Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
<_>,
в присутствии:
представителей ГКУ РБ "Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия": <_>, доверенность от 26.06.2018 N 35, <_>, доверенность от 22.09.2017 N 59, <_>, доверенность от 25.06.2018 N34,
представителя Республиканского агентства по государственным закупкам <_>, доверенность от 12.03.2018,
в отсутствии представителя ООО "Стройтех", заявившего ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие (письмо от 26.06.2018 N1),
рассмотрев жалобу ООО "Стройтех" (далее - Заявитель) (вх. от 19.06.2018 N3846) на действия заказчика - ГКУ РБ "Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия" (далее - Заказчик), уполномоченного органа - Республиканского агентства по государственным закупкам (далее - Уполномоченный орган) при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение дополнительных строительно-монтажных работ (сети теплоснабжения) по объекту "Развитие и реконструкция республиканского онкологического диспансера в г. Улан-Удэ (II очередь строительства)" (реестровый номер 0102200001618002745) (далее - Аукцион), и в результате рассмотрения жалобы в соответствии с частью 3 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Закон о контрактной системе),
у с т а н о в и л а:
Заявитель считает, что отдельные положения документации об аукционе противоречат требования действующего законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
1. Заказчиком в Требованиях к значениям показателям товара_ (приложение N 3 к Техническому заданию) установлены излишние требования к товару, а именно к показателям, значения которых становятся известными после испытания определенной партии товара после его производства. Полагает, что нарушены требования пункта 1 части 1 статьи 33 и пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. В Инструкции по заполнению заявки требование об оставлении и указании в заявке только тех показателей, которые применимы к предлагаемому им товару, исходя из требований технического регламента или ГОСТ, Заказчик не указал каким образом и в каком порядке участнику следует определять наличие или отсутствие установленных показателей к товару, в то же время при наличии данных показателей требование к товару будет являться необъективным и противоречивым, что нарушает пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Заявитель считает, что Заказчиком в аукционной документации установлены требования к товарам, которые являются расходными, а именно: "Песок", "Растворы цементные", "Бетон тяжелый", "Гвозди строительные", "Щебень", "Горячекатаная арматурная сталь", "Бруски", "Брусья необрезные", "Пленка полиэтиленовая, "Грунтовка ГФ-021" и другие.
Просит провести проверку, выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
Заказчик не согласен с доводами Заявителя, представил возражение на жалобу от 21.06.2018 N 1927, считает, что действовал в соответствии с требованиями действующего законодательства о контрактной системе и просит признать жалобу необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и изучения представленных документов и пояснений, Комиссия Бурятского УФАС России установила следующее:
13.06.2018 на официальном сайте в Единой информационной системе размещено извещение о проведении Аукциона N 0102200001618002745 и документация об аукционе. Изменения внесены 15.06.2018. Начальная (максимальная) цена контракта - 10 933 712,00 рублей.
1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественны характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с требования статьи 64 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Приложением N 3 к Техническому заданию документации об аукционе предусмотрены Требования к значениям показателям товара или эквивалентности предлагаемого товара, используемого для выполнения работ, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям.
Довод Общества, что установленные требования, конкретные значения по которым невозможно предоставить и несут избыточные требования (указанные в жалобе Заявителя) признан необоснованным, так как в инструкции по заполнению заявки (приложение N 3 к Техническому заданию) указано, что при указании в аукционной документации значений показателей товара, являющихся диапазонными (с символе "многоточие", "*" участник вправе не указывать конкретные значения показателей товара, а описать данные значения показателей путем указания диапазона возможных значений, что не ограничивает возможность участника закупки предоставить необходимые показатели товара, предусмотренные положениями аукционной документации.
В части требований к товару, приведенных в жалобе Заявителя и не указанные символом "многоточие", "*", Комиссия считает, что данные показатели не становятся известными после изготовления и приобретения товара.
Таким образом, Заказчик не требует предоставления в составе первой части заявки, конкретных значений показателей результатов испытаний, и не обязывает участников закупки иметь товар в наличии на момент подачи заявки на участие в электронном аукционе.
Кроме того, Заявитель не явился на заседание Комиссии и не представил каких-либо доказательств, обоснованности заявленных доводов.
2. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе" документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6статьи 66 настоящего закона и инструкцию по ее заполнению.
Согласно требованиям Инструкции Заказчиком предусмотрено: "Если в описании товаров заказчиком приводятся альтернативные или взаимоисключающие характеристики (показатели), соответствующие разным группам (типам, видам, классам и т.п.) товаров, то участник закупки оставляет и указывает в заявке только те показатели, которые применимы к предлагаемому им товару, исходя из требований технического регламента или ГОСТ.
Показатели, не относящиеся к виду (типу, марке, классу, группе и т.п), предлагаемого товара или не совместимые с иными указываемыми характеристиками, в том числе исходя из требований регламентов и стандартов, не допускается приводить в заявке. Участнику закупки необходимо указывать конкретные показатели характеристики каждого вида (типа) товара (материала), применяемого при производстве работ".
Также Инструкцией предусмотрено, что:
При указании показателей используемого товара, соответствующих значениям, установленным аукционной документацией, предлагаемые участником закупки товары должны соответствовать технической документации, техническому заданию, приложениям к техническому заданию, законодательству и нормативно-технической документации Российской Федерации, соответствующим стандартам. Все предлагаемые материалы должны соответствовать нормативным документам: ГОСТ 14187-84 (п.1), ГОСТ 5762-2002 (п.2), ГОСТ 26434-2015 (п.З), ГОСТ 3282-74 (п.4), ГОСТ 10704-91 (п.5), ГОСТ 4028-63 (п.6,16,29), ГОСТ 28013-98 (п.7), ГОСТ 5781-82 (п.8), ГОСТ 3634-99 (п.9), ГОСТ 26633- 2015 (п.10,21), ГОСТ 25129-82 (п.11), ГОСТ 8240-97 (п.13), ГОСТ 8267-93 (п.14), ГОСТ 8486-86, ГОСТ 18288-87, ГОСТ 24454-80 (п.15,17,19,20), ГОСТ 23120-2016 (п.18), ГОСТ 26633-2105, ГОСТ 7473-2010, ГОСТ 8267-93, ГОСТ 25192-2012 (п.21), ГОСТ 9128-2013 (п.22,23), ГОСТ 10354-82 (п.24), ГОСТ 25772-83 (п.25), ГОСТ 8020-2016 (п.26), ГОСТ 13579-78 (п.27), ГОСТ 32824-2014 (п.28). Значения показателей необходимо указать в соответствии с нормативно-технической документацией, определяющей требования к материалам".
В случае если в требуемых параметрах и/или требуемых значениях представлено несколько вариантов составляющих (компонентов) материала, то при выборе одного из составляющих (компонентов) необходимо указать только те характеристики, которые соответствуют выбранному составляющему (компоненту). Указываемые значения должны быть соотнесены с каждым вариантом предлагаемого товара и соответствовать тем, которые предусмотрены в качестве основных техническими, регламентам государственными стандартами".
Таким образом, из приведенных положений Инструкции следует однозначный вывод, что при предоставлении в первой части заявки сведений о конкретных показателях товара участник должен указывать информацию об используемом товаре в соответствии с требованиями действующих технических документов, в том числе ГОСТ. При этом указывая конкретные показатели товара, участник закупки должен проверять соответствие предоставляемой информации о товаре требованиям действующих нормативно-технических документов и аукционной документации, указывая только те характеристики, которые соответствуют выбранному составляющему (компоненту). Следуя требованиям стандартов с учетом Инструкции по заполнению заявки значения показателей товара должны соотноситься участником закупки с каждым вариантом предлагаемого товара и должны соответствовать тем значениям, которые предусмотрены в качестве основных техническими регламентами, государственными стандартами.
Указанный довод Заявителя признан несостоятельным.
3. В соответствии с пунктом 1 статьи 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
Пунктом 1 статьи 745 ГК РФ установлено, что обязанность по обеспечению строительства материалами, в том числе деталями и конструкциями, или оборудованием несет подрядчик, если договором строительного подряда не предусмотрено, что обеспечение строительства в целом или в определенной части осуществляет заказчик.
Согласно части 2 статьи 19 Закона о контрактной системе под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право заказчика, включать в документацию об электронном аукционе требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, равно как и норм, обязывающих заказчика устанавливать в этой документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров, работ, услуг.
В зависимости от своих потребностей Заказчик вправе установить требования к качеству, к техническим, функциональным характеристикам товара, к размерам, к упаковке, максимальным или минимальным значениям показателей, что подтверждается частями 1 и 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Таким образом, из приведенных положений Закона о контрактной системе следует, что при формировании документации об аукционе заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющего его потребностям.
Изложенное соответствует правовому подходу, содержащемуся в определении Верховного суда Российской Федерации от 30 октября 2014 года N 304-КГ14-3003, согласно которому Заказчику предоставлено право на установление в аукционной документации требований к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют его потребностям, при этом сам по себе факт установления определенных характеристик к товару, не свидетельствует об ограничении количества участников закупки.
Установление требований к товарам "Песок", "Растворы цементные", "Бетон тяжелый", "Гвозди строительные", "Щебень", "Горячекатаная арматурная сталь", "Бруски", "Брусья необрезные", "Пленка полиэтиленовая, "Грунтовка ГФ-021" обусловлено потребностью Заказчика в соответствующем всем строительным нормам и правилам, результату работ, который бы сохранял свои свойства на протяжении продолжительного периода времени.
Необходимость использования указанных в жалобе товаров также подтверждается сметными расчетами (разделы 2, 3, 5 N 06-02-02).
Таким образом, довод жалобы признан необоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь частями 3, 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Бурятского УФАС России
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Стройтех" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
|
<_> |
Члены комиссии: <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 26 июня 2018 г. N 04-50/324-2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.06.2018