Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере государственного оборонного заказа (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Контракт" (далее - Заявитель) на действия ФГКУ "11 центр заказчика-застройщика войск национальной гвардии Российской Федерации" (далее - Заказчик)при проведенииЗаказчиком, АО "Единая электронная торговая площадка"(далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Реконструкция комплекса зданий военного городка войсковой части 7408, г. Нижний Новгород - (стрелковый тир, комплексное здание спортивно-оздоровительного назначения с помещениями бытового обслуживания, строительство здания склада)"(номер извещения 0832100002018000006)(далее - Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствиис пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика:
1) установившего срок окончания подачи заявок на участие в Аукционе с нарушением требований Закона о контрактной системе;
2) установившего требование о том, что участник в составе заявки на участие в Аукционе обязан предоставить декларацию о том, что участник закупки не является офшорной компанией;
3) не установившего требования к характеристикам товаров, используемых при выполнении работ;
4) не установившего в проекте государственного контракта сроки выполнения работ;
5) не установившего в документации об Аукционе сроки приемки выполненных работ;
6) не установившего в проекте контракта документации об Аукционе, размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом;
7) установившего положение в пункте 17.1 проекта государственного контракта документации об Аукционе, противоречащее Закону о контрактной системе;
8) установившего в проекте контракта конкретный размер обеспечения контракта без указания на возможность применения антидемпинговых мер, предусмотренных частями 1, 2 статьи 37 Закона о контрактной системе;
9) установившего требования к сроку действия банковской гарантии в нарушение Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчикане согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчикдействовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколом, составленным при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 04.06.2018;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 115 623 369,55 руб.;
3) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 05.06.2018;
4) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе - 19.06.2018;
5) дата проведения Аукциона - 22.06.2018;
6) на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки;
7) к участию в Аукционе допущено 3 участника закупки;
8) победителем Аукциона признано ООО "КАРТЕЛЬ"с минимальным предложением о цене контракта -109 842 200,35 руб.
1. Частью 3 статьи 63 Закона о контрактной системе установлено, что в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в ЕИС извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно извещению о проведении Аукциона дата и время начала подачи заявок - 04.06.2018 16:58, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 19.06.2018 09:00.
Таким образом, срок подачи заявок с даты размещения в ЕИС и до даты окончания подачи заявок на участие в Аукционе составляет менее 15 дней.
Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии представитель Заказчика представил пояснения, согласно с которыми Заказчиком в соответствии с частью 5 статьи 99 Закона о контрактной системе извещение о проведении Аукциона направлено на контроль 01.06.2018 г., что подтверждается печатной формой извещения об осуществлении Аукциона.
Согласно изложенному, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком размещено извещение о проведении Аукциона в срок, не противоречащий требованиям Закона о контрактной системе, а довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе к участникам закупки предъявляется требование о том, что участник закупки не является офшорной компанией.
Частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень документов, подлежащих предоставлению участниками в составе второй части заявки на участие в Аукционе.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать в том числе документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
В подпункте 3 пункта 11.2 документации об Аукционе установлено, что вторая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать, в том числе декларацию о соответствии участника аукциона требованиям, установленнымпунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе излишнее требование к составу заявки участника закупки, а именно предоставление декларации о том, что участник закупки не является офшорной компанией, нарушают часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги.
Согласно извещению о проведении Аукциона объектом закупки является выполнение строительно-монтажных работ.
Согласно пункту 11 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронномаукционе и инструкция по ее заполнению" документации об Аукционе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержатьсогласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги наусловиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такогоаукциона на выполнение работы или оказание услуги.
Таким образом, Комиссия, изучив положения документации об Аукционе, приходит к выводу, что в соответствии с требованиями документации об Аукционе участнику закупки для участия в Аукционев первой части заявки на участие в Аукционе достаточно указать согласие, предусмотренное пунктом 11 документации об Аукционе.
Учитывая изложенное, Заказчиком установлены требования к составу первой части заявки на участие в Аукционе, не противоречащие положениям Закона о контрактной системе, а также позволяющие определить, что необходимо указать в перовой части заявки на участие в Аукционе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. В соответствии с частью 2 статьи 42, частью 1 статьи 63, частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в документации об Аукционе должна содержатьсяинформация о сроках поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг.
Согласно жалобе Заявителя, Заказчиком в пункте 3.1 документации об Аукционе не указаны сроки выполнения работ.
Пунктом 3.1 документации об Аукционе установлено:
"Календарные сроки выполнения работ определены сторонами:
Начало работ: ____________201 года.
Окончание работ: ____________201 года".
Пунктом 1.2 документации об Аукционе установлено, что Заказчик обязуется своевременно предоставить проектно-сметную документацию, принять выполненную работу и оплатить ее привыполнении всех условий настоящего контракта. Срок выполнения работ определяетсяграфиком производства работ являющегося неотъемлемой частью контракта (ПриложениеN1).
Согласно извещению о проведении Аукциона срок завершения работ - декабрь 2018 г.
Кроме того, в части 2 документации об Аукционе установлено, что продолжительность строительства по объекту составляет 5 месяцев и включает всебя оформление пропусков для сотрудников на территорию воинской части, сдачу объектав эксплуатацию.
Учитывая изложенное, Заказчиком установлены требования к сроку выполнения работ.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
5. Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что пунктом 5.1 раздела 21 "Проект государственного контракта" документации об Аукционе установлено, что Заказчик обязан произвести приемку выполненных работ на объекте строительства насоответствие проектно-сметной документации, а так же представленной Подрядчиком форм NКС-2, N КС-6а, и исполнительной документации на соответствие её выполненным работам, итребованиям СНиП, ГОСТ, ТУ не позднее 5 рабочих дней с момента поступления их в адресЗаказчика. Для проверки соответствия качества выполненных работ, Заказчик вправепривлекать независимых экспертов.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в документации об Аукционе установленысроки приемки выполненных работ.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
6. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в проекте контракта документации об Аукционе, не установлена соответствующая пеня в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом.
Частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в проекте контракта документации об Аукционе не установлена соответствующая пеня в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно изложенному, указанные действия Заказчика нарушают часть 5 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
7. В пункте 17.1 раздела 21 "Проект государственного контракта" документации об Аукционе установлено, что "стороны освобождаются от ответственности за частичное или полноенеисполнение обязательства по настоящему контракту, если оно явилось следствиемприродных явлений, военных действий, прочих обстоятельств непреодолимой силы, еслиэти обстоятельства непосредственно повлияли на выполнение настоящего контракта.Свидетельство, выданное соответствующими компетентными органами, являетсяподтверждением наличия и продолжительности действия обстоятельств непреодолимойсилы. Срок исполнения обязательств по настоящему контракту отодвигается соразмерновремени, в течение которого действовали обстоятельства непреодолимой силы, а такжепоследствия, вызванные этими обстоятельствами".
Комиссия, изучив пункт 17.1 раздела 21 "Проект государственного контракта", приходит к выводу, что указанное положение проекта государственного контракта не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
8. Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Закономо контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложениене предусмотрены.
Статьей 37 Закона о контрактной системе предусмотрены положенияоб антидемпинговых мерах при проведении конкурса и аукциона.
Частями 1, 2 статьи 37 Закона о контрактной системе установлено, что:если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса);если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 статьи 37 Закона о контрактной системе.
Пунктом 14.1 документации об Аукционе и пунктом 21.1проекта государственного контракта установлено, что размер обеспечение исполнения контракта составляет 11 562 336, 96 руб.(10 % от начальной (максимальной) цены контракта).
При этом в пункте 14.2 документации об Аукционе предусмотрены положения о применении антидемпинговых мер при проведении аукциона, предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 37 Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в документации об Аукционе установлено обеспечение исполнение контракта, а также положения о применении антидемпинговых мер в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
9. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком установлены требования к сроку действия банковской гарантиис нарушением Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о размере обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено, что исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Пунктом 5 части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе установлено, что банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать в том числе информацию о сроке действия банковской гарантии с учетом требований статей 44 и 96 Закона о контрактной системе.
Пунктом 21.5.5 раздела 21 "Проект государственного контракта" и пунктом 14.3.6.5документации об Аукционе установлено, что срок действия банковской гарантии должен превышать срок действияконтракта не менее чем на два месяца.
Учитывая изложенное, Заказчиком установлено требование к сроку действия банковской гарантии, не противоречащее положениям Закона о контрактной системе.
10. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе: "соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки".
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 372-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01.07.2017 не допускается осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на основании выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. При этом документом, подтверждающим возможность выполнения указанных видов работ с 01.07.2017 является выписка из реестра членов саморегулируемой организации.
Согласно части 4 статьи 55.17 ГрК РФ предоставление сведений, содержащихся в реестре членов саморегулируемых организаций, осуществляется по запросам заинтересованных лиц в виде выписок из реестра в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.
Подпунктом 11.2 документации об Аукционе установлено,что заявка на участие в Аукционе должна содержать выписку из реестра (или копию такого документа) членов саморегулируемойорганизации по форме, утвержденной приказом Федеральной службы по экологическому,технологическому и атомному надзору от 16.02.2017 N58.Выписка должна быть выдана не ранее чем за один месяц до даты подачи заявкиучастником закупки на участие в Аукционе.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика не противоречат требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Контракт"обоснованной в части действий Заказчика, неправомерно установившего в документации об Аукционе требование о предоставлении участниками закупки в составе заявки на участие в Аукционе декларации о том, что участник закупки не является офшорной компанией, не установившего в документации об Аукционе требование к размеру пени в случае просрочки исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом.
2. Признать в действиях Заказчика нарушениячасти 5 статьи 34, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать сведения о выявленных нарушениях Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления контроля государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 25 июня 2018 г. N КГОЗ-277/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.07.2018