Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Управление, Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
" "- заместитель руководителя, начальник отдела контроля закупок и торгов Управления;
" " - главный специалист-эксперт отдела контроля закупок и торгов Управления,
в присутствии представителей:
от Заявителя - представителя не направили, о месте и времени и месте уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - представители по доверенности Беккер Н.Г., Беловолова О.А.
от Уполномоченного органа - представителя не направили, о месте и времени и месте уведомлены надлежащим образом.
рассмотрев жалобу ООО "Частная охранная организация "Илир" (г. Красноярск) (ИНН 2463244329) на действияЗаказчика - ГБПОУ ЯНАО "Ямальский полярный агроэкономический техникум"(ИНН8901003989) при осуществлении закупки способом открытого конкурса на "Оказание охранных услуг", начальная (максимальная) цена контракта - 1 805 580,48 рублей, (извещение N 0190200000318006046http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/printForm/view. html?printFormId=29963651)на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации - wwwzakupki.gov.ru (далее - Аукцион, Официальныйсайтhttp://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/printForm/view.html ?printFormId=29963651)и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителяна действия Заказчика.
Заявитель считает, что документация конкурса составлена с нарушением действующего Законодательства РФ.
Заказчик с доводами Заявителя не согласился, представил возражения и сообщил, что при составлении документации, Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Дата и время начала подачи заявок - 04.06.2018 20:00;
Дата и время окончания подачи заявок - 25.06.2018 09:30;
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. В Конкурсной документации установлен ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (далее - Критерий N 2);
2. Опыт участника подтверждается количеством исполненных контрактов в период с 01.01.2016 по 30.11.2017 года, что может служить ограничением, т.к. в данной сфере контракты заключаются на год.
3. Заказчик в п. 2.3 технического задания, устанавливает требование о наличии у всех работников Исполнителя разрешений на хранение и использования служебного оружия и патронов к нему, хотя для поста физической охраны не требуется оружие.
4. Для оплаты договора Заказчик заложил в начальную максимальную цену из расчета стоимости работ охранника в час умноженное на количество охранников, однако в пункте 2.5 технического задания установил требование, что исполнитель за счет своих средств устанавливает на объектах тревожную кнопку.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон по делу, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. По мнению Заявителя в Конкурсной документации установлен ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (далее - Критерий N 2);
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно пункту 8 Правил, в документации о закупке заказчик обязан указать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки. При этом количество используемых для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев оценки при осуществлении закупки должно быть не менее двух, одним из которых должен быть критерий оценки "цена контракта", а в случаях, предусмотренных пунктом 5 Правил, - критерий оценки "стоимость жизненного цикла".
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки заявок на участие в Конкурсе:
Критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, их содержание и значимость:
1. Цена контракта, значимость 60%;
2. Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки, значимость 20%.
3. Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации, значимость 20%.
Согласно Конкурсной документации, оценка заявок на участие в Конкурсе по Критерию N 2 осуществляется с учетом показателя "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
По показателю "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" Критерия N 2 Конкурсной документацией установлен следующий порядок оценки:
2.1. Наличие государственной регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя) на территории муниципального образования город Салехард, максимальное значение 100 баллов:
- в случае регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя) на территории муниципального образования город Салехард - 100 баллов (для подтверждения предоставить Свидетельство о постановке на налоговый учет по месту регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя);
- в случае отсутствия регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя) на территории муниципального образования город Салехард - 0 баллов.
В соответствии с пунктом 25 Правил оценки заявок показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
Кроме того Пунктом 10 Правил установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Установление заказчиком критерия "Наличие государственной регистрации юридического лица на территории МО г. Салехард", не может относится к качественным, функциональным и экологическим характеристикам объекта закупки.
Установление подобных критериев не позволяет объективно оценить и соотнести предложения участников с учетом выгодности одного предложения относительного другого.
В частности, участники, имеющие регистрацию на территории МО г. Салехард, получают несопоставимое преимущество по количеству присеваемых баллов.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации не надлежащий порядок оценки по Критерию N 2 нарушаютпункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Опыт участника подтверждается количеством исполненных контрактов в период с 01.01.2016 по 30.11.2017 года, что может служить ограничением, т.к. в данной сфере контракты заключаются на год.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 4 Правил оценки заявок одним из нестоимостных критериев оценки заявок является квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования, и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно пункту 10 Правил оценки заявок в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки. Как следует из пункта 11 Правил оценки заявок, если в соответствии с пунктом 10 Правил оценки заявок в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой производится оценка, и формула счета количества баллов, присуждаемых по таким показателям.
Таким образом, заказчик вправе самостоятельно устанавливать в конкурсной документации показатели нестоимостных критериев.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 27 Правил оценки заявок в качестве нестоимостного критерия оценки может быть установлен такой критерий, как "опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема".
Из конкурсной документации следует, что одним из подкритериев является:
3.2. опыт участника по успешному оказанию аналогичных услуг (оценивается на основании сведений, представленных в форме N 4, по количеству исполненных контрактов (договоров) за период с 01.01.2016 по 30.11.2017 года), максимальное значение - 20 баллов:
100 и более контрактов (договоров) - 20 баллов;
от 50 до 99 контрактов (договоров) - 5 баллов;
менее 50 контрактов (договоров) - 0 баллов.
Для оценки заявок по указанному критерию используются следующий показатель: "Опыт участника закупки по успешному оказанию аналогичных услуг сопоставимого характера и объема. При этом в рамках показателя рассматривается наличие у участника закупки опыта по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема.
Целью проведения данного открытого конкурса является определение Исполнителя по контракту, который будет оказывать услугу качественно, надлежащим образом в соответствии с требованиями государственного контракта. Услугами сопоставимого характера и объема по нестоимостному показателю в конкурсной документации считаются исполнение контракты (договора) на услуги.
Комиссия рассмотрев данный показатель, приходит к выводу, что установление данного требования к участникам закупки нельзя считать ограничивающим круг участников открытого конкурса, поскольку действия Заказчика были направлены на установление показателя нестоимостного критерия оценки заявок, обеспечивающего с учетом специфики закупки определение участника, способного наиболее качественно оказать необходимые услуги и в равной степени относятся ко всем претендентам на заключение государственного контракта.
Следовательно действия Заказчика, являются правомерными, данный довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Заказчик в п. 2.3 технического задания, устанавливает требование о наличии у всех работников Исполнителя разрешений на хранение и использования служебного оружия и патронов к нему, хотя для поста физической охраны не требуется оружие.
Согласно ст. 11.1 Закона об охранной деятельности право на приобретение правового статуса частного охранника предоставляется гражданам, прошедшим профессиональное обучение для работы в качестве частного охранника и сдавшим квалификационный экзамен, и подтверждается удостоверением частного охранника. Порядок сдачи квалификационного экзамена и выдачи удостоверения частного охранника устанавливается Правительством Российской Федерации. Частный охранник работает по трудовому договору с частной охранной организацией, и его трудовая деятельность регулируется трудовым законодательством и настоящим Законом. Частный охранник в соответствии с полученной квалификацией пользуется предусмотренными настоящим Законом правами только в период выполнения трудовой функции в качестве работника частной охранной организации.
При этом в настоящее время частным охранникам присваиваются следующие разряды 4,5,6. Охранник 4 разряда имеет право оказывать охранные услуги с использованием специальных средств. Охранник 5 разряда при наличии разрешения имеет право оказывать охранные услуги с использованием специальных средств и гражданского оружия. Охранник 6 разряда при наличии разрешения имеет право оказывать охранные услуги с использованием специальных средств, гражданского и служебного оружия.
Предметом контракта является "Оказание охранных услуг". В соответствии с приложением N 1.1 (Техническое задание на оказание услуг охраны):
1.2. Особенности охраняемых объектов:
а) учебный корпус по адресу г. Салехард, ул. Зои Космодемьянской, д.22:
- площадь охраняемого объекта - 1185,7 кв. м.,
- способ охраны объекта - стационарный пост /со спецсредствами,
- количество постов - 1;
- вид дежурства - круглосуточно
б) общежитие N1 по адресу г. Салехард, ул. Республики, д.23:
- площадь охраняемого объекта - 3560,8 кв. м.,
- способ охраны объекта - стационарный пост со спецсредствами,
- количество постов - 1;
- вид дежурства - круглосуточно
Нормами действующего законодательства Российской Федерации в сфере охранных услуг не предусмотрено привыполнение обязанностей по охране имущества, защите жизни и здоровья граждан (работников и посетителей), обеспечению порядка, внутриобъектового и пропускного режимов наличие у сотрудников охранной организации, осуществляющих несение службы,разрешений на хранение и использования служебного оружия и патронов к нему.
Таким образом, действия Заказчика, установившего требование о наличии у всех работников Исполнителя разрешений на хранение и использования служебного оружия и патронов к нему, что нарушает часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Довод жалобы является обоснованным.
4. Для оплаты договора Заказчик заложил в начальную максимальную цену из расчета стоимости работ охранника в час умноженное на количество охранников, однако в пункте 2.5 технического задания установил требование, что исполнитель за счет своих средств устанавливает на объектах тревожную кнопку.
В соответствии с пунктом 2.5 технического задания: Исполнитель, собственными силами и за счет своих средств, на период действия договора устанавливает на объекте Заказчика подлежащего охране, тревожную кнопку с выводом сигнала "ТРЕВОГА" на пульт централизованной охраны (далее ПЦО) собственной дежурной части, с передачей сигнала "ТРЕВОГА" для реагирования собственной ГБР, с обязательным наличием в штате организации специалиста по обслуживанию технических средств охраны, в соответствии с требованиями Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2011 г. N 498 "О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности".
Согласно части 3 статьи 99 Закона о контрактной системе ФАС России осуществляет контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 названной статьи.
Частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе установлено, что контроль за соблюдением требований к обоснованию начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график, осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
При этом, необходимо отметить, что согласно части 1 статьи 18 Закона о контрактной системе обоснование начальной (максимальной) цены контракта осуществляется заказчиком еще при формировании плана-графика.
Таким образом, соблюдение заказчиком порядка обоснования начальной (максимальной) цены контракта не относится к полномочиям ФАС России.
В действиях Заказчика усматриваются нарушения ч. 6 ст.31, п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системы, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации, имеются основания для выдачи предписания.
Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе Комиссия
РЕШИЛА:
1) Признать жалобу ООО "Частная охранная организация "Илир" на действияЗаказчика - ГБПОУ ЯНАО "Ямальский полярный агроэкономический техникум"при осуществлении закупки способом открытого конкурса на "Оказание охранных услуг", начальная (максимальная) цена контракта - 1 805 580,48 рублей, (извещение N 0190200000318006046http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/printForm/view. html?printFormId=29963651), частично обоснованной.
2) Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 6 ст.31, п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
3) Выдать Заказчику - предписание.
4) Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Председатель Комиссии: " "
Члены Комиссии: " "
" "
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 22 июня 2018 г. N АР/2201
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.06.2018