Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Тюменского УФАС России, Комиссия, антимонопольный орган)
рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) жалобу Общества на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку перчаток медицинских (далее также - электронный аукцион) (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 0367100000818000147),
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) поступила жалоба заявителя на действия заказчика, при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заказчика и заявителя.
Согласно жалобе, документация об аукционе не соответствует требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе и содержит положения, ограничивающие количество участников закупки.
Заявитель указывает, что совокупности указанных характеристик медицинских перчаток, в частности обработке полимерным покрытием на основе глицерина и демитикона или коллагена, манжете перчатки, которая должна быть обрезана (без венчика), с адгезивной полоской, содержанию упаковки перчаток, которая должна состоять из одной пары наружных перчаток согласно размера, указанного на упаковке, и одной пары внутренних на размера больше наружных по позициям N23,24,25,N26 Описания объекта закупки, соответствует единственный производитель товара, что в свою очередь ограничивает количество участников закупки.
Также указывает, что понятия "адгезивная полоса" манжеты перчатки, "обработка внутренней поверхности перчатки гелем на основе глицерина диметикона или коллагена", ГОСТом Р 52238 не предусмотрены. А требование к проницаемости растворов, о соответствии стандартов на проницаемость к бактериофагу, допустимому уровню качества, являются избыточными.
Присутствовавший в заседании Комиссии представитель заказчика не согласился с доводами заявителя по основаниям, изложенным в письменных возражениях (письмо от 19.06.2018 N 170-23/18), согласно которых документация об электронном аукционе на поставку медицинских перчаток не противоречит требованиям законодательства РФ о контрактной системе. Пояснил, что требование к обработке перчаток полимерным покрытием на основе глицерина и демитиконом или коллагеном обусловлено тем, что глицерин и диметикон являются увлажнителями кожи, и питают корневой слой кожи, а коллаген обладает свойствами регенерации, что способствует легкости смены и одевания перчаток в процессе продолжительных операций и увлажнению кожи рук врачей. Медицинские перчатки, по мимо производителя указанного заявителем, производятся компанией "МРК ХЕЛФКЭЯ", Индия.
Требование к адгезивной полосе перчатки обусловлено необходимостью фиксации перчатки на рукаве хирургического халата. Перчатки с адгезивной полосой изготавливают следующие производители: Ansell, IMP, MRK, Healthcare, SFM.
Требование к содержанию в упаковке перчаток (по позиции 26 Описания объекта закупки) обусловлено необходимостью снижения нагрузки на кисть врача в продолжительных операциях, а также с целью цветовой индикации в случае повреждения наружной перчатки, что обеспечивает дополнительную защиту хирурга во время операции и позволяет обнаружить место повреждения наружной перчатки. Перчатки с оспариваемыми характеристиками изготавливают следующие производители: Мелнике Хелс Кэа АБ, WRP Asia Pasific SDN BHD, рег.удостоверение ФСЗ N2010/07613 от 23.06.2014. Перчатки хирургические синтетические стерильные неопудренные с системой индикации прокола (2 пары перчаток в индивидуальной стерильной упаковке).
Также пояснил, что лечебным учреждением проводятся в том числе оперативные вмешательства на головном и спинном мозге пациента в рамках оказания высокотехнологической медицинской помощи пациентам. FSNV F-1671- это стандартный метод проверки сопротивляемости материалов, предназначенных для защитной одежды, к проникновению переносимых с кровью патогенов с использованием бактериофагов Phi-х174 в качестве испытательной системы. Испытательная система предназначена для оценки возможности проникновения суррогатного микроба гепатита (Ви С) и вирусов иммунодефицита человека (ВИЧ). Заказчику важна устойчивость к вирусной пенетрации, которая необходима при работе с кровью и другими биологическими жидкостями из-за высокого риска инфицирования инфекциями и вирусами на этапе оказания экстренной неотложной помощи, в связи, с чем и установлено требование к проницаемости перчаток.
Помимо этого, заказчиком представлены материалы и документы по проведению электронного аукциона, а также копии регистрационных удостоверений на перчатки медицинские, выданные ЗАО НПО "ГАРАНТ", Россия, "Интернешнл Медикал Продактс ЛЛС", США, "МРК ХЕЛФКЭЯ Лтд", Великобритания, свидетельствующих о наличии иных производителей медицинских перчаток, соответствующих описанию объекта закупки.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя заказчика и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что ФГБУ "Федеральный центр нейрохирургии" Министерства здравоохранения РФ (Г.Тюмень), являясь заказчиком, выступило организатором проведения электронного аукциона на поставку перчаток медицинских.
Информация об электронном аукционе была размещена в ЕИС в сфере закупок в сети Интернет: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0367100000818000147.
Комиссией установлено, что раздел 5 аукционной документации (Описание объекта закупки) содержит характеристики закупаемого Заказчиком товара.
Так, в позициях 23,24,25,26 Описания объекта закупки аукционной документации на поставку перчаток медицинских установлены следующие требования к закупаемому заказчиком товару:
Nп/п |
Наименование товара |
Характеристика |
23 |
Перчатки хирургические стерильные |
Перчатки хирургические из натурального латекса стерильные для хирургических операций в том числе продолжительных и в условиях повышенного риска инфицирования. Поверхность перчаток без опудривания для профилактики контактного дерматита. Поверхность перчаток обработана полимерным покрытием на основе глицерина и диметикона или коллагена для легкости смены и одевания перчаток в процессе продолжительных операций и дополнительно для увлажнения и смягчения кожи рук. Допустимый уровень качества (AQL) не более 0,65. Перчатки контрастного по отношению к крови цвета (синего или зеленого спектра), для цветовой индикации проколов при использовании в системе двойных перчаток при операциях повышенного риска инфицирования. Краситель не токсичен. Манжета перчатки обрезана (без венчика), с адгезивной полосой для препятствия скатывания и сползания перчатки в процессе операции. |
24 |
Перчатки хирургические стерильные |
Перчатки хирургические из натурального латекса стерильные для хирургических операций в том числе продолжительных и в условиях повышенного риска инфицирования. Поверхность перчаток без опудривания для профилактики контактного дерматита. Поверхность перчаток обработана полимерным покрытием на основе глицерина и диметикона или коллагена для легкости смены и одевания перчаток в процессе продолжительных операций и дополнительно для увлажнения и смягчения кожи рук.). Перчатки контрастного по отношению к крови цвета (синего или зеленого спектра), для цветовой индикации проколов при использовании в системе двойных перчаток при операциях повышенного риска инфицирования. Краситель не токсичен. Манжета перчатки обрезана (без венчика), с адгезивной полосой для препятствия скатывания и сползания перчатки в процессе операции. |
25 |
Перчатки хирургические стерильные |
Перчатки хирургические из натурального латекса стерильные для хирургических операций в том числе продолжительных и в условиях повышенного риска инфицирования. Поверхность перчаток без опудривания для профилактики контактного дерматита. Поверхность перчаток обработана полимерным покрытием на основе глицерина и диметикона или коллагена для легкости смены и одевания перчаток в процессе продолжительных операций и дополнительно для увлажнения и смягчения кожи рук. Манжета перчатки обрезана (без венчика), с адгезивной полосой для препятствия скатывания и сползания перчатки в процессе операции. |
26 |
Перчатки хирургические стерильные |
Перчатки безлатексные неопудренные стерильные. Рекомендованы для лиц с аллергической реакцией на латексные белки, а также для использования в хирургии высокого риска во время которых применяются активные химические вещества, такие как костный цемент (метилметакрилат). Упаковка перчаток содержит одну пару наружных перчаток согласно размера, указанного на упаковке, и одну пару внутренних на |
Согласно части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Заказчик, если это возможно, при составлении описания объекта закупки должен использовать стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии (п.2 ч. 1 ст.33 Закона о контрактной системе).
Действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своей закупки, исходя из потребностей последнего. В частности, при описании товара заказчик вправе указывать качественные параметры к объекту закупок, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающими количество потенциальных участников закупок, он не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
По смыслу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик устанавливает соответствующие требования к товару исходя из своей потребности с учетом специфики его деятельности, если такие требования не ограничивают количество участников закупки. Заказчик вправе в необходимой степени детализировать требования к товару, работе, услуге. При этом закон не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в документацию об аукционе требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, так и норм, обязывающих заказчика устанавливать в документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров, работ, услуг.
Участником закупки может выступить любое юридическое, физическое лицо (индивидуальный предприниматель), в том числе и не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации об аукционе.
Комиссия указывает, что согласно пояснениям представителя заказчика адгезивная полоса, которой дополнительно оснащена с внутренней стороны усиленная манжета без валика, является дополнительным фиксатором, который предотвращает скатывание и сползание ее во время проведения оперативного вмешательства.
Как установлено, материалами дела, перчатки нескольких производителей, помимо Ansell, соответствуют требованиям заказчика, в том числе не имеют валика, но оснащены адгезивной полосой: Armilla (Yixing HBM Latex Production Co. Ltd., Китай), Nulife Ultra (MRK HEALTHCARE, Индия), SFM (SFM Hospital Products GmbH, Германия).
Согласно пояснениям представителя заказчика относительно требований к содержанию в упаковке перчаток по позиции 26 Описания объекта закупки, о том, что упаковка перчаток должна содержать одну пару наружных перчаток согласно размера, указанного на упаковке, и одну пару внутренних на размера больше наружных (для снижения нагрузки на кисть). Внутренние перчатки контрастного по отношению к крови синего цвета, наружные перчатки-высокой прозрачности соломенного цвета. Вместе они создают систему индикации прокола, что обеспечивает дополнительную защиту хирурга во время операции и позволяет обнаружить место повреждения наружной перчатки.
Перчатки с оспариваемыми характеристиками изготавливают следующие производители: Мелнике Хелс Кэа АБ, WRP Asia Pasific SDN BHD, рег.удостоверение ФСЗ N2010/07613 от 23.06.2014. Перчатки хирургические синтетические стерильные неопудренные с системой индикации прокола (2 пары перчаток в индивидуальной стерильной упаковке).
Требование к обработке перчаток полимерным покрытием на основе глицерина и демитиконом или коллагеном обусловлено тем, что глицерин и диметикон являются увлажнителями кожи, и питают корневой слой кожи, а коллаген обладает свойствами регенерации, что способствует легкости смены и одевания перчаток в процессе продолжительных операций и увлажнению кожи рук врачей.
Перчатки нескольких производителей, помимо Ansell, соответствуют требованиям заказчика, в том числе не имеют валика и имеют обработку внутренней поверхности на основе глицерина и демитикона, нарпимер, медицинские перчатки Ultra Nulife компании "МРК ХЕЛФКЭЯ", Индия.
Таким образом, довод заявителя, что под требуемые характеристики объекта закупки подходит товар только одного производителя, Комиссия считает несостоятельным и не подтвержденным материалами дела.
Комиссия указывает, что потребность заказчика обусловлена в наличии у закупаемого заказчиком товара оспариваемых заявителем характеристик (обработке перчаток соответствующим веществом, манжете, дополнительной защите перчатки) при этом заявителем не доказано, что данные требования не являются значимыми для заказчика или являются избыточными.
Заявителем также не представлено в материалы дела доказательств того, что у него отсутствовала возможность закупить и поставить необходимый заказчику товар по оспариваемым позициям.
Кроме того, Комиссия указывает, что "ГОСТ Р 52238-2004 (ИСО 10282:2002). Национальный стандарт Российской Федерации. Перчатки хирургические из каучукового латекса стерильные одноразовые. Спецификация"(утв. и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 09.03.2004 N 103-ст)(ред. от 15.12.2009) устанавливает лишь основные требования к медицинским перчаткам в части герметичности, стерильности, прочности, соответственно медицинские перчатки могут содержать и иные сведения об эксплуатационных характеристиках товара.
С учетом указанных обстоятельств, Комиссия считает, что заявителем в обоснование заявленных требований не представлены доказательства того, что документация электронного аукциона на поставку медицинских перчаток противоречит требованиям законодательства о контрактной системе, равно как и не доказано обстоятельство необоснованного ограничения прав и законных интересов заявителя со стороны заказчика при проведении вышеназванного аукциона.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 22 ст. 99, части 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Мастер Фарм" на действия заказчика: ФГБУ "Федеральный центр нейрохирургии" Министерства здравоохранения РФ (Г.Тюмень) при проведении электронного аукциона (реестровый номер закупки: 0367100000818000147) на поставку медицинских перчаток необоснованной.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 19 июня 2018 г. N фкс18/220
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.06.2018