Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Дельта" (далее - Заявитель) на действия аукционной комиссии Управления Судебного Департамента в Нижегородской области (далее - Аукционная комиссия), Управления Судебного Департамента в Нижегородской области (далее - Заказчик) при проведении Аукционной комиссией, Заказчиком, ГУП "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку бумаги для копировально-множительных аппаратов и прочей бумажной продукции для нужд судов общей юрисдикции Нижегородской области (для субъектов малого предпринимательства) (номер извещения 0332100002618000163) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Аукционной комиссии:
1. Аукционной комиссией принято необоснованное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе;
2. Заказчиком в документации об Аукционе установлена ненадлежащая инструкция по заполнению первых частей заявок на участие в Аукционе, а также неправомерно установлены требования к описанию участниками закупки в составе заявки на участие в Аукционе конкретных показателей химического состава товаров, используемых при выполнении работ, и результатов испытаний указанных товаров.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Аукционная комиссия, Заказчик действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В целях всестороннего изучения обстоятельств дела, Комиссией в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента рассмотрение жалобы перенесено с 25.06.2018 на 26.06.2018.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 29.05.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 13 266 700 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 14.06.2018;
5) на участие в Аукционе подано 4 заявки от участников закупки;
6) к участию в Аукционе допущено 3 участника закупки;
7) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 2 участника Аукциона;
8) победителем Аукциона признан ИП Зильберберг А.Г. с минимальным предложением о цене контракта 13 200 366,50 рублей.
1. Согласно доводу Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссии, принявшей необоснованное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 15.06.2018 N 0332100002618000163-1 участнику закупки с порядковым номером заявки "3" (Заявитель) отказано в допуске к участию в Аукционе, в том числе, за предоставление информации не соответствующей документации об Аукционе, по товару: "Обложки "Дело".
Техническим заданием документации об Аукционе установлены, в том числе следующие требования к товару "Обложки "Дело": "материал - картон (мелованный) плотностью не менее 209* г/кв.м".
В соответствии с инструкцией по заполнению заявки на участие в Аукционе документации об Аукционе (далее - Инструкция):
- "характеристики товара с частями речи "не более", "не менее", "более", "менее" "выше", "ниже" с примечанием звездочка после характеристики товара, являются конкретной характеристикой товара с исключением начального (крайнего) значения";
- "указание в заявке характеристик товара и показателей товара со словами "должен", "должен быть", "должен иметь", "не более", "не менее", "более", "менее", "не выше", "не ниже", "выше", "ниже", "минимум", "обязательное наличие", "или", а также показатели, указанные со значением "*", за исключением случаев, предусмотренных инструкцией по заполнению заявки, является непредставлением конкретных показателей товара, соответствующего значениям, установленным в технической части документации об аукционе".
В частности, согласно Инструкции: "характеристики товара с частями речи "не более", "не менее", "более", "менее" "выше", "ниже", "max" с примечанием звездочка после части речи, не являются конкретной характеристикой товара и должны быть указаны с применением данной части речи (в случаях, если после частей речи "не более", "не менее", "более", "менее", "выше", "ниже" с примечанием звездочка после части речи указаны характеристики товара через дефис - необходимо указать одну характеристику из указанного диапазона с применением части речи".
Изучив первую часть заявки Заявителя на участие в Аукционе, представленную представителями Заказчика, Комиссия установила, что заявка содержит, в том числе следующую информацию по товару "Обложки "Дело": "материал - картон (мелованный) плотностью не менее 210 г/кв.м", что не соответствует требованиям документации об Аукционе.
На основании изложенного, Комиссии приходит к выводу о том, что действия Аукционной комиссии не противоречат положениям Закона о контрактной системе, у Аукционной комиссии имелись основания для признания заявки Заявителя несоответствующей требованиям документации об Аукционе.
Вместе с тем, Заявитель явку представителей на заседание Комиссии не обеспечил, а также не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода, изложенного в жалобе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу, изложенному в жалобе, Заказчиком в документации об Аукционе установлена ненадлежащая инструкция по заполнению первых частей заявок на участие в Аукционе, а также неправомерно установлены требования к описанию участниками закупки в составе заявки на участие в Аукционе конкретных показателей химического состава товаров, используемых при выполнении работ и результатов испытаний указанных товаров.
В соответствии с частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц до окончания установленного срока подачи заявок. По истечении указанного срока обжалование соответствующих действий осуществляется только в судебном порядке.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, датой окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе является 14.06.2018.
Вместе с тем, жалоба Заявителя, содержащая доводы на положения документации об Аукционе, подана в ФАС России 19.06.2018.
Таким образом, в соответствии с частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе доводы жалобы Заявителя на положения документации о Аукционе Комиссией не рассматривается.
При проведении внеплановой проверки Комиссией выявлены следующие нарушения Закона о контрактной системе.
3. Согласно пункту 11 части 1 статьи 64 документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно пункту 14 Информационной карты документации об Аукционе: "Дата начала срока предоставления разъяснений положений документации об аукционе: 29.06.2018".
Вместе с тем, извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС 29.05.2018, при этом установлена дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе 14.06.2018.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что в документации об Аукционе надлежащим образом не установлена дата начала срока предоставления разъяснений положений документации об Аукционе.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что вышеуказанное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
4. Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
На заседании Комиссии установлено, что в ряде пунктов технического задания документации об Аукционе установлены, в том числе, следующие требования к товарам: "белизна CIE 139-176* %; белизна ISO С/2° не менее 94*%; прочность поверхности по Деннисону не менее* 12 - 16; влажность от 3,5 до 5,4 %**; содержание золы не менее* 15 %; жесткость при статическом изгибе по машинному направлению не менее* 100-115 мН; Шероховатость по Бендтсену должна быть 110-210** мл/мин".
Комиссия приходит к выводу, что Заказчик устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе, помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, не предусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели технологических процессов изготовления указанных товаров, результатов испытаний, компонентного состава товаров (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о конкретных показателях технологических процессов изготовления указанных товаров, результатов испытаний, компонентного состава товаров.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе ненадлежащие требования к товарам, используемым при выполнении работ в рамках исполнения контракта, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что вышеуказанное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Дельта" на действия Аукционной комиссии необоснованной.
2. В соответствии с частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе довод Заявителя на положения документации об Аукционе оставить без рассмотрения.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 2, 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на результаты определения поставщика
(подрядчика, исполнителя), предписание не выдавать.
4. Передать материалы дела от 26.06.2018 N 18/44/105/744 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 26 июня 2018 г. N 18/44/105/744
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.06.2018