На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 04.04.2018 N 429/18 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев обращение ООО "Камский кабель" (далее - Заявитель) содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях ГУП города Москвы "Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени Метропролитен им. В.И. Ленина" (далее - Заказчик), Департамента города Москвы по конкурентной политике (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения контракта на поставку кабельно-проводниковой продукции (номер извещения: 0173200001418000639) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 04.04.2018 N 429/18,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно объединены в один объект закупки поставка не связанных между собой товаров, а именно поставка кабельно-проводниковой продукции и трансформатора измерительного, что ограничивает количество участников закупки;
2. Заказчиком, Уполномоченным органом в рамках предмета закупки неправомерно поставляются кабеля ПУГНП, ПУНП, ПУВНП, поскольку поставка указанных кабелей в соответствии с ТУ 16.К13-020-93, ГОСТ 22483-77 и иными нормативными документами запрещена на территории Российской Федерации;
3. Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом осуществлено описание объекта закупки по товару "кабель CF99.01.02", поскольку в техническом задании документации об Аукционе по указанному товару Заказчиком, Уполномоченным органом не установлены более детальные характеристики, такие как: марка, сечение и другие;
4. Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе неправомерно установлены неисполнимые сроки поставки товаров;
5. Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе неправомерно установлены требования к характеристикам товаров (пункты 146 "кабель CF99.01.02", 22 "провод ППСТМТНГ(А)-HF 185", 23 "ПРОВОД ППСТМТНГ(А)-HF 70", 24 "провод ППСТМТНГ(А)-HF 25" технического задания документации об Аукционе), которым соответствуют товары единственных производителей (IGUS GmbH (Германия) - пункт 146, ООО "БМ Инновация) - пункты 22-24), а также по указанным товарам отсутствует возможность предоставления эквивалентного товара.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Заказчика Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 25.05.2018;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 1 175 866 230,85 рублей;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
4) дата и время окончания подачи заявок на участие в Аукционе -25.06.2018;
5) дата рассмотрения заявок - 02.07.2018.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно объединены в один объект закупки поставка не связанных между собой товаров, а именно поставка кабельно-проводниковой продукции и трансформатора измерительного, что ограничивает количество участников закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно извещению о проведении Аукциона, документации об Аукционе предметом контракта является поставка кабельно-проводниковой продукции.
В соответствии с техническим заданием документации об Аукционе установлен исчерпывающий перечень поставляемой продукции, в том числе кабеля, провода, трансформатор и другие.
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что в состав лота Заказчиком включены товары технологически и функционально связанные между собой, поскольку трансформатор является кабельно-проводниковой продукцией, а также указанные товары в совокупности образуют единую цельную функционирующую систему. При формировании объекта закупки Заказчик руководствовался технологическим процессом и спецификой поставляемого товара, в том числе экономической целесообразностью.
Согласно части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования, которые влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Вместе с тем, Заявителем на заседание Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих, что Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно объединены в один объект закупки поставка не связанных между собой товаров, а именно поставка кабельно-проводниковой продукции и трансформатора измерительного, что ограничивает количество участников закупки.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в рамках предмета закупки неправомерно поставляются кабеля ПУГНП, ПУНП, ПУВНП, поскольку поставка указанных кабелей в соответствии с ТУ 16.К13-020-93, ГОСТ 22483-77 и иными нормативными документами запрещена на территории Российской Федерации.
В соответствии с техническим заданием документации об Аукционе в рамках объектам закупки поставляются, в том числе кабеля ПУГНП, ПУНП, ПУВНП и другие.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что товары, которые необходимо поставить в рамках предмета закупки сформированы, исходя из потребности Заказчика. Потенциальный участник закупки вправе предложить любую кабельную продукцию, соответствующую требованиям технического задания документации об Аукционе.
Кроме того, представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что аббревиатура ПУГНП, ПУНП, ПУВНП обозначает технические характеристики товара.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии также пояснили, что ссылка Заявителя на нормативные документы, такие как ТУ 16.К13-020-93, ГОСТ 22483-77 и другие является не состоятельной, поскольку Заказчиком, Уполномоченным органом в техническом заданием не установлены требования о соответствии товаров указанным нормативным документам.
Вместе с тем, Заявителем на заседании Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, в связи с чем указанный довод своего подтверждения не нашел.
3. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом осуществлено описание объекта закупки по товару "кабель CF99.01.02", поскольку в техническом задании документации об Аукционе по указанному товару Заказчиком, Уполномоченным органом не установлены более детальные характеристики, такие как: марка, сечение и другие, что не позволяет сформировать предложение участнику закупки.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что при формировании технического задания Заказчиком, Уполномоченным органом по товару "кабель CF99.01.02" установлены технические характеристики товара исходя из потребностей Заказчика, а также участнику закупки в первой части заявки на участие в Аукционе достаточно предоставить согласие на поставку кабельно-проводниковой продукции в соответствии с положениями документации об Аукционе.
Вместе с тем, Заявителем на заседание Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих, что Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом осуществлено описание объекта закупки по товару "кабель CF99.01.02", поскольку в техническом задании документации об Аукционе по указанному товару Заказчиком, Уполномоченным органом не установлены более детальные характеристики, такие как: марка, сечение и другие.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе неправомерно установлены неисполнимые сроки поставки товаров.
В соответствии с частью 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных 34 статьей Закона о контрактной системе и статьей 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 10 статьи 70 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.
Согласно пункту 3 проекта государственного контракта документации об Аукционе поставка товара осуществляется с даты заключения государственного контракта до 15.12.2018, а также в соответствии с пунктом 3.2 технического задания документации об Аукционе.
Пунктом 3.2 технического задания документации об Аукционе установлен следующий срок поставки товаров: первый период - не позднее 01 августа 2018; второй период - не позднее 26 октября 2018; третий период - не позднее 15 декабря 2018.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что количество поставляемого товара и сроки поставки товара определены исходя из потребности Заказчика в проведении работ по замене кабелей, которые имеют ограниченный срок эксплуатации, а также установленный срок поставки в документации об Аукционе не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Заявителем на заседании Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, в связи с чем указанный довод своего подтверждения не нашел.
5. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе неправомерно установлены требования к характеристикам товаров (пункты 146 "кабель CF99.01.02", 22 "провод ППСТМТНГ(А)-HF 185", 23 "ПРОВОД ППСТМТНГ(А)-HF 70", 24 "провод ППСТМТНГ(А)-HF 25" технического задания документации об Аукционе), которым соответствуют товары единственных производителей (IGUS GmbH (Германия) - пункт 146, ООО "БМ Инновация) - пункты 22-24), а также по указанным товарам отсутствует возможность предоставления эквивалентного товара.
В техническом задании документации об Аукционе установлены, в том числе следующие товары: "пункты 146 "кабель CF99.01.02", 22 "провод ППСТМТНГ(А)-HF 185", 23 "ПРОВОД ППСТМТНГ(А)-HF 70", 24 "провод ППСТМТНГ(А)-HF 25".
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что в отношении товара "кабель CF99.01.02" не установлена возможность предоставления эквивалентного товара, в связи с необходимостью совместимости закупаемых товаров с товарами, используемыми метрополитеном, в отношении товаров "провод ППСТМТНГ(А)-HF 185", "ПРОВОД ППСТМТНГ(А)-HF 70", "провод ППСТМТНГ(А)-HF 25" Заказчиком, Уполномоченным органом не установлена контрактная марка, аббревиатура ППСТМТНГ(А)-HF обозначает технические характеристики товара.
Кроме того, представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии также пояснили, что на участие в Аукционе подано три заявки от участников закупки, что свидетельствует об отсутствии ограничений в отношении неправомерного установления требований к характеристикам товаров по пунктам 146, 22-24 технического задания документации об Аукционе, которым соответствует товары единственных производителей.
Вместе с тем, Заявителем на заседание Комиссии не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность довода Заявителя, в связи с чем указанный довод своего подтверждения не нашел.
При проведении внеплановой проверки Комиссией выявлены следующие нарушения Закона о контрактной системе.
6. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. При этом в соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии установлено, что приложение N 2 к техническому заданию документации об Аукционе (далее - Приложение) устанавливает форму справки о цепочке собственников. В соответствии с Приложением "Контрагент (указать: Исполнитель/ Поставщик / иное наименование контрагента) гарантирует Заказчику (указать: Заказчика), что сведения и документы в отношении всей цепочки собственников и руководителей, включая бенефициаров (в том числе конечных), передаваемые Заказчику (указать: Заказчика) являются полными, точными и достоверными. Контрагент (указать: Исполнитель/ Поставщик иное наименование контрагента) настоящим выдает согласие и подтверждает получение им всех требуемых в соответствии с действующим законодательством РФ (в том числе о коммерческой тайне и о персональных данных) согласий всех упомянутых в сведениях, заинтересованных или причастных к сведениям лиц на обработку, а также на раскрытие Заказчиком (указать: Заказчика) полностью или частично представленных сведений компетентным органам государственной власти (в том числе, но не ограничиваясь, Федеральной налоговой службе РФ, Росфинмониторингу, Правительству РФ) и последующую обработку сведений такими органами (далее - Раскрытие). Контрагент (указать: наименование Контрагента) освобождает Заказчика (указать: Заказчика), от любой ответственности в связи с Раскрытием информации, возмещает Заказчику (указать: Заказчика) убытки, понесенные в связи с предъявлением Заказчику (указать: Заказчика) претензий, исков и требований любых третьих лиц, чьи права были или могли быть нарушены Раскрытием информации".
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что документацией об Аукционе неправомерно установлено не предусмотренное частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе вышеуказанное требование.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в документации об Аукционе вышеуказанное требование, нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
7. В соответствии с частью 1 статьи 20 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливаются случаи проведения обязательного общественного обсуждения закупок и его порядок. Такое обсуждение начинается с даты размещения в единой информационной системе планов закупок, содержащих информацию о закупках, подлежащих обязательному общественному обсуждению, и заканчивается не позднее срока, до истечения которого определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть отменено заказчиком в соответствии со статьей 36 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.08.2016 N 835 "Об утверждении правил проведения обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства N 835), обязательное общественное обсуждение проводится в случае осуществления закупок при начальной (максимальной) цене контракта, составляющей более 1 млрд. рублей, с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с частью 7 Постановления Правительства N 835, обязательное общественное обсуждение проводится в разделе "Обязательное общественное обсуждение закупок" официального сайта единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в виде очных публичных слушаний.
Согласно части 33 Постановления Правительства N 835 второй этап обязательного общественного обсуждения заключается в обсуждении в специализированном разделе информации о закупке, включенной в извещение об осуществлении закупки и документацию о закупке, и начинается с даты размещения в единой информационной системе лицом, осуществляющим общественное обсуждение, таких извещений и документации.
В соответствии с пунктом 38 Постановления Правительства N 835 в течение 2 дней после окончания второго этапа обязательного общественного обсуждения лицо, осуществляющее обязательное общественное обсуждение, размещает в специализированном разделе протокол второго этапа обязательного общественного обсуждения, который должен содержать поступившие в рамках этого этапа замечания или предложения и ответы на них, а также принятое лицом, осуществляющим обязательное общественное обсуждение, решение в соответствии с пунктом 37 Постановления Правительства N 835. В отношении каждой закупки, подлежащей обязательному общественному обсуждению, формируется отдельный протокол.
На заседании Комиссии установлено, что протокол второго этапа общественных обсуждений от 04.06.2018 размещен в специализированном разделе информации о закупке в ЕИС 02.07.2018 с нарушением срока.
На заседании Комиссии, представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что протокол второго этапа общественных обсуждений размещен с нарушением срока ввиду технической ошибки.
Учитывая изложенное, поскольку протокол второго этапа общественных обсуждений в установленный срок не размещен в специализированном разделе информации о закупке в ЕИС, Комиссия приходит к выводу о том, что указанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают часть 1 статьи 20 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку на заседание Комиссии не представлено информации, свидетельствующей о том, что указанное нарушение повлияло на результаты закупки.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения части 1 статьи 20, части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
2. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы дела от 02.07.2018 N 18/44/99/333 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 2 июля 2018 г. N 18/44/99/333
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.07.2018