Резолютивная часть решения оглашена 22.06.2018
В полном объеме решение изготовлено 26.06.2018
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Урванцевой Д.С. |
- |
специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев жалобу ООО "КоролСтрой", в присутствии:
- представителя Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Сафина В.И., действующего на основании доверенности N 1 от 24.01.2018,
- представителя Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Михайлова И.В., действующего на основании доверенности N 173 от 20.06.2018,
в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате и времени рассмотрения жалобы,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 15.06.2018 поступила жалоба ООО "КоролСтрой" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту, в том числе с целью создания условий доступности для МГН, нежилого помещения Государственного учреждения - Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Челябинск, ул. Цвиллинга, д.22. (извещения N 0269100000118000187) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам 31.05.2018 Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации объявило о проведении аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 10 889 746, 82 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 18.06.2018в 08:00.
На момент рассмотрения жалобы ООО "КоролСтрой" контракт не заключен.
В жалобе указано, что заказчиком в нарушение требований законодательства о контрактной системе неправомерно установлены требования к составу второй части заявки о предоставлении декларации об отсутствии участника закупки в реестре недобросовестных поставщиков и о том, что участник закупки не является офшорной компанией.
Кроме того, в жалобе указано, что извещении и документации о закупке указана информация об установлении дополнительных требований к участнику закупки, тогда как в плане-графике данная информация отсутствует.
Представители заказчика представили письменные пояснения и на заседании Комиссии указали следующее.
Допущенные нарушения обусловлены технической ошибкой со стороны лиц, размещающих документацию о закупке и информацию в плане-графике закупок, вместе с тем указанные нарушения не повлияли на результаты закупки, в связи с чем права и законные интересы заявителя не могут быть нарушены.
Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Согласно пункту 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе требование о том, что участник закупки не является офшорной компанией.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Вместе с тем, согласно пункту 2 части 1 статьи 64, пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в составе второй части заявки устанавливается требование о предоставлении декларации о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, что исключает обязанность участника закупки декларировать свой статус как организации, не относящейся к офшорной компании в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 2 части 5, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе в пункте 4.3 документации об аукционе неправомерно установлено требование о предоставлении в составе второй части заявки декларации по пункту 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 2 части 5, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе в документации о закупке неправомерно установлено требование о предоставлении в составе второй части заявки декларации об отсутствии участника закупки в реестре недобросовестных поставщиков, поскольку указанная информация в силу данных положений Закона о контрактной системе не подлежит декларированию в составе второй части заявки участника закупки.
Следует отметить, что в силу части 8 статьи 31 Закона о контрактной системе комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок требованиям, указанным в пункте 1, пункте 10 (за исключением случаев проведения электронного аукциона, запроса котировок и предварительного отбора) части 1 и части 1.1 (при наличии такого требования) настоящей статьи, и в отношении отдельных видов закупок товаров, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи, если такие требования установлены Правительством Российской Федерации.
Таким образом, обязанность по проверке достоверности сведений, предоставленных участником закупки, в том числе в части отсутствия в реестре недобросовестных поставщиков, в силу части 8 статьи 31 Закона о контрактной системе возлагается на заказчика.
2. Частью 1 статьи 21 Закона о контрактной системе предусмотрено, что планы-графики содержат перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год и являются основанием для осуществления закупок.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 21 Закона о контрактной системе в план-график включаются дополнительные требования к участникам закупки (при наличии таких требований) и обоснование таких требований.
В части 12 статьи 21 Закона о контрактной системе указано, что не допускаются размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупки, документации об осуществлении закупки, направление приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом, если такие извещения, документация, приглашения содержат информацию, не соответствующую информации, указанной в планах-графиках.
Таким образом, из системного толкования данных положений Закона о контрактной системе следует, что сведения о дополнительных требованиях к участникам закупки, указанные в извещении и документации о проведении закупки, должны соответствовать сведениям, размещенным в плане-графике, что соответствует частям 1,12 статьи 21 Закона о контрактной системе.
Как следует из извещения и документации о закупке в требованиях к участнику закупки и к составу второй части заявки установлены дополнительные требования в соответствии с Приложением N 1 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 (далее - Постановление N 99), которым утверждены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документы, подтверждающие соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям.
В Приложении N 1 к Постановлению N 99 установлены виды товаров, работ, услуг, при закупке которых необходимо устанавливать дополнительные требования, в том числе выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей.
Дополнительным требованием, которое заказчик должен установить к участнику при осуществлении закупки данных работ, является наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Документами, подтверждающими соответствие участника закупки данным требованиям, являются:
- копия исполненного контракта (договора); копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Как следует из извещения и аукционной документации предметом закупки является капитальный ремонт, в том числе с целью создания условий доступности для МГН, нежилого помещения Государственного учреждения - Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, который в соответствии с извещением отнесен к коду ОКПД 2 - 42.20.10.190 "здания жилые прочие, не включенные в другие группировки", к группе "42", при этом начальная (максимальная) цена контракта составляет 10 889 746, 82 рублей.
Таким образом, установление в документации о закупке дополнительных требований к участнику закупки и к составу второй части заявки является правомерным в силу части 2 статьи 31, Приложения N 1 к Постановлению.
Вместе с тем из информации, предоставленной заказчиком, следует, что в плане-графике закупок от 10.04.2018 дополнительные требования к участнику закупки в отношении оспариваемой закупки не установлены, что не отрицается представителями заказчика.
На основании изложенного, размещение в единой информационной системе извещения и документации о закупке с указанием дополнительных требований к участнику закупки в соответствии с Постановлением, не соответствует плану-графику закупок, в котором данная информация не указана, что противоречит частям 1,12 статьи 21, части 2 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, при вынесении решения и предписания антимонопольный орган принимает во внимание, что выявленные нарушения не влияют на права и законные интересы участников закупки в части ограничения возможности подачи заявок на участие в закупке, при этом не представляется возможным установить материально-правовую заинтересованность подателя жалобы в части его намерения участвовать в обжалуемой закупке.
Дополнительно Комиссия антимонопольного органа отмечает, что в связи с допущенными нарушениями в действиях виновных должностных лиц усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "КоролСтрой" на действия заказчика обоснованными.
2. По результатам рассмотрения жалобы признать в действиях заказчика нарушения пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 2 части 5, части 6 статьи 66, частей 1,12 статьи 21, части 2 статьи 93 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе*.
4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Д.С.Урванцева
И.О. Кокшарова
* Предписание размещено в единой информационной системе во вкладке "реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний" - поиск по N извещения - N жалобы - вкладка "документы"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 22 июня 2018 г. N 414
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.06.2018