Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
<_> - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
<_>- старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
<_>- ведущего специалиста-эксперта отдела естественных монополий и рекламы Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Изидолг" (далее - ООО "Изидолг", заявитель): не явились, уведомлены надлежащим образом;
от заказчика Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной дороги общего пользования федерального значения "Вилюй" Федерального дорожного агентства" (далее - заказчик, ФКУ Упрдор "Вилюй"): не явились, представлено ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя,
рассмотрев жалобу ООО "Изидолг" на действия заказчика ФКУ Упрдор "Вилюй" при проведении электронного аукциона на оказание услуг по содержанию искусственных дорожных сооружений на автомобильной дороге Р-504 "Колыма" Якутск - Магадан на участке км 779+000 - км 1151+026, Республика Саха (Якутия) (изв. N 0316100000618000082), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Изидолг".
Из текста жалобы заявителя следует, что:
1) заказчиком не установлены дополнительные требования к участникам закупки согласно Постановлению Правительства РФ от 04 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям".
2) заказчик объединил в один лот работы по обслуживанию в течение 5 лет на протяженности участка автомобильной дороги в 372,026 км, укрупнив лот, что ведет к повышению размера обеспечения, следовательно, влечет вытеснение хозяйствующих субъектов, не способных выполнить требование об обеспечении заявки, исполнении контрактов.
Из письменного пояснения заказчика следует, что заказчик с жалобой не согласен.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в материалах дела документы, установила следующее.
1) извещение об осуществлении закупки и аукционная документация размещены на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС), а также на сайте оператора электронной площадки АО "ЕЭТП" - 11.05.2018 года;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 197 370 125,00 руб.;
4) на участие в закупке подана 1 заявка от участника закупки;
5) заявка единственного участника закупки признана соответствующей требованиям аукционной документации.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу заявителя необоснованной по следующим основаниям.
Довод в части неустановления дополнительных требований к участникам закупки согласно Постановлению Правительства РФ от 04 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" признан необоснованным в силу следующего.
Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены Постановлением Правительства Российской Федерации N 99 от 04.02.2015 года "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее также - Постановление N 99).
Пунктом 1 Постановления N 99 установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 к настоящему постановлению.
Согласно пункту 2 приложения N 1 к Постановлению N 99 к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, устанавливается дополнительное требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Между тем, предметом данной закупки является оказание услуг по содержанию искусственных дорожных сооружений на автомобильной дороге Р-504 "Колыма" Якутск - Магадан на участке км 779+000 - км 1151+026, Республика Саха (Якутия), а не строительство, реконструкция, капитальный ремонт, следовательно, в данном случае положения Постановления N 99 неприменимы.
Кроме того, любой довод жалобы, если его обоснованность прямо не следует из положений Закона о контрактной системе, нуждается в доказывании. На это, в частности, указывает часть 9 статьи 105 Закона о контрактной системе: участник закупки, подавший жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, обязан приложить к жалобе документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Заявителем не представлены доказательства в обоснование своего довода.
Довод заявителя не нашел своего подтверждения и признан необоснованным.
Довод в части неправомерного объединения в один лот выполнения работ со сроком выполнения работ в 5 лет на протяженности участка автомобильной дороги в 372,026 км признан необоснованным в силу следующего.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Предметом данной закупки является оказание услуг по содержанию искусственных дорожных сооружений на автомобильной дороге Р-504 "Колыма" Якутск - Магадан на участке км 779+000 - км 1151+026, Республика Саха (Якутия).
Пунктом 2.3 "Описание объекта закупки" раздела 2 "Наименование и описание объекта закупки и условия контракта" аукционной документации установлено следующее:
Цель услуги: Поддержание надлежащего технического состояния искусственных дорожных сооружений, обеспечение безопасного и бесперебойного движения транспортных средств.
Протяженность участка автомобильной дороги составляет 372,026 км, проходит преимущественно по пересечённой местности.
N п/п |
Наименование показателей |
Значение |
1 |
Техническая категория |
IV / V |
2 |
Протяженность, км |
372,026 |
3 |
Мостовые переходы, шт/п.м. |
36 / 2897,65 |
4 |
Водопропускные трубы, шт/п.м. |
380 / 7159,60 |
Пунктом 2.5.2 раздела 2 "Наименование и описание объекта закупки и условия контракта" аукционной документации установлены сроки выполнения работ (поставки товара, оказания услуг): с 1 июля 2018 года по 30 июня 2023 г.
Между тем, из смысла статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчик вправе самостоятельно определять предмет закупки и его характеристики в соответствии с потребностью в том или ином товаре. Потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика, а также обоснование потребности заказчика при установлении требований к поставляемому товару.
Комиссия считает необходимым отметить, что согласно части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе указанный Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о контрактной системе, участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц, или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
При этом основной задачей законодательства, устанавливающего порядок определения поставщика, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате определения поставщика лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать потребностям заказчика, целям результативности. Включение в аукционную документацию условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в аукционе.
Из письменного пояснения заказчика следует, что на основании приказа Министерства транспорта РФ от 16.01.2018 N 13 ФКУ Упрдор "Вилюй" было реорганизовано в форме присоединения к нему другого юридического лица - федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали "Колыма" Федерального дорожного агентства. В соответствии с внесенными в устав изменениями ФКУ Упрдор "Вилюй" является правопреемником ФКУ Упрдор "Колыма". Земельные участки, на которых расположена федеральная дорога "Колыма", переданы в постоянное (бессрочное) пользование ФКУ Упрдор "Вилюй", включая участок автодороги км 779+000 - км 1151+026 (в границах участка км 702 - км 1197), что подтверждается прилагаемой выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости. На основании ч. 2 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ, Федерального закона от 05.12.2017 N 362-ФЗ "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов", Постановления Правительства РФ от 20.12.2017 N 1596 финансовое обеспечение деятельности федерального казенного учреждения "Управление автомобильной дороги общего пользования федерального значения "Вилюй" Федерального дорожного агентства осуществляется за счет средств федерального бюджета по государственной программе "Развитие транспортной системы". Перечень работ (услуг), в целях выполнения (оказания) которых заключаются долгосрочные государственные контракты на содержание искусственных сооружений на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения на 2018 - 2023 годы (далее Перечень), определен Правительством РФ и утвержден распоряжением Правительства РФ от 19.12.2017 г. N 2866-р. Объект закупки "Оказание услуг по содержанию искусственных дорожных сооружений на автомобильной дороге Р-504 "Колыма" Якутск-Магадан на участке км 779+000 - км 1151+026, Республика Саха (Якутия)" полностью соответствует п. 188 указанного Перечня в части его протяженности и срока содержания. Заключение долгосрочных пятилетних контрактов на содержание автомобильной дороги и искусственных сооружений на ней является частью государственной политики, преследующей цели создания и поддержания на местах постоянной материально-технической базы и трудовых ресурсов, обслуживающих федеральные автомобильные дороги, тем самым обеспечив надлежащий уровень содержания и надежное и бесперебойное транспортное сообщение.
В материалы дела заказчиком представлена копия приказа Министерства транспорта Российской Федерации N 13 от 16.01.2018 года "О реорганизации федерального казенного учреждения "Управление автомобильной дороги общего пользования федерального значения "Вилюй" Федерального дорожного агентства" в форме присоединения к нему федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали "Колыма" Федерального дорожного агентства". В соответствии с данным приказом реорганизуется находящееся в ведении Федерального дорожного агентства федеральное казенное учреждение "Управление автомобильной дороги общего пользования федерального значения "Вилюй" Федерального дорожного агентства" в форме присоединения к нему федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали "Колыма" Федерального дорожного агентства", федеральное казенное учреждение "Управление автомобильной дороги общего пользования федерального значения "Вилюй" Федерального дорожного агентства" является правопреемником (в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений) федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали "Колыма" Федерального дорожного агентства".
Также в материалы дела заказчиком представлена копия выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости на земельный участок с видом разрешенного использования "Федеральная автодорога "Колыма" уч. 702-1197 км", правообладатель (правообладатели): Федеральное казенное учреждение "Управление автомобильной дороги общего пользования федерального значения "Вилюй" Федерального дорожного агентства".
Также в материалы дела заказчиком представлена копия Распоряжения Правительства Российской Федерации от 19.12.2017 года N 2866-р. Данным распоряжением утверждены прилагаемые:
перечень работ (услуг), в целях выполнения (оказания) которых заключаются долгосрочные государственные контракты на содержание автомобильных дорог общего пользования федерального значения на 2018-2023 годы;
перечень работ (услуг), в целях выполнения (оказания) которых заключаются долгосрочные государственные контракты на содержание искусственных сооружения на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения на 2018-2023 годы.
Пунктом 188 перечня работ (услуг), в целях выполнения (оказания) которых заключаются долгосрочные государственные контракты на содержание искусственных сооружения на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения на 2018-2023 годы, предусмотрено содержание искусственных сооружений на автомобильной дороге Р-504 "Колыма" Якутск-Магадан на участке км 779+000 - км 1151+026, количество мостовых сооружений - 36 штук, 2899,29 погонных метров; количество водопропускных труб - 342 штук, 6464,35 погонных метров, предельный объем средств на оплату долгосрочного государственного контракта на 2018-2023 годы всего - 197370,125 тыс. руб.
Таким образом, закупка проводится в рамках Распоряжения Правительства Российской Федерации от 19.12.2017 года N 2866-р, Комиссия не усматривает нарушения статьи 33 Закона о контрактной системе.
Довод заявителя не нашел своего подтверждения и признан необоснованным.
Жалоба заявителя подлежит признанию необоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
Признать жалобу ООО "Изидолг" на действия заказчика ФКУ Упрдор "Вилюй" при проведении электронного аукциона на оказание услуг по содержанию искусственных дорожных сооружений на автомобильной дороге Р-504 "Колыма" Якутск - Магадан на участке км 779+000 - км 1151+026, Республика Саха (Якутия) (изв. N 0316100000618000082) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии <_>
Члены комиссии: <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 4 июня 2018 г. N 06-549/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.06.2018