Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей ФГБОУ ВО "Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова" Минздрава России (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей ООО "ПромЭнерго" (далее - Заявитель), надлежащим образом извещенного о времени и месте заседания,
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 16118-ЭП/18 от 25.06.2018) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку строительных материалов (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 15.06.2018 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372100010618000419. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 867 270,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик с доводами жалобы не согласился.
Заявитель в жалобе указал на описание объекта закупки не в соответствии с законодательством о контрактной системе.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Требования к конкретным показателям товаров установлены Заказчиком в п. 6 Части IV документации о закупке.
Например, по п.п. 12, 13 Заказчиком установлены требования к товарам следующим образом:
Обои под покраску |
Обои должны быть под покраску требуются флизелиновые нужны фактурные. Необходимы Моющиеся, должны быть антивандальные. Длина: не менее двадцати пяти метров, Ширина: от одной целой и пяти сотых метров до одной целой и восьми сотых метров. Должны быть предназначены для внутренней декоративной отделки жилых и общественных зданий и сооружений. У данных обоев должен иметься высокостойкий поверхностный слой устойчивый к механическим воздействиям. Идеальны для помещений с высокой проходимостью (гостиницы, школы, офисы, торговые центры, кафе и др.) Обои должны быть трудновоспламеняемые, должны быть слабогорючие, должны быть с малой дымообразующей способностью. Пожарный сертификат с группой горючести не ниже Г1. Плотность требуется не ниже ста семидесяти г/м |
Клей |
Должен быть для наклеивания всех типов обоев на нетканой флизелиновой основе, тяжелых виниловых обоев на флизелиновой основе и под покраску. Должен легко наноситься валиком \ щеткой непосредственно на стену. Быстрый процесс наклеивания: нет необходимости ждать пропитывания обоев. Хорошая скользящая способность: должна позволять легко состыковывать полотна обоев. После высыхания клей не должен вступать в реакцию с краской при окрашивании обоев. Должен быть безопасен для здоровья и окружающей среды. Вес необходим: не менее нуля целых и трёх десятых кг. Расход: не более одной пачки [до 35] м |
Таким образом, Заказчиком установлены требования к значениям показателей путем написания цифровых значений словами.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что описание объекта закупки вышеуказанным способом противоречит п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, так как усложняет восприятие требований к значениям показателей, затрудняет поиск таких значений в тексте требований к показателям, повышает вероятность допуска участниками закупки ошибки технического характера при заполнении первой части заявки на участие в аукционе, а также направлено на ограничение допуска к участию в аукционе участников закупки.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
Заявитель в жалобе указал на установление противоречивых требований к показателям товаров, которые не позволяют определить потребность Заказчика.
Например, согласно п. 5 "Автоматический выключатель тип 5" Заказчиком установлены следующие требования к товару: "Количество полюсов не должно составлять < 3 и более 1 шт.".
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчиком установлены противоречивые требования к показателю количества полюсов (не менее 3 и не более 1), что не позволяет определить потребность Заказчика.
В действиях Заказчика выявлено нарушение ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
Согласно п. 1 "Автоматический выключатель тип 1" Заказчиком установлены следующие требования к товару: "Тип выключателя: не хуже чем "однополюсный". Необходимо, чтобы устройство соответствовало ГОСТ 14254-2015, ГОСТ Р 50345-2010.".
В соответствии с п. 3.2.7 ГОСТ Р 50345-2010 полюс (автоматического выключателя) - часть автоматического выключателя, связанная исключительно с одним электрически независимым токопроводящим путем главной цепи и имеющая контакты, предназначенные для замыкания и размыкания главной цепи, и не включающая элементы, предназначенные для монтажа и оперирования всеми полюсами.
В соответствии с Таблицей 1 ГОСТ Р 50345-2010:
Выключатель |
Сеть питания выключателя |
Номинальное напряжение выключателя, В, для систем на 230, 30/400*, 400 В |
Номинальное напряжение выключателя, В, для систем на 120/240, 240 В |
Однополюсный |
Однофазная (между фазой и нейтралью или между фазами) |
230 |
- |
|
Трехфазная (четырехпроводная) |
230 |
- |
|
Однофазная (между фазой и заземленным центральным проводником или между фазой и нейтралью) |
- |
120 |
|
Однофазная (между фазой и нейтралью) или трехфазная (для трех однополюсных выключателей) (трех- или четырехпроводная) |
230/400 |
- |
Двухполюсный |
Однофазная (между фазой и нейтралью или между фазами) |
230 |
- |
|
Однофазная (между фазами) |
400 |
240 |
|
Однофазная (трехпроводная между фазами) |
- |
120/240 |
|
Трехфазная (четырехпроводная) |
230 |
- |
Трехполюсный |
Трехфазная (трех- или четырехпроводная) |
400 |
240 |
Четырехполюсный |
Трехфазная (четырехпроводная) |
400 |
|
Комиссия УФАС приходит к выводу, что количество полюсов указывает на различные характеристики автоматического выключателя, при этом различия между такими характеристиками не являются лучшими или худшими по отношению друг к другу.
Установление требования к показателю количества полюсов с использованием слов "не хуже чем" не позволяет надлежащим образом определить потребность Заказчика.
В действиях Заказчика выявлено нарушение ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
Согласно п. 15 "Напольное покрытие" Заказчиком установлены следующие требования: "Цвет: цветовое исполнение товара определяется Заказчиком в течение 5 календарных дней после заключения контракта и согласовывается с Поставщиком из имеющегося у него в наличии диапазона цветов.".
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить потребность Заказчика.
Установление в документации о закупке указания на определение показателя цвета товара после заключения контракта противоречит ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
Заявитель в жалобе указал на неправомерное установление требований к показателям, которые определяются по результатам проведения испытаний товара.
Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке избыточных требований к конкретным показателям товаров, которые определяются по результатам проведения испытаний товара, что не позволяет надлежащим образом заполнить первую часть заявки.
В соответствии с п. 3 письма ФАС России от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, подробное изложение в документации об аукционе требований к описанию участниками закупок испытательных характеристик ограничивает возможность участников закупки предоставить надлежащее и достоверное предложение в составе заявки на участие в аукционе.
В соответствии с пп. б) п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.ч. 3 и 5 ст. 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Согласно доводам Заявителя Заказчиком установлены требования к товарам по п.п. 47, 48, 50, 58, 59, которые определяются по результатам проведения испытаний.
Например, согласно п. 47 Заказчиком установлено:
Труба ПП тип 1 |
Основные показатели свойств статистического сополимера полипропилена: - Плотность 0,898-0,905 г/см2 - Температура плавления 140-153°С - Температура размягчения по Вика, 130-133°С - Предел текучести при растяжении 26 МПа - Предел прочности при разрыве 21 МПа - Относительное удлинение при разрыве более 300% - Относительное удлинение при пределе текучести 15% - Модуль упругости при изгибе 850 Н/мм2 - Модуль упругости при растяжении 1000 Н/мм2 - Удельная вязкость при 0°С 10 кДж/м2 - Коэффициент линейного теплового расширения, 1,5 х 10-4°С -1 - Коэффициент теплопроводности 0,24 Вт/м °С - Удельная теплоемкость 2 кДж/кг °С - Массовая доля летучих веществ не более 350 мг/кг. Трубы должны быть белого/серого цвета, должны быть без изоляции. срок службы не < 50 лет. Должны соответствовать ГОСТ 32415-2013. |
Аналогичные требования установлены Заказчиком к товарам по п.п. 48, 58, 59.
Заказчиком установлены требования к конкретным показателям товаров (например, предел текучести, относительное удлинение, массовая доля летучих веществ и т.д.), которые в соответствии с государственным стандартом определяются по результатам проведения испытаний.
Вместе с тем, согласно инструкции по заполнению первой части заявки Заказчиком установлено: "В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием слов/словосочетаний "Максимальное пробное давление:", "Основные показатели свойств статистического сополимера полипропилена:", "достаточно", значение данного показателя установлено в виде значений, которые не могут изменяться, и участник закупки представляет сведения, точно соответствующие требованиям Технического задания, включая все словесные и буквенные обозначения.".
Таким образом, оспариваемые показатели являются неизменными, что не влечет возникновение дополнительных барьеров для участников закупки при заполнении первой части заявки и не требует проведения испытаний товаров.
В результате анализа требований к конкретным показателям товара по п. 50 Комиссия УФАС не выявила наличие показателей, значения которых становятся известны после проведения испытаний. Доказательств иного на основании ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе Заявителем не представлено.
Следовательно, в данной части жалоба признана необоснованной.
Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в документацию о закупке.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ПромЭнерго" частично обоснованной в части доводов об описании объекта закупки не в соответствии с законодательством о контрактной системе; об установлении требований к товарам, которые не позволяют надлежащим образом определить потребность Заказчика.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 2 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 2 июля 2018 г. N 44-3209/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.07.2018