Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия, антимонопольный орган)
рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) жалобу Общества на действия Заказчика при проведении открытого конкурса на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным маршрутам по регулируемым тарифам (далее также - электронный аукцион) (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 0167200003418002156),
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России в порядке, предусмотренном главой 6 Закона о контрактной системе поступила жалоба заявителя на действия Заказчика при проведении открытого конкурса на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным маршрутам по регулируемым тарифам.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным статьей 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заявителя, заказчика и уполномоченного органа. Информация о содержании жалобы, времени и месте ее рассмотрения размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Согласно доводам жалобы, заказчик неправомерно установил требование к вместимости транспортных средств, ограничив тем самым количество участников закупки.
Согласно пояснениям заказчика (письмо от 26.06.2018 N 4748/01) установление требований к минимальной величине пассажировместимости транспортного средства направлено на удовлетворение потребности граждан в осуществлении перевозок пассажиров и багажа.
В соответствии с законодательством РФ пассажиру может быть отказано в продаже билета в случае невозможности предоставления места вследствие превышения вместимости, предусмотренной конструкцией транспортного средства.
Вместимость транспортного средства определяется его конструкцией. Основные технические характеристики транспортного средства, в том числе вместимость, содержатся в техническом паспорте транспортного средства и обозначаются конкретным числовым значением.
Постановлением Правительства Тюменской области 20.09.2010 N 271-п, утверждена Методика формирования тарифов на услуги перевозки пассажиров автомобильным транспортом в разрезе маршрутов.
Согласно пункту 3 Постановление Правительства Тюменской области 20.09.2010 N 271-п классы автобусов определяются по габаритной длине (в метрах) и вместимости:
малый - длина от более чем 5,0 метра до 7,5 метра включительно, вместимость в междугородном сообщении в подклассе "А" до 19 пассажиров, в подклассе "Б" и "В" до 28 пассажиров, в городском и пригородном сообщении в подклассе "А" до 26 пассажиров, в подклассе "Б" и "В" до 42 пассажиров, в подклассе "Г" до 13 пассажиров. Автобусы подкласса "В" обладают повышенной проходимостью;
средний - длина от более чем 7,5 метра до 10,0 метра включительно, вместимость в междугородном сообщении до 34 пассажиров, в городском и пригородном сообщении до 67 пассажиров;
большой - длина от более чем 10,0 метра до 16,0 метра включительно, вместимость в междугородном сообщении до 49 пассажиров, в городском и пригородном сообщении в подклассе "А" до 90 пассажиров, в подклассе "Б" до 120 пассажиров.
Особо большой - длина более чем 16,0 метра, вместимостью до 178 пассажиров.
Согласно указанному Постановлению осуществляется определение тарифов на услуги перевозчиков, а также размер субсидий, необходимых для выполнения перевозок, что и является по сути ценой контракта.
Объем перевозок пассажиров на маршруте, пассажирооборот утверждается Главным управлением строительства Тюменской области. Данные натуральные показатели учитываются Департаментом тарифной и ценовой политики Тюменской области при определении расчетного тарифа на перевозку пассажиров автомобильным транспортом в разрезе маршрутов.
На основании тарифов по маршрутам, определяется величина бюджетных средств на компенсацию расходов, связанных с перевозкой пассажиров, учитываемая при осуществлении закупок на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам (расчет начальной (максимальной) цены контракта).
Перевозка пассажиров с наименьшими транспортными издержками, может быть обеспечена, если подвижной состав по классу и вместимости будет максимально соответствовать пассажиропотоку.
В связи с чем, заказчиком предусмотрена соответствующая вместимость транспортных средств.
Одним из показателей качества транспортного обслуживания является "комфортность", под которой понимается характеристика качества транспортного обслуживания населения, выраженная в уровне удобства пользования услугами по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, в том числе отсутствии физиологического и психологического дискомфорта для пассажиров в процессе потребления услуги.
Представитель уполномоченного органа позицию заказчика поддержал, считает жалобу необоснованной. Помимо этого представил материалы и документы по проведению открытого конкурса на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным маршрутам по регулируемым тарифам.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей заявителя, заказчика, уполномоченного органа, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Как следует из части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Заказчик, если это возможно, при составлении описания объекта закупки должен использовать стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии (п.2 ч. 1 ст.33 Закона о контрактной системе).
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно п. 4 Извещения о проведении открытого конкурса объектом закупки (предметом контракта) является осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам.
Приложение N 1 к конкурсной документации (Задание на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам) содержит, в том числе наименование маршрута, вид, класс транспортного средства, а также требование к минимальной вместимости транспортных средств.
Согласно указанному приложению к конкурсной документации, класс транспортных средств определен как "Малый, Средний, Большой", с минимальной вместимостью пассажиров.
Осуществление перевозок по регулируемым тарифам регламентируется Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 220-ФЗ).
Комиссия отмечает, что Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в документацию об электронном аукционе требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, равно как и норм, обязывающих заказчика устанавливать в этой документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров, работ, услуг. В зависимости от своих потребностей заказчик вправе установить конкретные требования к качеству, к техническим, функциональным характеристикам товара, к размерам, к упаковке, максимальным или минимальным значениям показателей, что подтверждается частями 1 и 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Комиссия, учитывая изложенное, приходит к выводу, что предусмотренное конкурсной документации требование к вместимости транспортных средств определено с учетом потребности заказчика, направлено на удовлетворение потребности граждан в получении транспортного обслуживания, и определенно в соответствии с учетом Постановления Правительства Тюменской области 20.09.2010 N 271-п.
Также комиссия указывает, что ссылка заявителя на реестр маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа является несостоятельной, поскольку ведение реестра предусмотрено для целей регулирования пассажирских перевозок и к формированию технического задания не имеет отношения.
Кроме того, отсутствие у заявителя транспортных средств, соответствующих требованиям конкурсной документации не свидетельствует об ограничении количества участников закупки.
С учетом указанных обстоятельств, Комиссия считает, что заявителем в обоснование заявленных требований не представлены доказательства того, что конкурсная документация на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным маршрутам по регулируемым тарифам противоречит требованиям законодательства о контрактной системе, равно как и не доказано обстоятельство необоснованного ограничения прав и законных интересов заявителя со стороны заказчика при проведении вышеназванного конкурса.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 ст. 99, части 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Сибавтотранс" на действия заказчика: ГКУ ТО "Управление автомобильных дорог" при проведении открытого конкурса на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным маршрутам по регулируемым тарифам (реестровый номер закупки 0167200003418002156) необоснованной.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 26 июня 2018 г. N фкс18/236
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.06.2018