Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
<_> - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
<_> - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
<_> - ведущего специалиста-эксперта отдела естественных монополий и рекламы Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Автобан-99"(далее также -ООО "Автобан-99"):не явились, уведомлены надлежащим образом;
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Стройцентр" (далее также - ООО "Стройцентр"): не явились, уведомлены надлежащим образом;
отзаказчикаМуниципального учреждения "Комитет имущественных отношений" муниципального образования "Ленский район" Республики Саха (Якутия)(далее также - МУ "Комитет имущественных отношений" МО "Ленский район" РС(Я), заказчик): не явились, уведомлены надлежащим образом;
от уполномоченного органа Администрации муниципального образования "Ленский район" Республики Саха (Якутия) (далее также - Администрация МО "Ленский район" РС(Я), уполномоченный орган): представленыходатайство о рассмотрении дела без участия представителя, письменные пояснения;
рассмотревжалобы ООО "Автобан-99", ООО "Стройцентр" на действия заказчикаМУ "Комитет имущественных отношений" МО "Ленский район" РС(Я), уполномоченного органа Администрации МО "Ленский район" РС(Я) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по реконструкции здания аптеки под ГКУ РС (Я) "Ленский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних"(изв. N0116300005618000085),проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступили жалобыООО "Стройцентр", ООО "Автобан-99".
Из текста жалобы заявителя ООО "Стройцентр" следует, что в нарушениеЗакона о контрактной системе неправомерноустановлен в аукционной документации требования о наличии у участников закупки лицензии в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 1225 от 30.12.2011 г. "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений".
Из текста жалобызаявителя ООО "Автобан-99" следует, что:
1)В нарушение Закона о контрактной системе не установлены конкретные виды работы, предусмотренные Постановлением Правительства РФ N 1225 от 30.12.2011 г. "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений", на выполнение которых участниками закупки должна представляться лицензия;
2) В нарушение Закона о контрактной системе заказчик установил ненадлежащий срок выполнения работ.
Просят признать жалобу обоснованной.
Из письменного пояснения уполномоченного органа следует, что с доводами заявителя ООО "Стройцентр" не согласны, просят признать жалобу необоснованной, поскольку в проектной документацией предусмотрено выполнение работ по устройству пожарной сигнализации, Заказчиком было установлено требование о наличии у участника закупки лицензии МЧС РФ на осуществление "Деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений", которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, включая особо опасные и технически сложные объекты капитального строительства, кроме объектов использования атомной энергии (в соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в случае выполнения таких работ собственными силами участником закупки.
Уполномоченный орган в письменном обращении пояснил, что с доводами заявителя ООО "Автобан-99" согласны.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
1) извещение о проведении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системе www.zakupki.gov.ru (далее также - ЕИС)и на сайте оператора электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" -25.04.2018 года;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) 15.05.2018 года в аукционную документацию внесены изменения;
4) начальная (максимальная) цена контракта -21 878 000,00 руб. ;
5) на участие в электронном аукционе подано3 заявки от участников закупки;
6) 2 участника закупки допущены к участию в электронном аукционе;
7) в ходе проведения электронного аукциона предложение о цене контракта подано от2 участников закупки;
8) заявки2участников закупки признаны соответствующими требованиям аукционной документации;
9) на основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия считает жалобу ООО "Стройцентр" необоснованнымипо следующим основаниям.
Из сути жалобы следует, что ООО "Стройцентр" обжалует неправомерное требование лицензии МЧС РФ на осуществление "Деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений".
В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Извещением о проведении электронного аукциона предметом закупки является выполнение работ по реконструкции здания аптеки под Государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) "Ленский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" для нужд муниципального учреждения "Комитет имущественных отношений" муниципального образования "Ленский район" Республики Саха (Якутия).
Пунктом 35раздела 2. "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА" аукционной документации установлено следующее требование к участникам закупки:"Установлено.
1) Наличие у участника закупки лицензии МЧС РФ на осуществление "Деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений", которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, включая особо опасные и технически сложные объекты капитального строительства, кроме объектов использования атомной энергии (соответствии с п.15 ч.1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности") в случае выполнения таких работ собственными силами участником закупки".
Пунктом 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлено, что в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежит деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 года N 1225"О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" (далее также - Постановление N 1225)утверждено прилагаемое Положение о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (далее также - Положение).
Пунктами 1, 2, 3 Положения установлено, что настоящее Положение определяет порядок лицензирования деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Лицензирование деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (далее - лицензируемая деятельность) осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - лицензирующий орган).
Лицензируемая деятельность включает в себя выполнение работ и оказание услуг согласно приложению (далее соответственно - работы, услуги).
В данномприложенииуказаны следующие работы и услуги:
1. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ
2. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ
3. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ
4. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ
5. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ
6. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов
7. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт противопожарных занавесов и завес, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ
8. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах
10. Выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций
11. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт первичных средств пожаротушения.
При этом материалами дела установлено, что к требованию о лицензии МЧС РФ на осуществление "Деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений"не указаны конкретные виды работ в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 года N 1225"О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений".
Заказчиком не установлены в аукционной документации конкретные виды работы по выполнению работ по монтажу, техническому обслуживанию, ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Следовательно, в аукционной документации отсутствует требование к участникам закупки о специальной правоспособности.
Таким образом, довод заявителя ООО "Стройцентр" не нашел своего подтверждения.
Комиссия считает жалобу ООО "Автобан-99"частично обоснованной по следующим основаниям.
1. Довод в части неустановления в аукционной документации конкретных видов работ в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 года N 1225"О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" подлежит признанию необоснованным по следующим основаниям.
Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 3 статьи 2 Закона о контрактной системе органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, принимают правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Данные правовые акты должны соответствовать нормативным правовым актам, указанным в частях 1 и 2 настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 52Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
В соответствии с частью 1 статьи 55.8ГрК РФ установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации (далее - СРО) в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
Согласно извещению предметом о проведении электронного аукциона закупки является выполнение работ по реконструкции здания аптеки под Государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) "Ленский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних".
Материалами дела установлено, что в пункте 35 раздела 2. "Информационной карты" аукционной документации установлено требование к участникам закупки о наличии членства в СРО.
Согласно части 4 статьи 64 к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
При этом, согласно пункту 6.2.12.1. проекта контракта "подрядчик обязан заключать договоры субподряда с субподрядчиками (соисполнителями) из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере 20 процентов от цены Контракта. В этом случае Подрядчик несет полную ответственность перед Заказчиком и обеспечивает контроль за ходом выполняемых работ субподрядчиком, соисполнителем. Перечень работ, выполненных субподрядчиками (соисполнителями), и их стоимость Подрядчик указывает в исполнительной документации, представляемой Заказчику по результатам выполнения работ в порядке, установленном настоящим Контрактом".
В аукционной документации установлено требование к участникам закупки о наличии членства СРО, кроме того проект контракта предусматривает привлечение к выполнению работ, предусмотренных контрактом, третьих лиц.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия пришла к выводу, что неустановление требования участникам закупки иметь лицензию на выполнение работ по монтажу, техническому обслуживанию, ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений правомерно.
Таким образом, довод жалобы не нашел своего подтверждения и признан необоснованным.
2. Довод заявителя в части неустановления заказчиком надлежащего срока выполнения работ, предусмотренных контрактом подлежит признанию обоснованным по следующим основаниям.
Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 21 Закона о контрактной системе в план-график включается информация о дополнительных требованиях к участникам закупки (при наличии таких требований) и обоснование таких требований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно пункту 2 статьи 42, части 5 статьи 63, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация:Краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Как установлено выше, согласно извещению о проведении электронного аукциона предметом закупки является выполнение работ по реконструкции здания аптеки под Государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) "Ленский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних".
В соответствии с пунктом 4.1 проекта контракта заказчиком установлен срок окончания - завершения всего комплекса работ, предусмотренного Контрактом - 15 декабря 2018 г.
Вместе с тем, материалами дела установлено, что в составе аукционной документации размещена проектная документация "Реконструкция здания под ГКУ РС (Я) "Ленский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" шифр: 0-0352-00-00.Согласно пункта "к"раздела 6проектной документации реконструкция объекта делится на подготовительный (1,5 мес.) и основной (10,5 мес.) периоды.Общая продолжительность реконструкции составляет - 12 месяцев.
Таким образом, предусмотренный заказчиком в проекте контракта срок выполнения (завершения) работ установлена по 15 декабря 2018 г., что составляет менее 6 месяцев. При этом,проектно-сметная документация предусматривает срок выполнения работ 12 месяцев. Следовательно, установленный заказчиком срок более сжатый, чем предусмотренный проектно-сметной документации, тем самым нарушает положение Закона о контрактной системе.
Кроме того, установление в проекте контракта сокращенного срока выполнения работ, относительно сроков выполнения работ, предусмотренных проектной документацией, может повлиять на качество выполнения работ.
Таким образом, заказчиком/уполномоченным органом нарушенычасть 3 статьи 7, пункт 2 статьи 42, часть 5 статьи 63, часть 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод заявителя ООО "Автобан-99" признан обоснованным. Жалоба признана частично обоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Стройцентр" необоснованной.
2. Признать жалобуООО "Автобан-99"частично обоснованной. Довод в части установления некорректного срока выполнения работ признан обоснованным.
3. Признать заказчика Муниципальное учреждение "Комитет имущественных отношений" муниципального образования "Ленский район" Республики Саха (Якутия), уполномоченный органАдминистрацию муниципального образования "Ленский район" Республики Саха (Якутия) нарушившими часть 3 статьи 7,пункт 2 статьи 42, часть 5 статьи 63, часть 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Выдать заказчикуМуниципальному учреждению "Комитет имущественных отношений" муниципального образования "Ленский район" Республики Саха (Якутия), уполномоченному органу Администрации муниципального образования "Ленский район" Республики Саха (Якутия) предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
5. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения
Заместитель председателя комиссии <_>
Члены комиссии: <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 12 июня 2018 г. N 06-554/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.06.2018