полном объеме, предусмотренном аукционной документацией, и не может быть изменено.
Также следует отметить, что в соответствии с Толковым словарем Ожегова союз "или" является разделительным и употребляется при сопоставлении исключающих по значению друг друга членов предложения для указания на необходимость выбора между тем и другим.
С учетом того, что наличие союза "или" предполагает необходимость выбора одного из двух предложенных значений, а также с учетом содержащегося в пункте 12 части 1 Информационной карты аукциона требования о том, что заявка участника не должна содержать двойных и неоднозначных предложений, ООО "Автомаркет" в первой части заявки конкретизированы наименования характеристик предлагаемого к поставке товара.
Наименование товара |
Функциональные, технические и качественные характеристики объекта закупки |
|
Автобус школьный ИАЦ-1767М4 АВТОБУС ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ДЕТЕЙ |
Показатель (наименование характеристики) |
Значение |
Мягкие анатомические сиденья из износостойкой ткани темных тонов, оборудованные подлокотниками вдоль прохода |
наличие |
|
Потолочные полки со страхующими ремнями для размещения ручной клади и (или) багажа |
наличие |
|
Проблесковые маячки оранжевого цвета, шт. |
4 |
В данном случае, не представляется возможным сделать однозначный вывод о несоответствии заявки ООО "Автомаркет" требованиям аукционной документации. Следовательно, действия аукционной комиссии по отказу Обществу в допуске к участию в аукционе являются необоснованными и нарушают части 1, 3, 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссия антимонопольного органа отмечает, что действия аукционной комиссии обусловлены действиями заказчика по указанию в инструкции противоречивой информации о порядке заполнения заявки. Так, аукционная комиссия при рассмотрении заявок, под требованием "первая часть заявки участника должна содержать информацию в объеме не менее того количества показателей, которое указано в техническом задании или спецификации_" предполагала, что содержание наименования показателя товара также должно быть указано в полном объеме и не может быть изменено участником. Так, например, в приложении N 1 к договору наименования характеристик указаны с союзом "или", что предполагает выбор участником соответствующего показателя при исполнении контракта, а не на стадии подачи заявок на участие в аукционе.
По результатам проведения внеплановой проверки в действиях заказчика выявлены следующие нарушения:
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Предметом настоящей закупки является поставка автобуса школьного.
Наименование и описание характеристик закупаемого товара содержится в приложении N 1 к документации об аукционе. Так, например, автобус школьный должен быть оснащен мягкими анатомическими сиденьями из износостойкой ткани темных тонов, оборудованными подлокотниками или поручнями вдоль прохода. При этом, данный показатель является наименованием характеристики, а не ее значением.
В пункте 12 части 1 Информационной карты аукциона содержится инструкция по заполнению заявки, в соответствии с которой первая часть заявки участника должна содержать информацию в объеме не менее того количества показателей, которое указано в Требованиях к товару (приложение N 1 к документации об аукционе), позволяющих сделать вывод о функциональных, технических и качественных характеристиках предлагаемого товара и его соответствии требованиям заказчика. Заявка участника не должна содержать двойных и неоднозначных предложений.
По мнению представителей заказчика, уполномоченного органа, содержание наименования показателя товара должно быть указано участником в полном объеме и не может быть изменено. Выбор соответствующего показателя осуществляется участником при исполнении контракта, а не на стадии подачи заявок.
Вместе с тем, инструкция по заполнению заявки предполагает наличие в заявке участника списка характеристик товара, предусмотренного аукционной документацией. Содержащееся в инструкции по заполнению заявки требование об указании в заявке информации в объеме не менее того количества показателей, которое указано в Требованиях к товару, однозначно не свидетельствует о том, что под данным объемом должен пониматься весь показатель в целом (в том числе содержание наименования показателя). Также из инструкции не следует, что содержание наименования показателя должно быть указано в заявке в неизменном виде.
Более того, предусмотренное инструкцией по заполнению заявки требование о том, что заявка участника не должна содержать двойных и неоднозначных предложений, подразумевает наличие в заявке участника конкретной информации о показателях предлагаемого к поставке товара.
Так, на участие в закупке подано три заявки. Участниками с номерами 1, 3, с учетом предусмотренного аукционной документацией требования о том, что заявка не должна содержать двойных и неоднозначных предложений, конкретизированы наименования показателей товара.
Однако, данным участникам отказано аукционной комиссией в допуске к участию в аукционе на основании несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации об аукционе.
Таким образом, имеющаяся в составе аукционной документации инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе содержит противоречивую информацию при описании объекта закупки и в порядке заполнения такой заявки, что, в свою очередь, приводит к различному пониманию указанных в ней положений со стороны аукционной комиссии, участников закупки и не позволяет принять участие в закупке хозяйствующим субъектам, имеющим возможность поставить товар, соответствующий потребности заказчика.
С учетом указанных обстоятельств, а также результатов аукциона Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о нарушении заказчиком, уполномоченным органом пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года N 727/14 "Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "Автомаркет" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона N 18-69012Э на поставку автобуса школьного (изв. N 0169300000118001176) обоснованными.
2. Признать в действиях аукционной комиссии нарушения частей 1, 3, 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
3. По результатам внеплановой проверки признать в действиях заказчика, уполномоченного органа нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
4. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе выдано по итогам рассмотрения жалобы N 402-ж/2018*.
5. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновного должностного лица к административной ответственности по части 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены комиссии Д.Н. Акулов
Е.В. Кулезнева
* Предписание размещено в единой информационной системе во вкладке "реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний" - поиск по N извещения - N жалобы - вкладка "документы"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 19 июня 2018 г. N 403-ж/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.06.2018