Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере государственного оборонного заказа (далее - Комиссия)
рассмотревжалобу ООО "Строй-Проект" (далее - Заявитель) на действия ФГБВОУ ВО "Академия гражданской защиты МЧСРоссии" (далее - Заказчик)при проведенииЗаказчиком, ЗАО "Сбербанк-АСТ"(далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Строительство общежития по объекту "Реконструкция общежитий N21/4 и N21/5 для курсантов Академии гражданской защиты МЧС России, по адресу: Московская обл., г/о Химки, мкр. Новогорск" (номер извещения 0348100039418000021)(далее - Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1) установившего в документации об Аукционе описание объекта закупки с нарушением требований Закона о контрактной системе;
2) установившего в документации об Аукционеинструкцию по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе с нарушением требований Закона о контрактной системе, не позволяющую надлежащим образом заполнить заявку на участие в Аукционе.
Представители Заказчикане согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчикдействовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколом, составленным при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 28.05.2018;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 162 820 930 руб.;
3) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 13.06.2018;
4) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе - 15.06.2018;
5) на основании части 16 статьи 66 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в Аукционе подана только одна заявка;
6) по результатам рассмотрения единственной заявки на участие в Аукционе заявка признана соответствующей требованиям документации об Аукционе.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком в части VI "Техническая часть"документации об Аукционе установлены избыточные требования к товарам, обязывающие участников закупки производить математические расчеты, что, по мнению Заявителя, не позволяет надлежащим образом заполнить заявку на участие в Аукционе.
В части VI "Техническая часть"документации об Аукционе установлены требования к товарам, используемым при выполнении работ. Так, например,ксветильнику светодиодному для установки в реечные потолки указаны требования к "размерам (Д?Ш?В) мм" - 610?610?85,а также "площади светильника" -"не должна быть менее 0,3 м.кв".
При этом в соответствии с пояснениями представителей Заказчика, а также положениями инструкции по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе, установленной пункте 11.2 части I документации об Аукционе (далее - Инструкция) участнику закупки необходимо указать конкретное значение площади светильника.
Комиссия приходит к выводу, что основным показателем из двух вышеуказанных показателей для определения соответствия предлагаемого товара требованиям Заказчика являются габаритные размеры самого товара,а не его площадь.
Вместе с тем, представителями Заказчика не представлено документов и сведений, подтверждающих обратное.
Аналогичным образом установлены требования избыточные требования к объемам, так, например к плитам минераловатным (позиция N 34) установлены требования к размерам, а также требование к объемам, выраженное в м3.
Комиссия приходит к выводу, что основным показателем из двух вышеуказанных показателей для определения соответствия предлагаемого товара требованиям Заказчика являются размеры самого товара, а не его объемы.
Вместе с тем, представителями Заказчика не представлено документов и сведений, подтверждающих обратное.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что подобные требования к объемам, площади являются избыточными, кроме того, требования обязывающие производить участника закупки математический расчет исходя из заданных Заказчиком требований к товарам, используемым при выполнении работ, усложняют процедуру подачи заявки на участие в Аукционе, что может привести к ограничению количества участников закупки.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком в части VI "Техническая часть"документации об Аукционе установлены противоречивые требования к товарам, что не позволяет надлежащим образом заполнить заявку на участие в Аукционе, в том числе требование к давлению "Тройников" (позиция N 154), "Раствору" (позиция N 4), к ширине, длине и площади "Гидростеклоизола" (позиция N 4).
В части VI "Техническая часть"документации об Аукционе установлены требования к товару "Тройники" (позиция N 154): "равнопроходные на Ру до 16 МПа (160 кгс/см2)".
В соответствии с Инструкцией "При указании в документации показателя, сопровождающегося термином "до", участник закупок должен указать конкретный показатель менее/ниже заявленного заказчиком".
Таким образом, участник закупки вправе указать значение давления 11, 12, 13, 14 при этом в соответствии с пояснениями сторон, Инструкцией значение, указанное в скобках, участник закупки не вправе менять.
Учитывая изложенное, Заказчиком установлены требования к давлению тройников, позволяющие указать недостоверную информацию, что может привести к ненадлежащему заполнению заявки и последующему отклонению заявки на участие в Аукционе.
Также, в части VI "Техническая часть"документации об Аукционе установлены требования к товару "Раствор" (позиция N 4): "Тип раствора должен быть цементный. Раствор - сложный, простой".
В соответствии с пояснениями сторон, а также положениями Инструкции участнику закупки необходимо указать, что раствор -цементный, а также выбрать тип раствора - сложный или простой.
В соответствии с пунктом 3.1.2 ГОСТ 28013-98по применяемым вяжущим растворы подразделяют на: простые (на вяжущем одного вида) и сложные (на смешанных вяжущих).
При этом в соответствии с пунктом 4.14.2 ГОСТ 28013-98 В качестве вяжущих материалов следует применять: гипсовые вяжущие, известь строительную, портландцемент и шлакопортландцемент, цементы пуццолановые и сульфатостойкие, цементы для строительных растворов, глину по приложению В.
Также в пункте 3.2 ГОСТ 28013-98 установлено, что условное обозначение строительного раствора при заказе должно состоять из сокращенного обозначения с указанием степени готовности (для сухих растворных смесей), назначения, вида применяемого вяжущего.
Таким образом, сложные растворы, это растворы состоящие из нескольких вяжущих материалов, и подобные растворы не могут именоваться - цементные.
Учитывая изложенное, Заказчиком установлены требования к виду раствора, а также типу раствора, позволяющие указать недостоверную информацию, что может привести к ненадлежащему заполнению заявки и последующему отклонению заявки на участие в Аукционе.
Кроме того, в части VI "Техническая часть"документации об Аукционе установлены требования к товару "Гидростеклоизол" (позиция
N 5): "Ширина полотна должна бытьне менее 1 метра, длина рулона не должна быть при этом менее 10 метров. Площадь поверхности рулона материала не должна быть менее 5 квадратных метров".
Таким образом, в соответствии с пояснениями сторон участник закупки вправе указать длину и ширину равную соответственно 1 и 4 м., при этом площадь в данном случае будет составлять 4 квадратных метра.
Учитывая изложенное, Заказчиком установлены требования к ширине, длине и площади гидростеклоизола, позволяющие указать информацию,не соответствующую требованиям документации об Аукционе, что может привести к ненадлежащему заполнению заявки и последующему отклонению заявки на участие в Аукционе.
Комиссия приходит к выводу, что подобные требования к товарам, в том числе, требования к давлению тройников, к раствору, к ширине, длине и площади гидростеклоизола, используемым при выполнении работ, противоречат положениям пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком к "Гидроизоляционному битумно-полимерному материалу" (позиция N 22), "Стали листовой оцинкованной" (позиция N 20) установлены требования к единицам измерения с нарушением положений Закона о контрактной системе.
В части VI "Техническая часть"документации об Аукционе установлены требования к товару "Гидроизоляционному битумно-полимерному материалу" (позиция N 22): "размеры рулона (длинаХширина) должны быть более 900х0,9 метров".
В ходе заседания Комиссии представитель Заявителя пояснил, что гидроизоляционного битумно-полимерного материала с указанными размерами на рынке не существует, в связи с чем, указанное требование к размерам гидроизоляционного битумно-полимерного материала не позволяет заполнить заявку на участие в Аукционе.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что Заказчиком допущена техническая ошибка при указании единицы измерения.
В части VI "Техническая часть"документации об Аукционе установлены требования к товару "Сталь листовая оцинкованная" (позиция
N 20): "С телескопичностьюрулонов при ширине стали до 1000 мм не более 30".
Учитывая изложенное, на заседания Комиссии установлено, что Заказчиком не указана единица измерениятелескопичности рулонов, что вводит участников Аукциона в заблуждение и не позволяет надлежащим образом заполнить заявку на участие в Аукционе.
Указанные действия Заказчика, противоречат положениям пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В части VI "Техническая часть" документации об Аукционе установлены требования к товарам, используемым при выполнении работ. Так, например, к светильнику светодиодному для накладного монтажа, создающему прямой свет (позиция N 79) установлены требования к "Габаритным размерам, (ДхШхВ) мм" - не более "605х605х70 мм", а также требование к "габаритным размерам с упаковкой, (ДхШхВ) мм" - "не более 605х605х70 мм".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что хранение товара, используемого при выполнении работ, возложено на подрядчика.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что основным показателем из двух вышеуказанных показателей для определения соответствия предлагаемого товара требованиям Заказчика являются габаритные размеры самого товара, а не товара в упаковке.
Вместе с тем, представителями Заказчика не представлено документов и сведений, подтверждающих обратное.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что подобные требования к габаритным размерам с упаковкой, являются избыточными, усложняют процедуру подачи заявки на участие в Аукционе, что может привести к ограничению количества участников закупки.
Согласно изложенному, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе ненадлежащим образом описание объекта закупки, не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33 и нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно жалобе Заявителя установленная Заказчиком Инструкция не позволяет надлежащим образом заполнить заявку на участие в Аукционе.
В части VI "Техническая часть"документации об Аукционе установлены требования к характеристикамтоваров, используемым при выполнении работ, в том числе к товару "Кабель силовой с алюминиевыми жилами с пластмассовой изоляцией, бронированный, прокладываемый в земле": "Кол-во жил и сечение в мм2 - (3 или 4)х240".
В соответствии с Инструкцией знаки "( )" означают уточнение или дополнение и не подлежат конкретизации, за исключением случаев, когда данные, указанные в скобках, являются взаимоисключающими (альтернативными) данным, указанными перед скобками, в таком случае участником должны быть конкретизированы.
Таким образом, согласно указанному положению Инструкции в случае, если перед скобками стоят дополнительные данные, при этом значение, указанное в скобках является взаимоисключающим таким данным,то необходимо значение, указанное в скобках, конкретизировать.
Вместе с тем, на заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что согласно указанному положению Инструкции в случае, если данные, указанные в скобках, являются взаимоисключающими, то необходимо значение указанное в скобках конкретизировать.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что указанное положение Инструкции не позволяет надлежащим образом заполнить заявку на участие в Аукционе.
Кроме того, в Инструкции установлено, что "при наличии в техническом задании материалов или товаров из древесины, необходимо указать породу, учитывая требования инструкции".
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
При этом в соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна в том числе содержать конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе.
Вместе с тем, Заказчиком в части VI "Техническая часть"документации об Аукционе не установлены требования к породе древесины товаров, используемых при выполнении работ, в связи с чем при рассмотрении первых частей заявок на участие в Аукционе информация о породе древесины, указанная участниками закупок в таких заявках, будет являться излишней и не позволит сопоставить предложение участника закупки с требованиями Заказчика, в связи с отсутствием таких требований.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что указанное положение инструкции является избыточным и усложняет процедуру подачи заявки, что может привести к ограничению количества участников закупки.
Также в части VI "Техническая часть" документации об Аукционе установлены требования к товару "Щебень" (позиция N 1): "Должен быть из природного камня для строительных работ, фракция св. 20 до 40 мм. Неорганический зернистый сыпучий материал с зернами крупностью св. 5 мм".
Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии установлено, что Инструкция не позволяет определить, что участнику закупки необходимо указывать в первой части заявкина участие в Аукционе по показателю, значение которого сопровождается словом "св.".
Вчасти VI "Техническая часть" документации об Аукционе для ряда товаров, используемых при выполнении работ, установлены требования к размерам товаров с использованием комбинаций слов "должны быть более", "не должен быть более", "должны быть менее", так, например для товара "Щит аварийного переключения ЩАП" (позиция N 57) установлено: "Габаритные размеры (в/д/ш, мм) должны быть менее 1300*800*400".
При этом в Инструкции установлено следящее правило в отношении указании информации о габаритных размерах: "Словосочетания, состоящие из комбинации слов "более", "менее" и/или знака ":" и значений формата "N1хN2"/"N1*N2" или "N1хN2хN3"/ "N1*N2*N3", использованы Заказчиком при установлении требований к минимальному или максимальному значению показателя, определяющего габаритные размеры товара/материала и его упаковки, а также показатели разрешения, в данном случае участник закупки должен представить тип показателя, учитывая требования к терминам "более", "менее" только в отношении первого значения".
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что Инструкция не позволяет определить, что необходимо указывать в случае если требования к размерам сопровождаются комбинацией слов "должны быть более", "не должен быть более", "должны быть менее".
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выходу, что Заказчиком установлена Инструкция, не позволяющая надлежащим образом заполнить заявку на участие в Аукционе.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе надлежащуюинструкцию по заполнению заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в контракт, в том числе, включается обязательное условие о сроках оплаты товара, работы или услуги.
При этом частью 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, чтосрок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что проект договора, установленный в части Vдокументации об Аукционе, не содержит информацию о сроках оплаты выполненной работы, предусмотренную частью 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Согласно изложенному, действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе срок оплаты, нарушают часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Согласно подпункту "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в Аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги, а также конкретные показатели, используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно пункту 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в Аукционе от 15.06.2018 N 0348100039418000021-1единственная заявка на участие в Аукционе (ООО "КММ-Моторс) признана соответствующей требованиям документации об Аукционе.
В части VI "Техническая часть"документации об Аукционе установлены требования к характеристикам товаров, используемым при выполнении работ, в том числе к товару "Кабель силовой с алюминиевыми жилами с пластмассовой изоляцией, бронированный, прокладываемый в земле" (позиция N 125): "Кол-во жил и сечение в мм2 - (3 или 4)х240".
В соответствии с Инструкцией знаки "( )" означают уточнение или дополнение и не подлежат конкретизации, за исключением случаев, когда данные, указанные в скобках, являются взаимоисключающими (альтернативными) данным, указанными перед скобками, в таком случае участником должны быть конкретизированы.
Таким образом, согласно указанному положению Инструкции в случае, если перед скобками стоят дополнительные данные, при этом значение, указанное в скобках является взаимоисключающим таким данным,то необходимо значение указанное в скобках конкретизировать.
Комиссия, изучив единственную заявку на участие в Аукционе установила, что в заявке для товара "Кабель силовой с алюминиевыми жилами с пластмассовой изоляцией, бронированный, прокладываемый в земле" (позиция N 125) по показателю "Кол-во жил и сечение в мм2" указано - "4х240", что не соответствует требованиям документации об Аукционе.
В части VI "Техническая часть"документации об Аукционе установлены требования к товару "Тройники" (позиция N 154): "равнопроходные на Ру до 16 МПа (160 кгс/см2)".
В соответствии с пояснениями сторон, а также Инструкцией "При указании в документации показателя, сопровождающегося термином "до", участник закупки должен указать конкретный показатель менее/ниже заявленного заказчиком".
Комиссия, изучив единственную заявку на участие в Аукционе установила, что в заявке для товара "Тройники" (позиция N 154) указано: - "равнопроходные на Рудо 16 МПа (160 кгс/см2)", что не соответствует требованиям документации об Аукционе.
Таким образом, действия единой комиссии Заказчика, принявшей решение о соответствии единственной заявки на участие в Аукционе требованиям документации об Аукционе, нарушают пункт 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе. Указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Строй-Проект"обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 13 статьи 34, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях единой комиссии Заказчика нарушение пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
4. В связи с тем, что выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 19.06.2018 N КГОЗ-257/18, по настоящему решению предписание не выдавать.
5. В связи с тем, что сведения по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 19.06.2018 N КГОЗ-257/18 соответствующему должностному лицу Управления контроля государственного оборонного заказа ФАС России, сведения по настоящему решению для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 19 июня 2018 г. N КГОЗ-252/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.07.2018