Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ГУП Оренбургской области "Оренбургремдорстрой" (далее - Заявитель) на действия аукционной комиссией ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог "Приуралье" Федерального дорожного агентства" (далее - Аукционная комиссия) при проведении ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог "Приуралье" Федерального дорожного агентства" (далее - Заказчик), Аукционной комиссией, АО "РАД" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по содержанию участка автомобильной дороги общего пользования федерального значения и искусственных дорожных сооружений на ней М-5 "Урал" Москва - Рязань - Пенза - Самара - Уфа - Челябинск, подъезд к г. Оренбург, км 146+700 - км 419+326 (номер извещения: 0301100012718000069) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссии, принявшей необоснованное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
Представитель Заказчика не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик, Аукционная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 23.05.2018;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 1 518 853 567 рублей;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
4) дата и время окончания подачи заявок на участие в Аукционе -18.06.2018;
5) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников Аукциона;
6) к участию в Аукционе допущен 1 участник закупки;
7) в соответствии с частью 8 статьи 67 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся;
8) победителем Аукциона признано ООО "СтройМонтажКомплект".
1. Согласно доводу Заявителя, Аукционная комиссия приняла необоснованное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В силу подпункта "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 20.06.2018 N 9510 Заявителю отказано в допуске к участию в Аукционе на основании, в том числе следующего: "В заявке участника закупки с порядковым номером 2:
1. В п. 51 "Трубы стальные электросварные" Заявки указано "Масса 64,74 кг/м".
Однако, согласно примечания к таблице 1 ГОСТ 10704-91 "При изготовлении труб по ГОСТ 10706-76 теоретическая масса увеличивается на 1% за счет усиления шва".
При этом предложенное участником значение массы должно составлять 64,74 + 1% = 65,3874 кг/м.
Таким образом, участником закупки предложены недостоверные значения, противоречащие нормам ГОСТ.
2. В п. 70 "Болты с гайками и шайбами" Заявки указано "Конструктивное исполнение тела болта 1", "Размер болтов (h) 10 мм".
Однако, согласно ГОСТ Р 52644-2006 Рисунок 1 Конструктивное исполнение тела болта 1 значение "Размер болтов (h)" не предусмотрено, тогда как значение "Размер болтов (h)" характерно для болтов с конструктивным исполнением тела болта 2 (Рисунок А.1).
Таким образом, участником закупки предложены болты со значением, противоречащим ГОСТ Р 52644-2006.
Таким образом, первая часть заявки участника закупки с порядковым номером 2 не соответствует требованиям Приложения N 3а к документации об электронном аукционе документации, части 3 статьи 66 Закона и на основании пункта 1 части 4 статьи 67 Закона является основанием для отказа в допуске участника к участию в аукционе".
1) Пунктом 51 приложения N 3а документации об Аукционе установлены, в том числе, следующие требования к товару "Трубы стальные электросварные": "Масса должна быть более 55,88 кг/м, соответствие
Согласно инструкции по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе слова "более", "выше", "шире", в том числе их производные однокоренные слова, означает, что участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, более указанного значения, не включая крайние значения.
В заявке Заявителя на участие в Аукционе представлено следующее предложение в отношении товара "Трубы стальные электросварные", указанного в пункте 51 приложения N 3а документации об Аукционе: "Масса 64,74 кг/м".
Вместе с тем, представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что согласно примечанию к таблице 1 ГОСТ 10704-91 при изготовлении труб по ГОСТ 10706-76 теоретическая масса увеличивается на 1% за счет усиления шва. Таким образом, предложенное участником с порядковым номером заявки 2 значение массы должно составлять 64,74 + 1% = 65,3874 кг/м.
На заседании Комиссии установлено, что предложение Заявителя по товару "Трубы стальные электросварные" не противоречит требованиям технического задания документации об Аукционе.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчик в нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установил требования к товару "Трубы стальные электросварные" таким образом, что потенциальным участникам закупки невозможно было однозначным образом определить потребности Заказчика в отношении вышеуказанных показателей товара, что повлекло ограничение количества участников закупки.
2) Пунктом 70 приложения N 3а документации об Аукционе установлены, в том числе, следующие требования к товару "Болты с гайками и шайбами": "конструктивное исполнение тела болта должно быть 1;2, размер болтов (h) не должен быть менее 8 мм, соответствие ГОСТ Р 52644-2006".
Согласно инструкции по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе, в случае отсутствия согласно нормативной документации по каким-либо из используемых при выполнении работ товаров сведений или если требуемый показатель и (или) требуемое значение показателя не применяется, исходя из предлагаемых в заявке свойств товара и (или) его характеристик и конструкции, то по требуемым значениям показателей товара указывается "не нормируется" либо "отсутствует".
В заявке Заявителя на участие в Аукционе представлено следующее предложение в отношении товара "Болты с гайками и шайбами", указанного в пункте 70 приложения N 3а документации об Аукционе: "Конструктивное исполнение тела болта 1, размер болтов (h) 10 мм".
Вместе с тем, согласно рисунку 1 ГОСТ Р 52644-2006 для конструктивного исполнение тела болта 1 размер (h) отсутствует.
Также согласно рисунку А.1 ГОСТ Р 52644-2006 для конструктивного исполнение тела болта 2 установлен размер (h).
На заседании Комиссии установлено, что предложение Заявителя по товару "Болты с гайками и шайбами" не противоречит требованиям технического задания документации об Аукционе.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчик в нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установил требования к товару "Болты с гайками и шайбами" таким образом, что потенциальным участникам закупки невозможно было однозначным образом определить потребности Заказчика в отношении вышеуказанных показателей товара, что повлекло ограничение количества участников закупки.
Таким образом, действия Аукционной комиссии, принявшей решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе, а также действия Заказчика установившего требования к характеристикам товара, не позволяющие указать в заявке на участие в Аукционе одновременно значения показателей товаров, соответствующих требованиям, установленным в документации об Аукционе, так и значения, предусмотренным ГОСТ нарушают часть 5 статьи 67, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки составов административных правонарушений, предусмотренных частями 2, 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Решением Комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок от 26.06.2018 N 18/44/99/314 (далее - Решение) в действиях Заказчика выявлены нарушения частей 13, 24 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившиеся в неправомерном установлении в проекте государственного контракта документации об Аукционе условия о том, что контракт является сделкой, совершенной под отлагательным условием и ненадлежащим образом установлена пеня за непредоставление документов и информации обо всех субподрядчиках (соисполнителях), заключивших договор или договоры с подрядчиком, цена которого или общая цена которых составляет более чем 10 % цены контракта, а также в действиях Заказчика выявлено нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, поскольку Заказчиком в технической части документации об Аукционе неправомерно установлен ГОСТ, не распространяющий свои действия на тот или иной товар.
На основании Решения Заказчику выдано предписание пересмотреть заявки участников закупки, а также исключить из государственного контракта положения о том, что контракт является сделкой, совершенной под отлагательным условием, а также при заключении государственного контракта установить надлежащим образом ответственность в отношении поставщика (подрядчика, исполнителя) за непредоставление информации о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ГУП Оренбургской области "Оренбургремдорстрой" обоснованной.
2. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Заказчика нарушения частей 13, 24 статьи 34, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
4. В связи с тем, что предписание по выявленным нарушениям выдано на основании решения от 26.06.2018 N 18/44/99/314, предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
5. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 26.06.2018 N 18/44/99/314 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 29 июня 2018 г. N 18/44/105/766
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.07.2018