Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере государственного оборонного заказа (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "ГК "ОКС" (далее - Заявитель) на действия ФГБВОУ ВО "Академия гражданской защиты МЧСРоссии" (далее - Заказчик)при проведенииЗаказчиком, ЗАО "Сбербанк-АСТ"(далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Строительство общежития по объекту "Реконструкция общежитий N21/4 и N21/5 для курсантов Академии гражданской защиты МЧС России, по адресу: Московская обл., г/о Химки, мкр. Новогорск" (номер извещения 0348100039418000021)(далее - Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
В целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы заседание Комиссии перенесено с 18.06.2018 на 19.06.2018.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1) установившего в документации об Аукционе описание объекта закупки с нарушением требований Закона о контрактной системе;
2) установившего в документации об Аукционеинструкцию по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе с нарушением требований Закона о контрактной системе, не позволяющую надлежащим образом заполнить заявку на участие в Аукционе;
3) не установившего в проекте договора документации об Аукционе срок оплаты выполненных работ;
4) установившего в части IIдокументации об Аукционеограничение участия в определении генподрядчика в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99);
5) не установившего в документации об Аукционе требование к сроку действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации;
6) не установившего в документации об Аукционе требования к банковской гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения контракта, предусмотренныестатьей 45 Закона о контрактной системе;
7) указавшего ненадлежащим образом в документации об Аукционе информацию о сроках возврата обеспечения исполнения контракта;
8) установившего информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения договора с нарушением требований Закона о контрактной системе;
9) не установившего в документации об Аукционе возможность изменения существенных условий контракта при его исполнении по соглашению сторон в случае, предусмотренном пунктом 6 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Представители Заказчикане согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчикдействовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколом, составленным при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 28.05.2018;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 162 820 930 руб.;
3) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 13.06.2018;
4) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе - 15.06.2018;
5) на основании части 16 статьи 66 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в Аукционе подана только одна заявка;
6) по результатам рассмотрения единственной заявки на участие в Аукционе заявка признана соответствующей требованиям документации об Аукционе.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
1.1. Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком в части VI "Техническая часть"документации об Аукционе установлены требования к морозостойкости щебня (позиция N 1), к марке морозостойкости раствора (позиция N 4), к морозостойкости, к классу прочности газобетонных балок-перемычек (позиция N 35), к классу прочности, марки стали болтов с гайками и шайбами для санитарно-технических работ (позиция N 37), к классу прочности блока дверного (позиция N 47, 48), к марке стали блока дверного (позиции N 47, 48), степени защиты IPустройства вводно-распределительного индивидуального изготовления, щитов аварийного переключения, терморегулятора (позиции N 55, 57, 58, 59, 61, 62, 67), обязывающие участника закупки иметь в наличии товар для проведения испытаний в целях предоставления конкретных сведений в первой части заявки на участие в Аукционе.
В части VI "Техническая часть"документации об Аукционе установлены требования к товарам, используемым при выполнении работ, в том числе:
к товару "Щебень" (позиция N 1): "Марка по морозостойкости F100, F150, F200, F300, F400";
к товару "Раствор" (позиция N 4): "Марка по морозостойкости: F 50, F 75, F 100";
к товару "Газобетонные балки-перемычки" (позиция N 35): "Класс прочности - не ниже B 3.5. Морозостойкость - не ниже F 100";
к товару "Болты с гайками и шайбами для санитарно-технических работ" (позиция N 37): "Класс прочности болтов 8.8, 9.8, 10.9. Марка стали 30Х3МФ/40Х. Марка стали для гаек одна из 35; 35Х; 40; 40Х";
к товару "Блок дверной" (позиция N 47): "класс прочности - не ниже М3";
к товару "Блок дверной" (позиция N 48): "класс прочности - не ниже М2";
к товару "Устройство вводно-распределительное индивидуального изготовления" (позиция N 55): "Степень защиты IP - должна быть более 20";
к товарам "Щит аварийного переключения ЩАП", "Щит распределительный ЩРВ", Щит силовой ЩС в исполнении 1, 2, 3, 4, 5" (позиции N 57, 58, 61): "степень защиты IP должна быть более 20";
к товару "Щиты освещения Щ0 в исполнении 1, 2, 3, 4, 5" (позиция N 59): "Степень защиты IP должна быть менее 65";
к товару "Щит силовой компьютерный типа ЩК" (позиция N 62): "Степень защиты IP должна быть менее 41";
к товару "Терморегулятор" (позиция N 67): "Должна быть менее - степень защиты от воздействия окружающей среды (IP) 41".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что указанные требования к морозостойкости, марки стали, классу прочности, степени защиты IPустановлены Заказчиком в соответствии с потребностями, при этом значения по данным показателям соответствующих товаров указываются производителями конкретно, в связи с чем участнику закупки не требуется иметь в наличии товар для проведения испытаний в целях указания данной информации в первой части заявки на участие в Аукционе.
Вместе с тем, представителем Заявителя не представлено документов и сведений подтверждающих обратное.
Учитывая изложенное, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
1.2. Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком в части VI "Техническая часть"документации об Аукционе установлены избыточные требования к размерам упаковки товаров, используемых при выполнении работ.
В части VI "Техническая часть"документации об Аукционе установлены требования к товарам, используемым при выполнении работ. Так, например, к светильнику светодиодному для накладного монтажа, создающему прямой свет (позиция N 79) установлены требования к "Габаритным размерам, (ДхШхВ) мм"- не более "605х605х70 мм", а также требование к "габаритным размерамс упаковкой, (ДхШхВ) мм"- "не более 605х605х70 мм".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что хранение товара, используемого при выполнении работ, возложено на подрядчика.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что основным показателем из двух вышеуказанных показателей для определения соответствия предлагаемого товара требованиям Заказчика являются габаритные размеры самого товара, а не товара в упаковке.
Вместе с тем, представителями Заказчика не представлено документов и сведений, подтверждающих обратное.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что подобныетребования к габаритным размерамс упаковкой, являются избыточными, усложняют процедуру подачи заявки на участие в Аукционе, что может привести к ограничению количества участников закупки.
1.3. Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком в части VI "Техническая часть"документации об Аукционе установлены избыточные требования к товарам, обязывающие участников закупки производить математические расчеты, что, по мнению Заявителя, не позволяет надлежащим образом заполнить заявку на участие в Аукционе.
В части VI "Техническая часть"документации об Аукционе установлены требования к товарам, используемым при выполнении работ. Так, например,ксветильнику светодиодному для установки в реечные потолки указаны требования к "размерам (Д?Ш?В) мм" - 610?610?85,а также "площади светильника" -"не должна быть менее 0,3 м.кв".
При этом в соответствии с пояснениями представителей Заказчика, а также положениями инструкции по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе, установленной пункте 11.2 части I документации об Аукционе (далее - Инструкция) участнику закупки необходимо указать конкретное значение площади светильника.
Комиссия приходит к выводу, что основным показателем из двух вышеуказанных показателей для определения соответствия предлагаемого товара требованиям Заказчика являются габаритные размеры самого товара,а не его площадь.
Вместе с тем, представителями Заказчика не представлено документов и сведений, подтверждающих обратное.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что подобные требования к площади являются избыточными, кроме того, требования обязывающие производить участника закупки математический расчет исходя из заданных Заказчиком требований к товарам, используемым при выполнении работ, усложняют процедуру подачи заявки на участие в Аукционе, что может привести к ограничению количества участников закупки.
Аналогичным образом установлены требования избыточные требования к объемам, так, например к плитам минераловатным (позиция N 34) установлены требования к размерам, а также требование к объемам, выраженное в м3.
Комиссия приходит к выводу, что основным показателем из двух вышеуказанных показателей для определения соответствия предлагаемого товара требованиям Заказчика являются размеры самого товара, а не его объемы.
Вместе с тем, представителями Заказчика не представлено документов и сведений, подтверждающих обратное.
1.4. В части VI "Техническая часть"документации об Аукционе установлены требования к товару "Тройники" (позиция N 154): "равнопроходные на Ру до 16 МПа (160 кгс/см2)".
В соответствии с Инструкцией "При указании в документации показателя, сопровождающегося термином "до", участник закупок должен указать конкретный показатель менее/ниже заявленного заказчиком".
Таким образом, участник закупки вправе указать значение давления 11, 12, 13, 14 при этом в соответствии с пояснениями сторон, Инструкцией значение, указанное в скобках, участник закупки не вправе менять.
Учитывая изложенное, Заказчиком установлены требования к давлению тройников, позволяющие указать недостоверную информацию, что может привести к ненадлежащему заполнению заявки и последующему отклонению заявки на участие в Аукционе.
Таким образом, действия Заказчика, выразившиеся в установлении указанных требований к давлению тройников, противоречат положениям пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
1.5. В части VI "Техническая часть"документации об Аукционе установлены требования к товару "Раствор" (позиция N 4): "Тип раствора должен быть цементный. Раствор - сложный, простой".
В соответствии с пояснениями сторон, а также положениями Инструкции участнику закупки необходимо указать, что раствор -цементный, а также выбрать тип раствора - сложный или простой.
В соответствии с пунктом 3.1.2 ГОСТ 28013-98по применяемым вяжущим растворы подразделяют на: простые (на вяжущем одного вида) и сложные (на смешанных вяжущих).
При этом в соответствии с пунктом 4.14.2 ГОСТ 28013-98 В качестве вяжущих материалов следует применять: гипсовые вяжущие, известь строительную, портландцемент и шлакопортландцемент, цементы пуццолановые и сульфатостойкие, цементы для строительных растворов, глину по приложению В.
Также в пункте 3.2 ГОСТ 28013-98 установлено, что условное обозначение строительного раствора при заказе должно состоять из сокращенного обозначения с указанием степени готовности (для сухих растворных смесей), назначения, вида применяемого вяжущего.
Таким образом, сложные растворы, это растворы состоящие из нескольких вяжущих материалов, и подобные растворы не могут именоваться - цементные.
Учитывая изложенное, Заказчиком установлены требования к виду раствора, а также типу раствора, позволяющие указать недостоверную информацию, что может привести к ненадлежащему заполнению заявки и последующему отклонению заявки на участие в Аукционе.
Таким образом, действия Заказчика, выразившиеся в установлении указанных требований к раствору, противоречат положениям пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
1.6. Кроме того, в части VI "Техническая часть"документации об Аукционе установлены требования к товару "Гидростеклоизол" (позиция
N 5): "Ширина полотна должна бытьне менее 1 метра, длина рулона не должна быть при этом менее 10 метров. Площадь поверхности рулона материала не должна быть менее 5 квадратных метров".
Таким образом, в соответствии с пояснениями сторон участник закупки вправе указать длину и ширину равную соответственно 1 и 4 м., при этом площадь в данном случае будет составлять 4квадратных метра.
Учитывая изложенное, Заказчиком установлены требования к ширине, длине и площади гидростеклоизола, позволяющие указать информацию,не соответствующую требованиям документации об Аукционе, что может привести к ненадлежащему заполнению заявки и последующему отклонению заявки на участие в Аукционе.
Таким образом, действия Заказчика, выразившиеся в установлении указанных требований к ширине, длине и площади гидростеклоизола, противоречат положениям пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
1.7. В части VI "Техническая часть"документации об Аукционе установлены требования к товару "Гидроизоляционному битумно-полимерному материалу" (позиция N 22): "размеры рулона (длинаХширина) должны быть более 900х0,9 метров".
В ходе заседания Комиссии представители Заявителя пояснили, что гидроизоляционного битумно-полимерного материала с указанными размерами на рынке не существует, в связи с чем, указанное требование к размерам гидроизоляционного битумно-полимерного материала не позволяет заполнить заявку на участие в Аукционе.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что Заказчиком допущена техническая ошибка при указании единицы измерения.
Учитывая изложенное, указанные действия Заказчика противоречат положениям пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
1.8. В части VI "Техническая часть"документации об Аукционе установлены требования к товару "Сталь листовая оцинкованная" (позиция
N 20): "С телескопичностью рулонов при ширине стали до 1000 мм не более 30".
Учитывая изложенное, на заседания Комиссии установлено, что Заказчиком не указана единица измерения телескопичности рулонов, что вводит участников Аукциона в заблуждение и не позволяет надлежащим образом заполнить заявку на участие в Аукционе.Указанные действия Заказчика, противоречат положениям пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе ненадлежащим образом описание объекта закупки,не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33 и нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
2.1. Из жалобы Заявителя следует, что согласно Инструкции в случае, если участник закупки не обладает информацией о конкретных значениях показателей характеристик товара, значения которых определяются в результате испытаний, участник закупки вправе указать такие сведения в соответствии с ГОСТ, при этом в Инструкции также указано, что если участник закупки обладает информацией о конкретном значении такого показателя, то указывает конкретно соответствующее значение. По мнению Заявителя указанные положенияИнструкции противоречат положениям Закона о контрактной системе.
В Инструкции установлено, что: "При наличии в техническом задании требований к значениям, которые определяются в результате испытаний, производить испытания (исследования, расчеты, замеры, и т.п.) для определения конкретных характеристик товара, используемого при выполнении работ/оказании услуг, а также иметь такой товар в наличии не требуется. Данные показатели формируются исключительно на основании Технического задания/Описания объекта закупки и требований ГОСТ (при их наличии и в не зависимости от того, указаны/не указаны таковые ГОСТы или иные подобные документы национальной системы стандартизации и технического регулирования в техническом задании/описании объекта закупки) и в соответствии со статьей 33 Федерального закона N 44-ФЗ. Если участник закупки обладает информацией о конкретном значении такого показателя, то указывает конкретно соответствующее значение. В случае если участник закупки не обладает информацией о конкретных значениях подобных показателей характеристик товара, в виду его отсутствия, допускается указать сведения в соответствии с документацией и нормативными актами (ГОСТ и т.д.) и это не будет являться основанием для отклонения заявки участника закупки".
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное положение Инструкции не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
При этом представителем Заявителя не представлено документов и сведений, подтверждающих обратное.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2.2. Из жалобы Заявителя следует, что из пунктов Инструкции:
"Если одновременно минимальные и максимальные значения разделены символом "-", словами "от", "до", "менее", "более", в том числе с частицей "не", предлагаемые значения должны быть конкретизированы (за исключением таких характеристик, как "фракция", "рабочая температура", которые указываются в виде диапазона), предлагаемое значение должно быть одно для каждого из предлагаемых товаров, составляющих (составляющих означает - компонентов, типа, вида, мощности, размера, параметров, позиций, комплектующих и т.п., входящих в состав предлагаемого товара) товара";
"При указании конкретного показателя по минимальному и максимальному (диапазонному/интервальному) значению показателей вида от "х" и до "x", где "x" - соответственно нижнее/верхнее числовое значение, участник аукциона в электронной форме должен указать конкретный показатель, при этом крайние значения "х" не включены в диапазон/интервал, за исключением, когда значения "х" сопровождается словом "включительно";
"При указании в документации показателя, сопровождающегося термином "от", участник закупок должен указать конкретный показатель более/выше заявленного заказчиком значения. При указании в документации показателя, сопровождающегося термином "до", участник закупок должен указать конкретный показатель менее/ниже заявленного заказчиком",не представляется возможным определить, как указывать значения показателей со словами "от" и "до", ввиду наличия противоречий, что по мнению Заявителя, вводит участников закупки в заблуждение и не позволяет подать заявку на участие в Аукционе.
Комиссия изучила указанные положения и приходит к выводу, что данные положения Инструкции не противоречат друг другу и позволяют понять, как участникам закупки необходимо в первой части заявки на участие в Аукционе указывать значения показателей, сопровождающихся словами "от" и "до".
При этом представителем Заявителя не представлено документов и сведений, подтверждающих обратное.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2.3. Из жалобы Заявителя следует, что Инструкция не позволяет понять, как необходимо читать знак "." при описании товара "Терморегулятор" (позиция N 67): "Терморегулятор должен быть установлен с выключателем, обеспечивающим отключение всех полюсов. применяется для управления температурой воздуха и температурой пола в помещениях, вентиляцией, системой охлаждения, для управления системами стаивания снега на водосточных желобах и других аналогичных системах".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что при описании товара "Терморегулятор" (позиция N 67) Заказчиком допущена техническая ошибка и в данном случае слово "применяется" должно быть написано с заглавной буквы, при этом в указанном случае знак "." является обычном знаком препинания, разделяющим 2 предложения.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что Инструкция позволяет определить, что необходимо указать участнику закупки в первой части заявки на участие в Аукционе при описании товара "Терморегулятор" (позиция N 67) в следующем случае: "Терморегулятор должен быть установлен с выключателем, обеспечивающим отключение всех полюсов. применяется для управления температурой воздуха и температурой пола в помещениях, вентиляцией, системой охлаждения, для управления системами стаивания снега на водосточных желобах и других аналогичных системах".
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2.4. Из жалобы Заявителя следует, что Инструкция описывает одно и тоже действие разными словами и знаками, так, например: "знаки "/" и "\" эквиваленты союзу "или", что, по мнению Заявителя, не позволяет надлежащим образом заполнить заявку на участие в Аукционе.
Комиссия, изучив указанное положение Инструкции приходит к выводу, что данное положение Инструкции не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
При этом представителем Заявителя не представлено документов и сведений, подтверждающих обратное.
Учитывая изложенное, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2.5. Из жалобы Заявителя следует, что Инструкция в нарушение требований Закона о контрактной системе обязывает участника закупки предоставить в первой части заявки на участие в Аукционе свой дополнительный срок годности товаров, превышающий указанный Заказчиком срок годности для товаров, установленных в документации об Аукционе.
Согласно Инструкции "При указании гарантийного срока и срока службы участник должен предложить свой дополнительный срок (если подобное требование установлено в описании товара/материала), превышающий указанный в документации".
Вместе с тем, на заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что указанное положение Инструкции в данной закупке не применяется в связи с тем, что требование об указании дополнительного срока годности отсутствует в описании товаров/материалов, установленных в части VI "Техническая часть"документации об Аукционе.
При этом представителем Заявителя не представлено документов и сведений, подтверждающих обратное.
Учитывая изложенное, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2.6. Из жалобы Заявителя следует, что Инструкция не позволяет понять, что участнику закупки необходимо указывать в заявке на участие в Аукционепри указании значения показателя в "()".
В части VI "Техническая часть"документации об Аукционе установлены требования к характеристикамтоваров, используемым при выполнении работ, в том числе к товару "Кабель силовой с алюминиевыми жилами с пластмассовой изоляцией, бронированный, прокладываемый в земле": "Кол-во жил и сечение в мм2 - (3 или 4)х240".
В соответствии с Инструкцией знаки "( )" означают уточнение или дополнение и не подлежат конкретизации, за исключением случаев, когда данные, указанные в скобках, являются взаимоисключающими (альтернативными) данным, указанными перед скобками, в таком случае участником должны быть конкретизированы.
Таким образом, согласно указанному положению Инструкции в случае, если перед скобками стоят дополнительные данные, при этом значение, указанное в скобках является взаимоисключающим таким данным,то необходимо значение, указанное в скобках, конкретизировать.
Вместе с тем, на заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что согласно указанному положению Инструкции в случае, если данные, указанные в скобках, являются взаимоисключающими,то необходимо значение указанное в скобках конкретизировать.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что указанное положение Инструкции не позволяет надлежащим образом заполнить заявку на участие в Аукционе.
2.7. Из жалобы Заявителя следует, что в Инструкции установлено избыточное требование об указании породы древесины для товаров, которые изготовлены из древесины.
В Инструкции установлено, что "при наличии в техническом задании материалов или товаров из древесины, необходимо указать породу, учитывая требования инструкции".
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
При этом в соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна в том числе содержать конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе.
Вместе с тем, Заказчиком в части VI "Техническая часть"документации об Аукционе не установлены требования к породе древесины товаров, используемых при выполнении работ, в связи с чем при рассмотрении первых частей заявок на участие в Аукционе информация о породе древесины, указанная участниками закупок в таких заявках, будет являться излишней и не позволит сопоставить предложение участника закупки с требованиями Заказчика, в связи с отсутствием таких требований.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что указанное положение инструкции является избыточным и усложняет процедуру подачи заявки, что может привести к ограничению количества участников закупки.
2.8. В части VI "Техническая часть" документации об Аукционе установлены требования к товару "Щебень" (позиция N 1): "Должен быть из природного камня для строительных работ, фракция св. 20 до 40 мм. Неорганический зернистый сыпучий материал с зернами крупностью св. 5 мм".
Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии установлено, что Инструкция не позволяет определить, что участнику закупки необходимо указывать в первой части заявкина участие в Аукционе по показателю, значение которого сопровождается словом "св.".
2.9. Также, в части VI "Техническая часть" документации об Аукционе для ряда товаров, используемых при выполнении работ, установлены требования к размерам товаров с использованием комбинаций слов "должны быть более", "не должен быть более", "должны быть менее", так, например для товара "Щит аварийного переключения ЩАП" (позиция N 57) установлено: "Габаритные размеры (в/д/ш, мм) должны быть менее 1300*800*400".
При этом в Инструкции установлено следящее правило в отношении указании информации о габаритных размерах: "Словосочетания, состоящие из комбинации слов "более", "менее" и/или знака ":" и значений формата "N1хN2"/"N1*N2" или "N1хN2хN3"/ "N1*N2*N3", использованы Заказчиком при установлении требований к минимальному или максимальному значению показателя, определяющего габаритные размеры товара/материала и его упаковки, а также показатели разрешения, в данном случае участник закупки должен представить тип показателя, учитывая требования к терминам "более", "менее" только в отношении первого значения".
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что Инструкция не позволяет определить, что необходимо указывать в случае если требования к размерам сопровождаются комбинацией слов "должны быть более", "не должен быть более", "должны быть менее".
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выходу, что Заказчиком установлена Инструкция, не позволяющая надлежащим образом заполнить заявку на участие в Аукционе.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе надлежащуюинструкцию по заполнению заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в контракт, в том числе, включается обязательное условие о сроках оплаты товара, работы или услуги.
При этом частью 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, чтосрок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что проект договора, установленный в части Vдокументации об Аукционе, не содержит информацию о сроках оплаты выполненной работы, предусмотренную частью 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Согласно изложенному, действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе срок оплаты, нарушают часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Согласно пункту 4 статьи 42, части 5 статьи 63, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать информацию об ограничении участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленном в соответствии с Закона о контрактной системе.
В разделе "ограничение участия в определении Генподрядчика" части II документации об Аукционе установлено, что Заказчиком применяется, в том числе "ограничение участия в определении Генподрядчика" в соответствии с Постановлением N 99.
Вместе с тем, Постановление N 99 установлены дополнительные требованияк участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что при подготовке документации об Аукционе Заказчиком допущена техническая ошибка и указанное положение ошибочно включено в раздел "ограничение участия в определении Генподрядчика" части II документации об Аукционе.Кроме того, Постановление N 99 содержит дополнительные требованияк участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, а не ограничения в определении поставщика (подрядчика, исполнителя)
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в разделе "ограничение участия в определении Генподрядчика" части II документации об Аукционе не установлены избыточныеограничения участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом указанные действия Заказчика не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
5. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению.
Пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в документации об Аукционе к участникам закупки установлено требование о членстве в саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, за исключением ряда случаев.
При этом в части IIдокументации об Аукционе установлены требования к перечню документов, предоставляемых в составе второй части заявки на участие в Аукционе, подтверждающиесоответствие участников закупки требованиям, установленным Заказчиком в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, в том числе: "Выписка из Реестра членов СРО, выданная по форме, согласно Приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16.02.2017 г. N 58 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации".
При этом Законом о контрактной системе не установлено требование об указании Заказчиком в документации об Аукционе срока действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации.
Кроме того,требования к сроку действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации установлены в части 4 статьи 55.17 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, не указавшего в документации об Аукционе требования к сроку действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации,не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
6. Пунктом 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении, должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено, что исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно.
В документации об Аукционе установлено, что "исполнение Договора может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона, или внесением денежных средств на указанный в Информационной карте электронного аукциона счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими Заказчику. Способ обеспечения исполнения Договора определяется участником закупки, с которым заключается Договор, самостоятельно".
Таким образом, Заказчиком установлено требование о том, что банковская гарантия должна соответствовать требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
7. Частью 27 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в документации об Аукционе установлено, что "в случае если в качестве формы обеспечения исполнения Договора выбрано внесение денежных средств, то обеспечение исполнения Договора возвращается исполнителю в течение 10 (десяти) дней после исполнения (прекращения) обязательств по Договору".
Учитывая изложенное, Заказчиком указана информация о сроках возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, не противоречащая положениям Закона контрактной системе.
8. Пунктом 12 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении, должна содержать информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 Закона о контрактной системе.
В пункте 16 "Возможность Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения Договора в соответствии с гражданским законодательством" части I документации об Аукционе установлено, что "если указано в Информационной карте электронного аукциона, Заказчик устанавливает возможность одностороннего отказа от исполнения Договора по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации в соответствии с частью 14 статьи 34 и частью 9 статью 95 Закона".
При этом в части II"Информационная карта" документации об Аукционе указано, что "Возможность одностороннего отказа от исполнения Договора предусмотрена".
Комиссия, изучив положения документации об Аукционе, приходит к выводу, что Заказчиком в документации об Аукционе установлена информация ободностороннем отказе от исполнения контракта,не противоречащая положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
9. Согласно части 15 статьи 105 Закона о контрактной системе лицо, подавшее жалобу, вправе отозвать ее до принятия контрольным органом в сфере закупок решения по существу жалобы, при этом такое лицо не вправе подать жалобу повторно на те же действия (бездействие) тех же лиц.
Заявитель в соответствии с частью 15 статьи 105 Закона о контрактной системе отозвал указанный довод (довод N 9) до принятия контрольным органом в сфере закупок решения по существу.
Следовательно, указанный довод в соответствии с частью 15 статьи 105 Закона о контрактной системе не подлежит рассмотрению Комиссией.
10. Согласно подпункту "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в Аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги, а также конкретные показатели, используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно пункту 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в Аукционе от 15.06.2018 N 0348100039418000021-1единственная заявка на участие в Аукционе (ООО "КММ-Моторс) признана соответствующей требованиям документации об Аукционе.
В части VI "Техническая часть"документации об Аукционе установлены требования к характеристикам товаров, используемым при выполнении работ, в том числе к товару "Кабель силовой с алюминиевыми жилами с пластмассовой изоляцией, бронированный, прокладываемый в земле" (позиция N 125): "Кол-во жил и сечение в мм2 - (3 или 4)х240".
В соответствии с Инструкцией знаки "( )" означают уточнение или дополнение и не подлежат конкретизации, за исключением случаев, когда данные, указанные в скобках, являются взаимоисключающими (альтернативными) данным, указанными перед скобками, в таком случае участником должны быть конкретизированы.
Таким образом, согласно указанному положению Инструкции в случае, если перед скобками стоят дополнительные данные, при этом значение, указанное в скобках является взаимоисключающим таким данным,то необходимо значение указанное в скобках конкретизировать.
Комиссия, изучив единственную заявку на участие в Аукционе установила, что в заявке для товара "Кабель силовой с алюминиевыми жилами с пластмассовой изоляцией, бронированный, прокладываемый в земле" (позиция N 125) по показателю "Кол-во жил и сечение в мм2" указано - "4х240", что не соответствует требованиям документации об Аукционе.
В части VI "Техническая часть"документации об Аукционе установлены требования к товару "Тройники" (позиция N 154): "равнопроходные на Ру до 16 МПа (160 кгс/см2)".
В соответствии с пояснениями сторон, а также Инструкцией "При указании в документации показателя, сопровождающегося термином "до", участник закупки должен указать конкретный показатель менее/ниже заявленного заказчиком".
Комиссия, изучив единственную заявку на участие в Аукционе установила, что в заявке для товара "Тройники" (позиция N 154) указано: - "равнопроходные на Ру до 16 МПа (160 кгс/см2)", что не соответствует требованиям документации об Аукционе.
Таким образом, действия единой комиссии Заказчика, принявшей решение о соответствии единственной заявки на участие в Аукционе требованиям документации об Аукционе, нарушают пункт 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе. Указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ГК "ОКС"обоснованнойв части действий Заказчика, установившего описание объекта закупки с нарушением требований Закона о контрактной системе, установившего инструкцию по заполнению заявки на участие в Аукционе, не позволяющую надлежащим образом заполнить заявку на участие в Аукционе, не установившего в документации об Аукционе срок оплаты выполненных работ.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 13 статьи 34, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях единой комиссии Заказчика нарушение пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, единой комиссии Заказчика, Оператору электронной площадкипредписаниеоб устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
5. Передать сведения о выявленных нарушениях Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления контроля государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 19 июня 2018 г. N КГОЗ-257/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.06.2018