Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "СМУ N 1" (далее - Заявитель) на действия ФКУ "Дирекция единого заказчика по строительству, капитальному и текущему ремонту" (далее - Заказчик), при проведении ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки), аукционной комиссией ФКУ "Дирекция единого заказчика по строительству, капитальному и текущему ремонту" (далее - Аукционная комиссия), Заказчиком электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству Научно-лабораторного комплекса Института экологических проблем Севера Уральского отделения Российской академии наук, г. Архангельск, Архангельская область (номер извещения 0373100005218000002) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, принявшего неправомерное решение об отказе от заключения контракта с Заявителем.
Представитель Заказчика не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик, Аукционная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 25.06.2018 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 26.06.2018.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 18.04.2018;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 483 790 170 рублей;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
4) дата и время окончания подачи заявок на участие в Аукционе -04.05.2018;
5) на участие в Аукционе подано 4 заявки от участников закупки;
6) к участию в Аукционе допущено 3 участника закупки;
7) дата проведения Аукциона - 14.05.2018;
8) в период проведения Аукциона поданы предложения о цене контракта от 3 участников Аукциона;
9) победителем Аукциона признан Заявитель с минимальным предложением о цене контракта - 420 897 447,90 рублей
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно принято решение об отказе от заключения контракта с Заявителем.
В соответствии с частью 1 статьи 70 Закона о контрактной системе по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных статьей 70 Закона о контрактной системе, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 Закона о контрактной системе признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Согласно части 9 статьи 31 Закона о контрактной системе отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) настоящей статьи, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.
В соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, содержащиеся в пунктах 1-10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию финансовых ресурсов для исполнения контракта, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
При этом согласно части 2.1 статьи статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить дополнительные требования к участникам закупок аудиторских и сопутствующих аудиту услуг, а также консультационных услуг.
Таким образом, положениями Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень оснований отказа от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Протоколом подведения итогов Аукциона от 18.05.2018 N 0373100005218000002-3 Заявитель признан победителем Аукциона.
Вместе с тем, 14.06.2018 Заказчиком принято решение об отказе от заключения государственного контракта с Заявителем (Протокол отказа от заключения контракта от 15.06.2018 N 0373100005218000002-4 (далее - Протокол) на следующем основании: "участник закупки предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям. Информация, предоставленная во 2-х частях заявок на 14.05.2018 г.: 1. Протокол о назначении генерального директора N 2/17 от 04.07.2017 г. (копия выписки из ЕГРЮЛ подтверждающая смену генерального директора ООО "СМУ N 1" от 28.04.2018 г"). 2. Решение единственного участника С.В. Нишанова о крупной сделки от 26.07.2016 г (копия выписки из ЕГРЮЛ подтверждающая, что участниками ООО "СМУ N 1" являются Одинцов С.В. от 07.06.2017 и Нишанов С.В. от 08.07.2016 г)".
Таким образом, Протокол содержит основания отказа Заказчика от заключения контракта с Заявителем, не предусмотренные частью 9 статьи 31 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что указанные действия Заказчика, принявшего неправомерное решение об отказе от заключения контракта с Заявителем, нарушают часть 1 статьи 70 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрена частью 3 статьи 7.32 Кодекса об административных правонарушениях.
При проведении внеплановой проверки Комиссией выявлены следующие нарушения Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с частью 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 69 Закона о контрактной системе. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
В соответствии с частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, не допускается.
Согласно части 6.1 статьи 66 Закона о контрактной системе в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником электронного аукциона в соответствии с частями 3 и 5 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения.
В соответствии с протоколом подведения итогов Аукциона от 18.05.2018 N 0373100005218000002-3 заявка Заявителя признана соответствующей требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Заказчиком представлена заявка Заявителя, согласно которой директором ООО "СМУ N 1" является В.А. Полибин.
Представитель Заявителя на заседании Комиссии пояснил, что в соответствии с Протоколом от 24.04.2018 N 4/18 директором ООО "СМУ N 1" назначен О.В. Рокотянский. При этом Заявителем 24.04.2018 в адрес налогового органа направлена информация об изменении сведений в отношении директора ООО "СМУ N 1". Срок внесения изменений в ЕГРЮЛ в отношении ООО "СМУ N 1" установлен 04.05.2018, т.е. после даты окончания подачи заявок на участие в закупке.
Представитель Заявителя на заседании Комиссии также пояснил, что в связи с тем, что время окончания подачи заявок на участие в Аукционе -ограничено до 09:00 04.05.2018, Заявителем на участие в Аукционе с использованием электронной цифровой подписи на имя В.А. Полибина, а также документы, входящие в состав заявки, подписаны В.А. Полибиным. При этом в составе заявки Заявителя отсутствует доверенность на В.А. Полибина на право подачи заявки на участие в закупке.
Вместе с тем, Заказчиком на заседании Комиссии представлена выписка из ЕГРЮЛ, согласно которой директором ООО "СМУ N 1" является О.В. Рокотянский.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заявителем в нарушение пункта 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе направлена заявка на участие в Аукционе, содержащая недостоверные сведения в отношении директора ООО "СМУ N 1". При этом из представленных в составе заявки Заявителя документов не представляется возможным сделать вывод, что в составе заявки Заявителя содержатся сведения, подтверждающие полномочия лица на осуществления от имени Заявителя действий по участию в Аукционе.
Таким образом, действия Аукционной комиссии, выразившиеся в неправомерном принятии решения о признании заявки Заявителя, соответствующей требованиям, установленным в документации об Аукционе, нарушают часть 6 статьи 69 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
Согласно части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Пунктом 2 постановления Правительства от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление Правительства N 570) установлены возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных Постановлением Правительства N 570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке.
Пунктом 30.1. информационной карты документации об Аукционе установлен перечень возможных видов работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту, а именно: земляные работы и устройство фундаментов здания, возведение конструкций подземной части, возведение конструкций 1-го этажа, возведение конструкций 2-го этажа, возведение конструкций 3-го этажа, возведение конструкций 4-го этажа, устройство кровли, устройство фасадов.
Вместе с тем, Комиссии не представляется возможным однозначно прийти к выводу о том, что документация об Аукционе содержит указание на то, что работы по возведению конструкций 1-го, 2-го, 3-го, 4-го этажей, возведение конструкций подземной части относятся к видам работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые включены в перечень работ, утвержденный Постановлением Правительства N 570.
Кроме того, согласно проектной документации, необходимо выполнить, в том числе, подготовительные работы, устройство наружных сетей канализации, водоснабжения, теплоснабжения, работы по благоустройству и другие, которые включены в перечень работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, утвержденный Постановлением Правительства N 570.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены возможные виды работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, например, такие, как подготовительные работы, что является нарушением части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушения Российской Федерации.
4. В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса, указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе, заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно пункту 13.4 информационной карты документации об Аукционе установлено, в том числе следующее: "Разъяснения положений документации предоставляются с момента размещения извещения о проведении электронного аукциона в сети Интернет и не позднее, чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок".
На заседании Комиссии установлено, что документация об Аукционе содержит сведения о порядке предоставления участникам Аукциона разъяснений положений документации об Аукционе, при этом документацией об Аукционе не установлена дата начала и окончания срока предоставления разъяснений такой документации.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего дату начала и окончания предоставления разъяснений положений документации об Аукционе, нарушают пункт 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренные частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку на участие в Аукционе подано 4 заявки от участников закупки, кроме того при рассмотрении жалобы отсутствует информация, что указанное нарушение повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СМУ N 1" обоснованной.
2. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Заказчика пункта 11 части 1 статьи 64, части 1 статьи 70, части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы дела от 26.06.2018 N 18/44/105/745 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 26 июня 2018 г. N 18/44/105/745
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.06.2018