Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
"_" |
- зам. руководителя управления, председатель Комиссии; |
"_" |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
"_" |
- специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
в присутствии представителей:
от подателя жалобы: ООО "СибСпецСтройМонтаж" - не явились (уведомлено надлежащим образом);
от заказчика: ЭКС - филиала ЦЭКТУ г. Новосибирск - "_" (по доверенности), "_" (без доверенности), "_" (без доверенности);
рассмотрев жалобу ООО "СибСпецСтройМонтаж" на действия аукционной комиссии заказчика - ЭКС - филиала ЦЭКТУ г. Новосибирск при проведении электронного аукциона N 0151100008818000023 на выполнение работ по капитальному ремонту служебно-производственного здания, г. Новосибирск, ул. Весенная, д. 12а, размещен в ЕИС 23.05.2018 г., начальная (максимальная) цена контракта 8325970,00 рублей,
УСТАНОВИЛА:
В Новосибирское УФАС России обратилось ООО "СибСпецСтройМонтаж" с жалобой на действия аукционной комиссии заказчика - ЭКС - филиала ЦЭКТУ г. Новосибирск при проведении электронного аукциона N 0151100008818000023 на выполнение работ по капитальному ремонту служебно-производственного здания, г. Новосибирск, ул. Весенная, д. 12а.
Суть жалобы ООО "СибСпецСтройМонтаж" заключается в нижеследующем.
Податель жалобы полагает, что решение об отказе в допуске к участию в электронном аукционе, принятое аукционной комиссией заказчика, неправомерно.
1) Основанием признания заявки N 3 несоответствующей явилось неуказание в составе первой части заявки условных обозначений, предусмотренных ГОСТ, тогда как заказчиком изначально в описании объекта закупки условные обозначения по данным позициям не были указаны. Вместе с тем, предложенный товар полностью соответствует характеристикам, установленным документацией и ГОСТами.
2) Вторым основанием отказа в допуске к участию в электронном аукцион явилось неуказание показателя вида резьбы крана пожарного по позиции N 57 описания объекта закупки "кран пожарный". Вместе с тем, предложенный товар в составе заявки участника таков, что имеет одновременно два вида резьбы - и муфту, и цапку.
3) Аукционная комиссия заказчика приняла решение о несоответствии значений номинальной толщины изоляции, указанных в заявке по позиции описания объекта закупки N 76 "силовой кабель", значениям ГОСТ.
Среднее значение толщины изоляции должно быть не менее номинального значения. Минимальное значение толщины изоляции не должно быть меньше номинального на значение более чем (), где - номинальная толщина изоляции, в миллиметрах. Податель жалобы полагает, что максимальное значение толщины изоляции не нормируют. То есть, согласно ГОСТ номинальная толщина изоляции является минимально допустимой, максимальное значение толщины не нормируют, о чем приводит информацию с сайта производителя СевКабель.
Поэтому, так как максимальное значение толщины изоляции не нормируется, была указана в составе заявки номинальная толщина изоляции 1 мм.
На жалобу ООО "СибСпецСтройМонтаж" от заказчика - ЭКС - филиала ЦЭКТУ г. Новосибирска возражения не поступили.
Изучив доводы подателя жалобы, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.
1) Инструкция по заполнению первой части заявки аукционной документации содержит указание о том, что участник при заполнении первой части заявки должен указать условное обозначение товара, предлагаемого к использованию, если это условие содержится в требованиях ГОСТ.
Положения инструкции по заполнению первых частей заявок раскрывают и дополняют требования описания объекта закупки, а довод подателя жалобы относительно того, что заказчик сам был обязан в описании объекта закупки по ряду позиций указать условные обозначения, не может быть оценен как обоснованный.
2) Инструкция по заполнению первых частей заявок аукционной документации содержит следующее указание. "Если прописано требование "или", "либо", то данные союзы нужно трактовать, как знак альтернативности понятий, то есть следует выбрать одно значение из нескольких предложенных. "/" данный символ нужно трактовать, как союз "или", за исключением если "/" используется в качестве обозначения типа или марки, или общепринятого понятия".
Из смысла требований инструкции по заполнению первых частей заявок следует, что знак "/" при заполнении заявки участником показателей по позиции N 57 описания объекта закупки следует понимать как союз "или", так как вид резьбы крана пожарного не относится к категории исключений описываемого положения инструкции по заполнению первых частей заявок.
Знак "/" по позиции материала N 57 описания объекта закупки применен заказчиком для возможности поставки товара с одним из указанных, допускаемых ГОСТ, видов резьбы крана пожарного в виде цапки или муфты.
Комиссия Новосибирского УФАС России допускает наличие на рынке пожарных кранов с обоими видами резьбы, однако, исходя из требований описания объекта закупки и инструкции по заполнению первых частей заявок, не следует возможность поставки таких пожарных кранов.
3) ГОСТ 31996-2012 "Кабели силовые с пластмассовой изоляцией на номинальное напряжение 0,66; 1 и 3 кВ" содержит показатель номинальной толщины изоляции из поливинилхлоридных пластикатов или из композиций, не содержащих галогенов в мм. При номинальном напряжении кабеля в 0,66 кВ и номинальном сечении жилы в 6 и 16 мм номинальная толщина изоляции из указанного материала равняется 0,7 мм. и 0,9 мм., соответственно.
В описании объекта закупки заказчиком установлено требование, что показатель по характеристике "номинальная толщина изоляции жил" при сечении жилы 6, 16 мм должен быть не менее 0,7 мм.
Инструкция по заполнению первых частей заявок предусматривает, что "не менее", "от", "" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, более указанного значения или равный ему.
Исходя из того, что ГОСТ содержит конкретные физические величины, попадающие в заданный заказчиком диапазон значений, то участники обязаны указывать в заявке значения, предусмотренные ГОСТ, а именно, для жил с номинальным сечением 6 и 16 - 0,7 мм. и 0,9 мм., соответственно.
Доводы жалобы не нашли своего подтверждения.
При проведении на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 ФЗ N 44-ФЗ внеплановой проверки данной закупки, в том числе всей информации, размещенной в единой информационной системе в рамках данного электронного аукциона, а также действий аукционной комиссии при рассмотрении первых и вторых частей аукционных заявок, были выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
ФАС России в своем письме от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16 указала, что при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что ФЗ N 44-ФЗ не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Вместе с тем, позиции N 1 "умывальник", N 5 "блок разветвительно-изолирующий", N 15 "керамогранит", N 16 "гипсоволоконные листы", N 19 "керамическая плитка", N 31 "окна ПВХ", N 42 "пена противопожарная", N 43 "декоративная цементная штукатурка", N 45 "грунтовка", N 46 "затирка", N 48 "безосновный самоклеящийся гидроизолирующий материал", N 49 "линолеум коммерческий", N 56 "воздушный клапан", N 64 "противопожарная пена", N 79 "грунтовка", N 80 "краска", N 82 "грунтовка" объекта закупки содержат ряд показателей, противоречащих указанной выше позиции ФАС России.
К таковым относятся по товару N 1 "умывальник": водопоглощение - не более 5 %; по материалу N 5 "блок разветвительно-изолирующий": пороговое значение срабатывания - диапазон от 2,9 до 3,4 В; по материалу N 15 "керамогранит": предел прочности при изгибе - не менее 35 МПа, водопоглащение - не более 0,5 мм., твердость по Моссу - не менее 5; по материалу N 16 "гипсоволоконные листы": отклонение от прямоугольности - не более 4 мм.; по материалу N19 "керамическая плитка": пределе прочности при изгибе - не менее 15 МПа, твердость глазури по Моосу - не менее 5, водопоглощение - не более 16 %; по материалу N 31 "окно ПВХ": сопротивление теплопередаче - 0,65 м°С/Вт, шумоизоляция - не менее 26 дБА; по материалу N 42 "пена противопожарная": плотность - 22 - 28 кг/м3, выход - 30 - 35 л., термостабильность в диапазоне от -40 °C до +90 °C; по метериалу N 43 "декоративная цементная штукатурка": прочность при сжатии - не менее 3,5 МПа, водопоглощение - менее 15%, коэффициент паропроницаемости - не менее 0,04 мг/м·ч·Па, морозостойкость - более 50 циклов; по материалу N 45 "грунтовка": расход - не менее 0,1 кг/м2, время высыхания - не более 3 часа, морозостойкость - не менее 5 циклов; по материалу N 46 "раствор готовый кладочный цементный легкий": средняя плотность затвердевшего раствора в проектном возрасте - менее 1500 кг/ м3; по материалу N 47 "затирка": жизнеспособность смеси - не менее 1 часа, время затвердения - не более 24 часа; по материалу N 48 "безосновный самоклеящийся гидроизоляционный материал": водопоглощение в течение 24 ч. - не более 1%, относительное удлинение - не менее 200 %; по материалу N 49 "линолеум коммерческий": водопоглощение поверхностное - не более 0,4; по материалу N 56 "воздушный клапан": расход воздуха - не менее 35 л/с, по материалу N 64 "противопожарная пена": время схватывания - не более 35 сек., время твердения - не более 1 мин, время огнестойкости - не менее 180 мин; по материалу N 79 "грунтовка": расход 0,15 - 0,30 кг/кв.м, время полного высыхания - не более 48 ч.; по материалу N 80 "краска": время высыхания - не более 1 ч.; по материалу N 82 "грунтовка" - время высыхания - не более 12 ч.
Инструкция по заполнению первых частей заявок обязывает участника указать именно конкретные показатели товара, используемого при выполнении работ, соответствующие значениям, установленным в описании объекта закупки. Так как на момент подачи заявок участник не сможет знать конкретные показатели товаров (материалов), которые им предлагаются к поставке, так как у него их может еще не быть в наличии или они вообще еще могут не быть произведены, установление требования о представлении конкретных значений показателей товаров (материалов) в составе заявок, которые становятся известными только по результатам испытаний, приводит к ограничению числа участников закупки. Заказчик нарушил п. 1 ч. 1 ст. 33 ФЗ N 44-ФЗ.
Заказчик установил требование к составу вторых участей заявок участников о наличии лицензии МЧС России на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений с разрешенными видами деятельности, позволяющих выполнить ему работы в соответствии с техническим заданием. На равне с этим, заказчик установил, что при отсутствии такой лицензии на подрядчике лежит обязанность привлечения на субподрядной основе для выполнения лицензируемых видов работ лица, такой лицензией обладающего. При этом, данное требование установлено также к составу вторых частей заявок.
Пункт 1 ч. 1 ст. 31 ФЗ N 44-ФЗ устанавливает требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии со ст. 49 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Статья 55.3 ГрК РФ предусматривает вид саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство.
В соответствии с ч. 1 ст. 55.8 ГрК РФ лицо имеет право выполнять работы по строительству, реконструкцию, капитальному ремонту объектов капитального строительства по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Письмо ФАС России от 07.07.2011 г. N ИА/26163 "О требованиях к участникам размещения заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объекта капитального строительства" содержит вывод о том, что в случае, если в строительные работы, являющиеся объектом определенной закупки, включены иные работы или услуги, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии и которые могут выполняться (оказываться) посредством привлечения иных лиц (субподрядчиков), обладающих соответствующей лицензией (например, услуги по сбору, транспортировке отходов; услуги по монтажу пожарной сигнализации), то установление требования о выполнении таких работ или услуг лицом, осуществляющим строительство, лично, и, соответственно, установление требования о предоставлении в составе заявки на участие в торгах копии соответствующей лицензии является нарушением ч. 5 ст. 66 ФЗ N 44-ФЗ.
Для выполнения остальных видов работ, подрядчик, состоящий в саморегулируемой организации, вправе привлечь иные лица на принципах субподряда.
Таким образом, требование о наличии и о представлении участником закупки лицензии на выполнение работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений при данных обстоятельствах является излишним. Заказчик нарушил ч. 5 ст. 66 ФЗ N 44-ФЗ.
Кроме того, ч. 5 ст. 66 ФЗ N 44-ФЗ содержит закрытый перечень документов, которые заказчик может требовать в составе вторых частей заявок. Указав в требованиях к составу вторых частей заявок участников на возможность привлечения на субподрядной основе для выполнения лицензируемых видов работ лица, такой лицензией обладающего, заказчик нарушил ч. 5 ст. 66 ФЗ N 44-ФЗ.
Руководствуясь ч. 8 ст. 106, п. 1 ч. 15, п. 2 ч. 22 ст. 99 ФЗ N 44-ФЗ, Комиссия Новосибирского УФАС России
РЕШИЛА:
1) Признать жалобу ООО "СибСпецСтройМонтаж" на действия аукционной комиссии заказчика - ЭКС - филиала ЦЭКТУ г. Новосибирск при проведении электронного аукциона N 0151100008818000023 на выполнение работ по капитальному ремонту служебно-производственного здания, г. Новосибирск, ул. Весенная, д. 12а необоснованной.
2) Признать заказчика нарушившим п. 1 ч. 1 ст. 33, пп. б п. 3 ч. 3, ч. 5 ст. 66 ФЗ N 44-ФЗ.
3) Выдать заказчику и аукционной комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе в сфере закупок.
4) Передать материалы ответственному должностному лицу для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц заказчика к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии "_"
Члены Комиссии: "_"
"_"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 26 июня 2018 г. N 08-01-315
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.06.2018