Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии Тюменского УФАС России, заместителя руководителя - начальник отдела Верзуна Ю.Д.,
членов Комиссии Тюменского УФАС России:
заместителя руководителя - начальника отдела Полухина Д.А.,
специалиста - эксперта Лаптевой Н.В.,
с участием представителей сторон:
от заказчика: администрации Аромашевского муниципального района (далее - заказчик), представитель Шумов А.А. по доверенности N 31 от 15.06.2018, представитель Высоцкая Е.В. по доверенности N 30 от 15.06.2018,
от заявителя - индивидуальный предприниматель Сабаев С.М. (далее - заявитель) представитель на заседание Комиссии не явился,
рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 г. жалобу индивидуального предпринимателя Сабаева Сергея Михайловича на действия заказчика администрации Аромашевского муниципального района при проведении открытого конкурса N КО-003/18 на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам на муниципальных маршрутах Аромашевского района (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 0167300012018000029),
У С Т А Н О В И Л А:
В Тюменское УФАС России 09.06.2018 г. в порядке, предусмотренном главой 6 Закона о контрактной системе, поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении открытого конкурса N КО-003/18.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заявителя, заказчика. Информация о содержании жалобы, времени и месте ее рассмотрения размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Согласно доводам жалобы, заявитель считает, что содержащиеся в конкурсной документации критерии оценки участников конкурса, а именно "сведения о включении в реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств", "количество официально трудоустроенных водителей", "наличие производственной базы (гаражи, цеха по ремонту автотранспортных средств" нарушают антимонопольное законодательство и ограничивают конкуренцию.
Заказчик в заседании Комиссии предоставил возражения на жалобу заявителя (письмо от 16.06.2018 N б/н), а также, надлежащим образом заверенную копию конкурсной документации N КО-003/18, которые приобщены в материалы рассматриваемого дела.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя заказчика исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что администрация Аромашевского муниципального района выступила организатором проведения открытого конкурса N КО-003/2018 по определению исполнителя услуг по объекту: выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам на муниципальных маршрутах Аромашевского района.
25.05.2018 года информация о конкурсе была размещена на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167300012018000029.
В соответствии с ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Для проведения открытого конкурса заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию (ч. 3 статьи 48 Закона о контрактной системе).
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе, критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частями 4, 5 статьи 32 Закона о контрактной системе в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Сумма величин значимости всех критериев, предусмотренных документацией о закупке, должна составляет сто процентов.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Правительством Российской Федерации утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085) (далее по тексту - Правила).
Правила определяют порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки (п.1 Правил).
В соответствии с пунктом 3 Правил "оценка" - это процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В силу пункта 8 Правил в документации о закупке заказчик обязан указать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки. При этом количество используемых для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев оценки при осуществлении закупки должно быть не менее двух, одним из которых должен быть критерий оценки "цена контракта".
Согласно пункту 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Согласно пункту 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Так, согласно Извещению о проведении открытого конкурса объектом закупки (предметом контракта) является оказание услуг, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам на муниципальных маршрутах Аромашевского района
В конкурсной документации (раздел 4) перечислены критерии (подкритерии) оценки заявок на участие в конкурсе и определена их значимость.
Критериями оценки заявок являются цена контракта значимостью 60 %, качественные, функциональные характеристики объекта закупки значимостью 10 % и квалификация участника конкурса значимостью 30 %.
В критерии качественные, функциональные характеристики объекта закупки установлен такой показатель как соблюдение требований антитеррористической защищённости (Сведения о включении в реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств).
Как следует из пояснений заказчика наличие указанного показателя обусловлено требованиями Федерального закона от 09.02.2007 г. N16-ФЗ "О транспортной безопасности" в соответствии с которым все транспортные средства подлежат обязательному категорированию (за исключением автобусов, используемых для перевозки учащихся), в связи с чем доказательством соблюдения данных требований будет являться наличие у перевозчика сведений о включении в реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Заказчик, устанавливая данный показатель преследовал цель обеспечения безопасности регулярных перевозок пассажиров и багажа на муниципальных маршрутах Аромашевского муниципального района.
Вместе с тем, Комиссия не может согласиться с указанной позицией заказчика, поскольку для целей оценки участников конкурса в силу вышеприведенных положений Закона о контрактной системе не могут использоваться показатели, которые относятся к соблюдению участниками конкурса обязательных требований действующего законодательства в сфере транспортной безопасности, антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры, что является обязательным условием ведения данного вида деятельности.
Квалификация участника закупки включает в себя подкритерии (пункт 4.1.4):
Опыт участника конкурса по успешному выполнению работ сопоставимых предмету конкурса. Величина значимости критерия оценки 100 %.
Предметом оценки заявок по данному показателю является следующие подкритерии:
1) Количество ДТП. Величина значимости критерия оценки - 10 %.
Лучшим предложением по данному подкритерию является наличие у участника закупки наименьшего количества дорожно-транспортных происшествий (ДТП), повлёкших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине участника настоящего конкурса в течение года, предшествующего дате проведения настоящего конкурса, в расчете на среднее количество транспортных средств, имевшихся в распоряжении юридического лица, индивидуального предпринимателя.
2) Опыт осуществления регулярных перевозок. Величина значимости критерия оценки - 10 %.
Оценка по данному критерию осуществляется в отношении лица, подавшего заявку. Для определения рейтинга заявки по указанному критерию комиссией устанавливается количество полных лет, прошедших с начала осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом участником до размещения извещения о проведении конкурса.
3) Количество официально трудоустроенных водителей. Величина значимости критерия оценки - 60 %.
Количество баллов по данному критерию определяется исходя из сведений о количестве трудоустроенных водителей, представленных участником конкурса "Сведения о количестве трудоустроенных водителей"
4) Наличие производственной базы (гаражи, цеха по ремонту автотранспортных средств). Величина значимости критерия оценки - 20 %.
Лучшим предложением по данному критерию является наличие у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей (гаражи, производственные помещения).
Согласно критерию оценки "наличие производственной базы (гаражи, цеха по ремонту автотранспортных средств)". Наличие собственных или арендованных производственных мощностей оценивается в 100 баллов. Отсутствие собственных или арендованных производственных мощностей оценивается в 0 баллов.
Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" устанавливает основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения:
- при эксплуатации транспортных средств (статья 16 Закона);
- при техническом обслуживании и ремонте транспортных средств (статья 18 Закона);
- при осуществлении юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств (статья 20 Закона).
Обязанность по поддержанию транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в технически исправном состоянии возлагается на владельцев транспортных средств либо на лиц, эксплуатирующих транспортные средства. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы и предоставляющие услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, обязаны иметь сертификат соответствия на выполнение этих работ и услуг и обеспечивать их проведение в соответствии с установленными нормами и правилами. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны:
- организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения;
- соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей;
- создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения;
- анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств;
- организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;
- обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.
Согласно пункту 24 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежит лицензированию.
В соответствии с Положением о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденным постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 N 280, лицензионными требованиями при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров являются:
а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и соответствующих установленным требованиям помещений и оборудования для технического обслуживания и ремонта транспортных средств либо наличие договора со специализированной организацией на предоставление услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств;
б) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) водителей транспортных средств, заключивших с ним трудовой договор или договор об оказании услуг и имеющих необходимые квалификацию и стаж работы, а также прошедших медицинское освидетельствование в установленном порядке.
Само по себе право на вещь, в данном случае производственно-техническую базу автопредприятия, не является критерием качества работы или услуги. Обеспечение безопасности икачества перевозок достигается не выявлением того, в чьей собственности (или на правах аренды) находится производственно-техническая база, а соответствием качества услуг установленным требованиям. Наличие заключенных договоров на техническое обслуживание транспортных средств со специализированной организацией, заключение договора на стоянку и охрану транспортных средств, является гарантией оказания более качественных транспортных услуг, а наличие производственной базы в собственности на показатели качества и безопасности перевозок не оказывает никакого влияния.
По мнению Комиссии, установление подобного критерия необоснованно создают преимущества для определенного круга участников, дискриминирует мелких и средних перевозчиков и может стать причиной их вытеснения с рынка данных услуг, а значит, устранить на нем конкуренцию. Принятие указанного критерия ограничивает возможность участников конкурса, не имеющих производственно-технической базы в участии в конкурсе на равных условиях с остальными участниками.
Кроме того, факт наличия производственной базы не влияет на возможность исполнения участником закупки своих обязательств по заключенному контракту. Отсутствие у участника конкурса на момент подачи заявки указанной в конкурсной документации производственной базы, а также подтверждающих документов, не влияет на возможность надлежащего исполнения таким участником обязательств по контракту, заключаемому по результатам открытого конкурса, поскольку производственная база может быть привлечена участником закупки, например на условиях аренды, после подведения итогов закупки в случае признания такого участника победителем закупки. Указанное требование конкурсной документации о наличии производственной базы налагает дополнительные финансовые обязательства на участника закупки в связи с необходимостью подтверждения соответствия заявленным критериям.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что критерий оценки "наличие производственной базы (гаражи, цеха по ремонту автотранспортных средств)", не направлен на выявление лучших условий исполнения контракта, действия заказчика, выразившиеся в не установлении в конкурсной документации надлежащего порядка оценки заявок на участие в конкурсе, нарушают часть 8 статьи 32, пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, а также Правила оценки N 1085 и содержат признаки состава административного правонарушения предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
В свою очередь довод заявителя о том, что показать "Количество официально трудоустроенных водителей" нарушает антимонопольное законодательство и ограничивают конкуренцию ничем объективно не подтвержден, соответствующих доказательств в материалы дела не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 ст. 99, части 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ИП Сабаева С.М. на действия заказчика - администрации Аромашевского муниципального района при проведении открытого конкурса N КО-003/18 (N0167300012018000029) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам на муниципальных маршрутах Аромашевского района обоснованной в части показателей нестоимостных критериев оценки участников конкурса, таких как: "наличие производственной базы (гаражи, цеха по ремонту автотранспортных средств)", а также качественных, функциональных характеристик объекта закупки при установлении показателя "соблюдение требований антитеррористической защищённости (Сведения о включении в реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств)".
2. Признать заказчика нарушившим часть 8 статьи 32, пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, а также Правила оценки N 1085.
3. Выдать обязательное для исполнение предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения конкурса. внесения изменений в конкурсную документацию, продления сроков подачи заявок на участие в конкурсе и проведении дальнейшей процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе с учетом выводов, изложенных в настоящем решении.
4. По факту выявленного нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок передать материалы настоящего дела должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Ю.Д. Верзун
Члены Комиссии Д.А. Полухин
Н.В. Лаптева
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, 58а тел. 50-31-55
П Р Е Д П И С А Н И Е
по делу N ФКС 18/221 о нарушении законодательства о контрактной системе
в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
18 июня 2018 года г. Тюмень
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Тюменского УФАС России) в составе:
председателя Комиссии Тюменского УФАС России, заместителя руководителя - начальник отдела Верзуна Ю.Д.,
членов Комиссии Тюменского УФАС России:
заместителя руководителя - начальника отдела Полухина Д.А.,
специалиста - эксперта Лаптевой Н.В.,
на основании решения от 18.06.2018 г. по делу N ФКС 18/221 о нарушении законодательства о контрактной системе, принятого Комиссией Тюменского УФАС России по результатам рассмотрения жалобы индивидуального предпринимателя Сабаева Сергея Михайловича на действия заказчика администрации Аромашевского муниципального района при проведении открытого конкурса N КО-003/18 на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам на муниципальных маршрутах Аромашевского района (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 0167300012018000029), руководствуясь п.2 части 22 статьи 99, части 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
П Р Е Д П И С Ы В А Е Т :
1. Администрации Аромашевского муниципального района надлежит устранить нарушения части 8 статьи 32, пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, а также соответствующие нарушения Правил оценки N 1085, допущенные при проведении открытого конкурса N КО-003/18 (N 0167300012018000029) путем внесения изменений в конкурсную документацию с учетом позиции, изложенной в решении Тюменского УФАС России от 18.06.2018 г. по делу N ФКС 18/221 о нарушении законодательства о контрактной системе и провести процедуру закупки в соответствии с требованиями действующего законодательства.
2. Администрации Аромашевского муниципального района после внесения изменений в конкурсную документацию N КО 003/18, провести процедуру закупки в соответствии с требованиями действующего законодательства.
3. В срок до 20 июля 2018 г. включительно, в адрес Тюменского УФАС России представить доказательства исполнения настоящего предписания, в том числе, скриншоты с официального сайта, подтверждающие размещение соответствующей информации на официальном сайте единой информационной системы (ЕИС) сети Интернет.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения согласно ч.9 статьи 106 Закона о контрактной системе, ч. 9 ст. 60 Закона о размещении заказов.
Обжалование предписания в судебном порядке не приостанавливает действия предписания.
В случае неисполнения настоящего предписания. Тюменское УФАС России вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии Ю.Д. Верзун
Члены Комиссии Д.А. Полухин
Н.В. Лаптева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 18 июня 2018 г. N ФКС 18/221
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.06.2018