Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) <_>
рассмотрев жалобу ООО "Трансстрой" (далее - Заявитель) на администрации Вознесенского сельского поселения Лабинского района (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона: "Ремонт гравийной автомобильной дороги по ул. 50 лет Октября от ул. Мостовая ПК 0+00 до ПК 11+40 в ст-це Вознесенская Лабинского района" (извещение N0118300006318000009) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
ООО "Трансстрой" обжалует необоснованный отказ в допуске к участию в электронном аукционе. Считает, что заявка полностью соответствует требованиям аукционной документации и Закону о контрактной системе.
Представителем Заказчика представлена документация об электронном аукционе, заявки участников закупки, письменные пояснения по существу доводов жалобы, с которыми представитель Заказчика не согласен, и считает, что заявка ООО "Трансстрой" отклонена правомерно.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - администрацией Вознесенского сельского поселения Лабинского района проводился электронный аукцион: "Ремонт гравийной автомобильной дороги по ул. 50 лет Октября от ул. Мостовая ПК 0+00 до ПК 11+40 в ст-це Вознесенская Лабинского района" (извещение N0118300006318000009).
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 265 913,00 рублей.
Пунктом 2) части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержатьтребования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пп. б) п. 1) ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию: при заключении контракта на поставку товара:конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
На основании п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
На основании ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 09.06.2018 г. ООО "Трансстрой" (заявка N 9) отказано в допуске к участию в аукционе в электронной форме по следующим основаниям: на основании п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе в связи с несоответствием представленной участником закупки информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям, установленными документацией об аукционе. Так в нарушение инструкции по заполнению заявки по материалам "Смесь песчано-гравийная природная, обогащенная для строительных работ ГОСТ 23735-2014" участником предлагаются характеристики соответствующие только Обогащенным песчано-гравийным смесям (Группа смеси в зависимости от содержания зерен гравия - 4), с одновременным указанием диапазонных значений показателя свойственных только Природным песчано-гравийным смесям (Наибольшая крупность зерен гравия в смеси, мм, в пределах диапазона 10-70). При этом в данной товарной позиции в наименовании товара (материала) через знак "," указаны два отдельных вида материала согласно п.4.1. ГОСТ 23735-2014. Из инструкции: При установлении в приложении N1 к информационной карте электронного аукциона "Описание объекта закупки (Техническое задание)" требований к материалам содержащих перечисление типов, видов, характеристик (в том числе в наименовании товара), значений показателей материала с использованием союза "и" или знака "," (запятая) в предложении участника сведения о материалах должны включать все перечисленные виды материалов, характеристики и значения показателей. В случае если участником предлагаются к поставке несколько видов материалов, отвечающих единому стандарту и со значениями соответствующих показателей согласно документации, такие товары отражаются в заявке разными позициями с указанием всех характеристик, предусмотренных документацией, и указанием предусмотренных значений показателей по каждой позиции. Также участник может отразить в другой иной форме и представить сведения, не допускающие противоречий инструкции, о показателях товаров относящихся к разным видам, типам материалов которые указаны через запятую ",". Кроме того в Инструкции указано: Если в описании товаров заказчиком приводятся альтернативные или взаимоисключающие характеристики (показатели), соответствующие разным группам (типам, видам, классам и т.п.) товаров, то участник закупки согласно настоящей инструкции оставляет и указывает в заявке только те показатели и их значения, которые применимы к предлагаемому им товару, исходя из требований технического регламента или ГОСТ. При этом участником закупки должны быть приведены все показатели, которые установлены в документации и применимы для выбранной группы, вида, марки, класса и т.д. товара. Показатели, не относящиеся к виду (типу, марке, классу, группе и т.п.) предлагаемого товара или не совместимые с иными указываемыми характеристиками, в том числе исходя из требований регламентов и стандартов, не допускается приводить в заявке. Несоблюдение данного правила может привести к отклонению заявки за представление недостоверной информации.
Заказчиком в Приложении N 1 к информационной карте электронного аукциона "Описание объекта закупки (Техническое задание)" установлены следующие требования к функциональным, техническим, качественным характеристикам товара, в частности:
N п/п |
Наименование товара (материала) |
Требования, установленные к функциональным, техническим, качественным характеристикам товара, входящего в объект закупки |
|
Показатель, единицы измерения |
Значение |
||
1 |
2 |
4 |
5 |
1
|
Смесь песчано-гравийная природная, обогащенная для строительных работ |
Требуется смесь пригодная для устройства нижних слоев оснований под дорожные покрытия, дорожных насыпей, представляющая собой смесь песка и гравия. |
|
Группа смеси в зависимости от содержания зерен гравия |
4; 5 |
||
Наибольшая крупность зерен гравия в смеси, мм, в пределах диапазона |
10 - 70 |
||
Содержание засоряющих включений в смеси |
не допускается |
В заявке ООО "Трансстрой" предложены, в том числе, следующие характеристики товара:
N п/п |
Наименование товара (материала) |
Требования, установленные к функциональным, техническим, качественным характеристикам товара, входящего в объект закупки |
Предложение по функциональным, техническим, качественным характеристикам товара, входящего в объект закупки |
|
Показатель, единицы измерения |
Значение |
Значение |
||
1 |
2 |
4 |
5 |
6 |
1
|
Смесь песчано-гравийная природная, обогащенная для строительных работ |
Требуется смесь пригодная для устройства нижних слоев оснований под дорожные покрытия, дорожных насыпей, представляющая собой смесь песка и гравия. |
Смесь пригодна для устройства нижних слоев оснований под дорожные покрытия и дорожных насыпей, представляющая собой смесь песка и гравия. |
|
Группа смеси в зависимости от содержания зерен гравия |
4; 5 |
4 |
||
Наибольшая крупность зерен гравия в смеси, мм, в пределах диапазона |
10 - 70 |
10 - 70 |
||
Содержание засоряющих включений в смеси |
не допускается |
не допускается |
Инструкцией по заполнению заявки (Часть 37 аукционной документации) определено, что при установлении в приложении N1 к информационной карте электронного аукциона "Описание объекта закупки (Техническое задание)" требований к материалам содержащих перечисление типов, видов, характеристик (в том числе в наименовании товара), значений показателей материала с использованием союза "и" или знака "," (запятая) в предложении участника сведения о материалах должны включать все перечисленные виды материалов, характеристики и значения показателей. В случае если участником предлагаются к поставке несколько видов материалов, отвечающих единому стандарту и со значениями соответствующих показателей согласно документации, такие товары отражаются в заявке разными позициями с указанием всех характеристик, предусмотренных документацией, и указанием предусмотренных значений показателей по каждой позиции. Также участник может отразить в другой иной форме и представить сведения, не допускающие противоречий инструкции, о показателях товаров относящихся к разным видам, типам материалов которые указаны через запятую ",".
Если в описании товаров заказчиком приводятся альтернативные или взаимоисключающие характеристики (показатели), соответствующие разным группам (типам, видам, классам и т.п.) товаров, то участник закупки согласно настоящей инструкции оставляет и указывает в заявке только те показатели и их значения, которые применимы к предлагаемому им товару, исходя из требований технического регламента или ГОСТ. При этом участником закупки должны быть приведены все показатели, которые установлены в документации и применимы для выбранной группы, вида, марки, класса и т.д. товара. Показатели, не относящиеся к виду (типу, марке, классу, группе и т.п.) предлагаемого товара или не совместимые с иными указываемыми характеристиками, в том числе исходя из требований регламентов и стандартов, не допускается приводить в заявке. Несоблюдение данного правила может привести к отклонению заявки за представление недостоверной информации. Показатели, относящиеся к альтернативным или взаимоисключающим вариантам товара, можно полностью удалить (удаляется одновременно как информация, содержащаяся в графе "Показатель, ед.изм", так и в графе "Значение", а если предложение товара в заявке приводится в форме отличной от таблицы, то нужно исключить соответствующие фразы, либо напротив наименования показателя можно поставить прочерк (или указать, что по регламенту или ГОСТ для предлагаемого варианта товара показатель не применяется), либо иным образом представить описание предлагаемого товара, которое не будет являться недостоверным.
При использовании заказчиком в требованиях к значению показателя знака ";" - участник предлагает товар (материал), сочетающий в себе только одно значение из разделенных данным знаком.
Часть показателей, предельные значения которых устанавливаются при выпуске определенной продукции как диапазонным значением, так и точным, в описании объекта закупки представлены с использованием фразы "в пределах диапазона" и в заявках участников могут быть представлены как точным, так и не выходящим за пределы диапазонным значением следующим образом:
Пример:
Показатель, ед.изм. |
Значение, установленное заказчиком |
Соответствует (при заполнении участником) |
Соответствует (при заполнении участником) |
Не соответствует (при заполнении участником) |
Ph, в пределах диапазона |
5-7 |
5-7 |
6 |
4-7 |
Температура, °С, в пределах диапазона |
(-5) - (+10) |
(-5) - (+10) |
0 |
+15 |
Согласно п. 4.1 ГОСТ 23735-2014 "Смеси песчано-гравийные для строительных работ. Технические условия" песчано-гравийная смесь производится и поставляется двух видов:
- природная песчано-гравийная смесь, полученная путем добычи гравийно-песчаных пород и поставляемая без какой-либо дальнейшей ее переработки;
- обогащенная песчано-гравийная смесь, полученная путем добычи гравийно-песчаных и валунно-гравийно-песчаных пород и поставляемая после ее обогащения: удаления или добавления тех или иных гранулометрических фракций песка и (или) гравия, удаления валунов и (или) пылевидных и глинистых частиц.
В соответствии с п. 4.3.3 ГОСТ 23735-2014 в природной песчано-гравийной смеси содержание зерен гравия должно быть не менее 10% и не более 90% по массе.
На основании п. 4.3.4 ГОСТ 23735-2014 обогащенную песчано-гравийную смесь в зависимости от содержания зерен гравия подразделяют на пять групп:
1-я - |
с содержанием |
зерен |
гравия |
от |
15% |
до |
25%; |
2-я |
" |
" |
" |
св. |
25% |
" |
35%; |
3-я |
" |
" |
" |
" |
35% |
" |
50%; |
4-я |
" |
" |
" |
" |
50% |
" |
65%; |
5-я |
" |
" |
" |
" |
65% |
" |
75%. |
Таким образом, в соответствии с государственным стандартом природная песчано-гравийная смесь не нормируется по группам.
В соответствии с положениями Инструкции по заполнению заявки участником закупки предложены смеси двух видов ("Смесь песчано-гравийная природная, обогащенная для строительных работ ГОСТ 23735-2014").
Предложение участника закупки в отношении показателя "Группа смеси в зависимости от содержания зерен гравия" содержит значение "4", что соответствует только обогащенной песчано-гравийной смеси согласно ГОСТ 23735-2014, о соответствии товара которому установлено в описании объекта закупки и заявлено участником закупки.
Согласно п. 4.3.5 ГОСТ 23735-2014 наибольшая крупность зерен гравия Dнаиб в природной песчано-гравийной смеси должна быть не менее 10 мм и не более 70 мм.
В соответствии с п. 4.3.6 ГОСТ 23735-2014 наибольшая крупность зерен гравия Dнаиб в обогащенной песчано-гравийной смеси должна иметь одно из следующих значений: 10, 20, 40 или 70 мм.
В отношении показателя "Наибольшая крупность зерен гравия в смеси, мм, в пределах диапазона" участником закупки предложено значение "10 - 70", что соответствует песчано-гравийной смеси как природной (п. 4.3.5 ГОСТ 23735-2014), так и смеси обогащенной, т.к. предложенный участником закупки диапазон значений включает значения наибольшей крупности зерен гравия в обогащенной смеси согласно п. 4.3.6 ГОСТ 23735-2014.
Таким образом, участником закупки в отношении товара представлены сведения в соответствии с требованиями Инструкции по заполнению заявки и соответствуют положениям аукционной документации.
Частью 3 статьи 67 Закона о контрактной системе обусловлено, что по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Согласно ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе обусловлено, что отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
На основании вышеизложенного, отклонение заявки ООО "Трансстрой" по основаниям, указанным в протоколе рассмотрения заявок, противоречит положениям аукционной документации и требованиям Закона о контрактной системе, что свидетельствует о нарушении ч. 4, ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Трансстрой" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - администрации Вознесенского сельского поселения Лабинского района (аукционной комиссии) нарушение ч. 4, ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - администрации Вознесенского сельского поселения Лабинского района (аукционной комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N 313
по делу N ЭА-1044/2018 о нарушении
законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
22 июня 2018 года г. Краснодар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) <_>
на основании своего решения от 22.06.2018 г. по делу N ЭА-1044/2018, принятого по результатам рассмотрения жалобы ООО "Трансстрой" на действия администрации Вознесенского сельского поселения Лабинского района при проведении электронного аукциона: "Ремонт гравийной автомобильной дороги по ул. 50 лет Октября от ул. Мостовая ПК 0+00 до ПК 11+40 в ст-це Вознесенская Лабинского района" (извещение N0118300006318000009) в части нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, руководствуясь ч. 15, ч. 22, ч. 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Закон о контрактной системе) предписывает:
1. Заказчику - администрации Вознесенского сельского поселения Лабинского района (аукционной комиссии) устранить нарушение ч. 4, ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения электронного аукциона (далее - Протоколы) и назначить новую дату рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, дату проведения аукциона, а также разместить в Единой Информационной системе информацию об отмене Протоколов. При этом дата рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе должна быть назначена не ранее чем через 6 рабочих дней со дня отмены Протоколов.
2. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 1 настоящего предписания:
- отменить протокол проведения аукциона;
- назначить время проведения аукциона и разместить информацию о времени проведения аукциона;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в аукционе, об отмене Протоколов, о новой дате рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, дате и времени проведения аукциона, а также о необходимости наличия на счетах для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, открытых участникам закупки, денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в аукционе, о блокировании операций в отношении указанных средств, в случае если в их отношении блокирование прекращено.
3. Оператору электронной площадки осуществить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, открытым участникам закупки, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в аукционе через 4 рабочих дня со дня направления Оператором электронной площадки уведомления, указанного в пункте 3 настоящего предписания.
4. Аукционной комиссии Заказчика рассмотреть первые части заявок, поданные участниками закупки до окончания срока подачи заявок на участие в аукционе и в отношении которых участниками закупки внесено обеспечение, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 22.06.2018 г. по делу N ЭА-1044/2018.
5. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения пункта 5 настоящего предписания и продолжить проведение аукциона с последнего (минимального) предложения о цене контракта.
6. Заказчику (аукционной комиссии), оператору электронной площадки, осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 22.06.2018 г. по делу N ЭА-1044/2018.
7. Настоящее предписание должно быть исполнено в течение 10-ти рабочих дней со дня его получения.
8. В срок до 13.07.2018 г. представить в Краснодарское УФАС России доказательства исполнения настоящего предписания.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
В случае неисполнения данного предписания, Краснодарское УФАС России на основании ч. 25 ст. 99 Закона о контрактной системе вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 22 июня 2018 г. N ЭА-1044/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.06.2018