Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "СК Содружество" (далее - Заявитель) на действия ФКУ "Управление автомобильных дорог "Приуралье" Федерального дорожного агентства" (далее - Заказчик) при проведении АО "РАД" (далее - Оператор электронной площадки), аукционной комиссией ФКУ "Управление автомобильных дорог "Прикамье" Федерального дорожного агентства" (далее - Аукционная комиссия), Заказчиком электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения по объекту: "Капитальный ремонт автомобильной дороги М-5 "Урал" Москва - Рязань - Пенза - Самара -Уфа - Челябинск км 1194+500 - км 1202+000, Оренбургская область; Капитальный ремонт автомобильной дороги М-5 "Урал" Москва - Рязань - Пенза - Самара -Уфа - Челябинск км 1202+000 - км 1210+000, Оренбургская область" (номер извещения - 0301100012718000076) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент)
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки, Аукционной комиссией, Заказчиком Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившего по пункту N 91 "Портландцемент" технического задания документации об Аукционе ненадлежащие требования к единицам измерения показателей товара, а также установившего по пункту N 192 "Болты" технического задания документации об Аукционе неправомерное требование о соответствии товара ГОСТ 7798-70.
Представители Заказчика на заседании Комиссии частично согласились с доводами Заявителя.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 08.06.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 096 885 845 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе -25.06.2018;
5) дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в Аукционе - 28.06.2018;
6) дата проведения Аукциона - 02.07.2018.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком по пункту N 91 "Портландцемент" технического задания документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены требования к единицам измерения показателей товара.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Пунктом N 91 технического задания документации об Аукционе к товару "Портландцемент" установлены, в том числе, следующие требования: "Портландцемент ПЦ-Д0 марки 400. Предел прочности при изгибе в возрасте 28 суток не менее 5,4 (55)МПа (кгс/мм2). Предел прочности при сжатии в возрасте 28 суток не менее 39,2 (400)МПа (кгс/мм2)", а также установлено требование о соответствии товара ГОСТ 10178-85.
Вместе с тем, согласно ГОСТ 10178-85 единицей измерения показателей "Предел прочности при изгибе" и "Предел прочности при сжатии" товара "Портландцемент" является "кгс/см2".
Согласно инструкции по заполнению заявок на участие в Аукционе (далее - Инструкция), при указании конкретных показателей товаров участник закупки обязан указать единицы измерения показателей, точно соответствующие требованиям, установленным в техническом задании документации об Аукционе.
На заседании Комиссии, представители Заказчика пояснили, что вышеуказанное разночтение между требованием к единицам измерения показателей товара "Портландцемент" технического задания документации об Аукционе и ГОСТ 10178-85 установлены Заказчиком в связи с технической ошибкой, что, по мнению Комиссии, является ненадлежащим описанием требований к вышеуказанному товару и вводит участников закупки в заблуждение.
Пунктом N 192 технического задания документации об Аукционе к товару "Болты" установлено, в том числе, требование о соответствии товара ГОСТ 7798-70.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 05.05.2015 N 318-ст "О восстановлении применения межгосударственного стандарта на территории Российской Федерации" установлено, что с 01.07.2014 действие ГОСТ 7798-70 распространяется исключительно в отношении продукции, поставляемой по государственному оборонному заказу.
Вместе с тем, учитывая, что закупка осуществляется не в рамках государственного оборонного заказа, Комиссия приходит к выводу, что в рамках проведения Аукциона ГОСТ 7798-70 не подлежит применению и установление требования о соответствии товаров ГОСТ 7798-70 является ненадлежащим описанием объекта закупки и вводит участников закупки в заблуждение.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные положения документации об Аукционе не соответствуют требованиям пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Решением Комиссии ФАС России от 21.06.2018 N 18/44/105/701 в действиях Заказчика выявлены нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в установлении ненадлежащих требований к товарам, используемым при выполнении работ, требований к описанию участниками закупки конкретных показателей результатов испытаний и технологических процессов изготовления товаров, а также ненадлежащей Инструкции, не позволяющей указать в заявке на участие в Аукционе одновременно значения показателей товаров, соответствующих требованиям, установленным в документации об Аукционе, так и значениям, предусмотренным ГОСТ, нарушение части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении в документации об Аукционе ненадлежащего требования в отношении срока выдачи выписки из реестра членов саморегулируемой организации.
На основании вышеуказанного решения Заказчику, Аукционной комиссии выдано предписание по делу от 21.06.2018 N 18/44/105/701, в соответствии с которым Аукционной комиссии предписано, в том числе, не учитывать вышеуказанные ненадлежащие требования и положения Инструкции при рассмотрении заявок на участие в Аукционе.
Срок исполнения предписания - 05.07.2018.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СК Содружество" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 64, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе по пункту 1 мотивировочной части настоящего решения.
4. В связи с тем, что по пункту 2 мотивировочной части настоящего решения выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок по делу от 21.06.2018 N 18/44/105/701, по пункту 2 мотивировочной части настоящего решения предписание не выдавать.
5. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 27.06.2018 N 18/44/105/750 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по пункту 1 мотивировочной части настоящего решения.
6. В связи с тем, что материалы по нарушениям, указанным в пункте 2 мотивировочной части настоящего решения, переданы на основании решения от 21.06.2018 N 18/44/105/701 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по пункту 2 мотивировочной части настоящего решения для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 27 июня 2018 г. N 18/44/105/750
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.07.2018