Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
Администрации МО Смольнинское (далее - Заказчик):
ООО "МегаЛит" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 16609-ЭП/18 от 28.06.2018) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству территорий, расположенных в границах внутригородского муниципального образования муниципальный округ Смольнинское (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 18.06.2018 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0172300001918000022. Начальная (максимальная) цена контракта - 55 133 301,61 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик с доводами жалобы не согласился.
Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке избыточных требований к конкретным показателям товаров, которые определяются по результатам проведения испытаний товара, что не позволяет надлежащим образом заполнить первую часть заявки.
Заказчик с доводами жалобы не согласился.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пп. б) п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работ или оказание услуг должна содержать: согласие, предусмотренное п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.ч. 3 и 5 ст. 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
В соответствии с п. 3 письма ФАС России от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, подробное изложение в документации об аукционе требований к описанию участниками закупок испытательных характеристик ограничивает возможность участников закупки предоставить надлежащее и достоверное предложение в составе заявки на участие в аукционе.
Требования к конкретным показателям товаров установлены Заказчиком в Приложении N 3 к Техническому заданию.
Например, согласно п. 17 "Входная арка" Заказчиком установлены следующие требования к товару: "по техническим характеристикам лак должен соответствовать требованиям: внешний вид пленки - требуется однородная полуглянцевая поверхность; массовая доля нелетучих веществ должна быть в интервале конкретных значений с нижним пределом 36 (тридцати шести) % и
40 (сорока) % и верхним пределом
40.5 (сорока целых и пяти десятых) % и
42 (сорока двух) %; время высыхания до степени 3 при температуре (20,0
0,5)°С*
1 (одного) ч.; прочность пленки при изгибе
1 (одного) мм.; стойкость к статическому воздействию воды при (20,0
2)°С*
48 (сорока восьми) ч.; водородный показатель, pH, в интервале значений
7.0 (семи) и
8.0 (восьми); плотность в интервале значений от 1,00 (одного целого) г/см3 и до 1.2 (одного целого и двух десятых) г/см3; атмосферостойкость покрытия должна достигаться не более чем через 24 (двадцати четыре) ч.;".
Действия Заказчика, установившего требования к описанию участниками закупки в составе заявок показателей, определяемых путем проведения испытаний, нарушают ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
Вместе с тем, в соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседание Комиссии УФАС Заявителем в соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе не представлено документальных доказательств, подтверждающих довод Заявителя об установлении в документации о закупке показателей, которые не могут быть представлены в первой части заявки на участие в аукционе. Скопированные в жалобу положения технического задания документации о закупке (наименования показателей) не являются подтверждением доводов Заявителя о невозможности заполнения первой части заявки на участие в аукционе в соответствии с требованиями Приложения N 3 к Техническому заданию документации о закупке и инструкции по заполнению первой части заявки. Заявителем также не представлено документальных доказательств, свидетельствующих о том, что показатели, требования к которым установлены Заказчиком в Приложении N 3 к Техническому заданию документации о закупке не предоставляются производителями товаров неограниченному кругу лиц или требуют проведения непосредственно участником закупки испытаний товара на дату подачи заявки на участие в аукционе.
Заявитель в жалобе указал на установление ненадлежащей инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе, а также на установление требований к форме заявки.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3-6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Инструкция установлена Заказчиком в Части II документации о закупке.
В соответствии с ч. 2 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.
Согласно инструкции Заказчиком установлено: "В случае установления (определения) в приложении N 3 диапазона конкретных значений (интервала конкретных значений) показателя товара (в отношении которого используются слова, словосочетания, предлоги, символьные значения типа "в диапазоне конкретных значений _ с нижним пределом _ и верхним пределом _", "в диапазоне конкретных значений _ с нижним пределом от _ до _ и верхним пределом от _ и до _", "в интервале конкретных значений _ не менее _ и не более _", "в диапазоне конкретных значений _ более _, но менее _", "в интервале конкретных значений _ от _ до _", "в диапазоне конкретных значений с нижним пределом более_ и верхним пределом не > _", "в диапазоне конкретных значений ", "в интервале конкретных значений _ > _ <" и образованные на их основе слова и словосочетания, в том числе их производные) участником аукциона в заявке должно быть представлено диапазонное (интервальное) количественное значение в соответствии с требованиями, установленными для минимальных и максимальных значений показателя товара, указанными в подпунктах 5.1.5 - 5.1.8, относительно пределов (крайних значений) такого диапазона (интервала) конкретных значений, с указанием слов "в диапазоне конкретных значений _", "в интервале конкретных значений _", "в диапазоне конкретных значений с нижним пределом _ и верхним пределом _".".
Таким образом, согласно инструкции участник закупки обязан указать показатель, выраженный диапазоном значений, с использованием слов, которые установлены инструкцией, при этом в случае указания в первой части заявки диапазона значений без использования данных слов или иным способом, аукционная комиссия Заказчика обязана отказать в допуске к участию в аукционе на основании оформления первой части заявки не в соответствии с инструкцией.
Следовательно, инструкция содержит требования к форме заявки, а жалоба в данной части признана обоснованной.
В действиях Заказчика выявлено нарушение ч. 2 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Согласно инструкции Заказчиком установлен следующий порядок заполнения: "Участникам аукциона не допускается указывать в первой части заявки следующие слова, словосочетания, союзы, союзные конструкции, символьные значения: "или эквивалент", "или", "либо", "и (или)", "и/или" и возможные их производные, а также слова, словосочетания, союзы, союзные конструкции, символьные значения в порядке, установленном подпунктами 5.1.5 - 5.1.12, за исключением случаев, когда такое указание допускается в соответствии с подпунктом 5.1.11.1.".
Заявитель в жалобе указал, что отсутствие в вышеуказанном положении инструкции полного перечня слов или словосочетаний, производных от указанных, которые не может содержать первая часть заявки, противоречит законодательству о контрактной системе.
Вместе с тем, Заявителем не представлено доказательств того, что требования к конкретным показателям товаров в Приложении N 3 к Техническому заданию содержат производные от слов и словосочетаний "или эквивалент", "или", "либо", "и (или)", "и/или", что не позволяет надлежащим образом заполнить первую часть заявки.
Следовательно, в данной части жалоба признана необоснованной.
Например, согласно инструкции Заказчиком установлено: "В случае противоречия числового значения и значения, указанного в виде прописи, одного значения соответствующего минимального, максимального, минимального и максимального значения (диапазон значений, интервал значений) установленного показателя товара, а также установленного значения показателя товара, которое не может изменяться, участником аукциона при указании в заявке соответствующего конкретного показателя товара в порядке, установленном в подпунктах 5.1.5 - 5.1.12, принимается во внимание исключительно значение, указанное в виде прописи, относящееся к соответствующему числовому значению такого показателя товара".
Заявитель в жалобе указал на неправомерное установление положения инструкции, согласно которому требования к конкретным показателям товаров могут содержать ошибки в числовых значениях.
Заявителем также не представлено документальных доказательств, подтверждающих наличие технических ошибок в числовых значениях при формировании Заказчиком требований к конкретным показателям товаров.
Инструкция по заполнению заявок должна беспрепятственно позволять участникам закупки и аукционной комиссии заказчика определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя); определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что оспариваемое положение инструкции позволяет однозначно установить порядок заполнения первой части заявки.
Следовательно, в данной части жалоба признана необоснованной.
Заявитель в жалобе указал на формирование технического задания с использование букв латинского алфавита, что не позволяет осуществить поиск искомого требования к значению показателя.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с ч. 4 ст. 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Сведения, составляющие государственную тайну, в единой информационной системе не размещаются.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона о контрактной системе и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать Закону о контрактной системе.
В соответствии с ч. 2 ст. 65 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должны быть доступны для ознакомления в единой информационной системе в сфере закупок без взимания платы.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с пп. в) п. 1 требований к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 16 ноября 2009 г. N 470 (далее - требования), информация, размещаемая на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, официальном сайте территориального органа федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, не должна быть зашифрована или защищена от доступа иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление пользователя информацией с ее содержанием без использования иного программного обеспечения или технических средств, чем веб-обозреватель.
Кроме того, согласно п. 3 требований информация в виде текста размещается на официальном сайте в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя ("гипертекстовый формат").
Нормативные правовые и иные акты, проекты актов, судебные акты, доклады, отчеты, договоры, обзоры, прогнозы, протоколы, заключения, статистическая информация, образцы форм и иных документов дополнительно к гипертекстовому формату размещаются на официальном сайте в виде файлов в формате, обеспечивающем возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами соответствующей программы для просмотра ("документ в электронной форме").
Также согласно пп. л) и м) п. 14 правил функционирования единой информационной системы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2015 г. N 1414, технологические (технические и программные) средства официального сайта единой информационной системы должны обеспечивать:
возможность поиска пользователями официального сайта текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов;
возможность поиска и получения информации и документов, размещенных на официальном сайте, средствами автоматизированного сбора данных в сети Интернет, в том числе поисковыми системами.
На основании изложенного, если документация о закупке, размещенная заказчиком в единой информационной системы, содержит ограничения для ознакомления (текст размещен в формате, не обеспечивающем возможности копирования и поиска фрагментов), данное действие нарушает положения Закона о контрактной системе.
Приложение N 3 к Техническому заданию опубликовано Заказчиком в составе документации о закупке в формате *pdf.
Например, согласно п. 74 "Тренажер Тип 7" Заказчиком установлено следующее требование к товару: "толщина дo 3 мм".
При этом при осуществлении поиска вышеуказанного требования к товару с использованием предлога "до" поиск не осуществляется в связи с написанием буквы "о" с использованием буквы латинского алфавита.
Аналогичным способом указаны требования к конкретным показателям товаров в п.п. 21, 56, 66 Приложения N 3 к Техническому заданию.
Таким образом, Заказчиком сформировано Приложение N 3 к Техническому заданию способом, который ограничивает возможность поиска произвольного фрагмента текста.
В действиях Заказчика выявлены нарушения ч. 4 ст. 4, ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
Заявитель в жалобе указал на установление требований к конкретным показателям товара, которые носят противоречивый характер.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно п. 7 "Плитки тротуарные Тип 1" Заказчиком установлены следующие требования к товару: "Назначение: квадратные плиты должны быть предназначены для мощения. Требования к размеру: длина плиток не менее 100 (ста) мм. и не более 400 (четырехсот) мм, ширина не менее 115 (ста пятнадцати) мм.".
Таким образом, согласно требованиям к значениям показателей длины и ширины плиток участник закупки вправе указать в первой части заявки значения (например, 105 мм и 120 мм соответственно), которые будут противоречить требованиям к форме. При этом для указания соответствующих форме товара значений показателей длины и ширины, минимальное значение длины плиток, которое участник вправе указать, составляет 115 мм.
В действиях Заказчика выявлено нарушение ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе в части установления противоречивых требований к товару, которые не позволяют надлежащим образом определить потребность Заказчика.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
Комиссией УФАС принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленное нарушение повлияло на результаты закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МегаЛит" частично обоснованной в части доводов:
- об установлении избыточных требований к товарам;
- об установлении требований к форме заявки;
- о формировании требований к конкретным показателям товаров способом, который не позволяет осуществить надлежащий поиск всех требований;
- об установлении требований к товару, которые не позволяют надлежащим образом определить потребность Заказчика.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 4 ст. 4, ч. 2 ст. 8, ч. 2 ст. 33, ч. 2 ст. 64, ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 5 июля 2018 г. N 44-3268/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.07.2018