Резолютивная часть оглашена
26.06.2018 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе:
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", жалобу жалоба ООО "ИТБ" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на выполнение работ по устройству универсальной спортивно-игровой площадки (для игры в волейбол, баскетбол, теннис) с резиновым покрытием по адресу: Самарская область, г.о. Кинель, п.г.т. Усть-Кинельский, ул. Спортивная, д. 14В (извещение N0142300008518000084, начальная (максимальная) цена контракта -2 000 000,00 рублей),
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступила жалоба ООО "ИТБ" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на выполнение работ по устройству универсальной спортивно-игровой площадки (для игры в волейбол, баскетбол, теннис) с резиновым покрытием по адресу: Самарская область, г.о. Кинель, п.г.т. Усть-Кинельский, ул. Спортивная, д. 14В (извещение N0142300008518000084, начальная (максимальная) цена контракта -2 000 000,00 рублей).
Заявитель указывает, что аукционная комиссия неправомерно приняла решение об отказе в допуске к участию ООО "ИТБ".
Заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
Представитель заказчика против доводов заявителя возражал, просил отказать в удовлетворении жалобы.
Выслушав доводы заказчика, изучив материалы жалобы, документацию об электронном аукционе, проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно подпункту "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе Аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Частью 3 статьи 67 Закона о контрактной системе определено, что по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае непредставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации, несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
Комиссией Самарского УФАС России установлено, что заявке ООО "ИТБ" (N5) согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе отказано в допуске к участию в аукционе на основании пункта 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе - не предоставление информации о конкретных показателях товара используемого при выполнении работ. Пункт 2 не предоставлены конкретные показатели истинной плотности, содержания зерен менее 0,16 мм, св. 10 мм, св. 5 мм. Пункт 11 плотность крупного заполнителя.
В пункте 2 Приложения к ТЗ требуется:
2 |
Песок природный для строительных работ средний с истинной плотностью зерен от 2, 0 до 2, 8 г/см3 включительно. Содержание зерен должно быть, в % по массе: менее 0,16 мм менее или равно 15, св. 10 мм |
ГОСТом 8736-2014 Песок для строительных работ. Технические условия установлено, что настоящий стандарт распространяется на природные пески с истинной плотностью зерен от 2, 0 до 2, 8 к/см3, а также Содержание в песке зерен крупностью св. 10; 5 и менее 0,16 мм не должно превышать значений, указанных в таблице 3. Для песков, применяемых в составе асфальтобетонных смесей, содержание зерен менее 0,16 мм не нормируется.
Согласно таблице N 3 ГОСТ 8736-2014:
Класс песка |
Группа песка |
Содержание зерен крупностью |
||
Св. 10 мм |
Св. 5 мм |
Менее 0,16 мм |
||
I |
Повышенной крупности, крупный и средний |
0,5 |
5 |
5 |
Мелкий |
0,5 |
5 |
10 |
В пункте 2 Первой части заявки ООО "ИТБ" указано:
2 |
Песок природный для строительных работ средний с истинной плотностью зерен не менее 2,1 и не более 2, 8 г/см3. Содержание зерен, в % по массе: менее 0, 16 мм не более 5, св. 10 мм не более 0,5, св. 5 мм не более 5. |
Комиссия Самарского УФАС России признает, что показатели истинной плотности, содержание зерен менее 0, 16 мм, св. 10 мм, св. 5 мм могут быть известны участнику только при наличии данного товара и проведении соответствующих испытаний, что подтверждается ГОСТ 8736-2014.
В пункте 11 Приложения к ТЗ требуется:
11 |
Бетон тяжелый жесткий или подвижный. В качестве крупного заполнителя должен использоваться щебень из изверженных, из метаморфических, осадочных пород или гравия или щебень из гравия или щебень из гравия по ГОСТ 8267-93 с плотностью от 2,0 до 3,0 г/см3. |
Согласно ГОСТ 8267-93 Результаты приемочного контроля и периодических испытаний приводят в документе о качестве, в котором указывают: насыпную плотность щебня (гравия). Кроме того, по требованию потребителя в документе указывают минералого-петрографическую характеристику гравия и горной породы, из которой производят щебень, а также истинную и среднюю плотность, пористость, пустотность и водопоглощение.
В пункте 11 Первой части заявки указано:
11 |
Бетон тяжелый подвижный. В качестве крупного заполнителя щебень из изверженных, из метаморфических, осадочных пород с плотностью 2,01-2,99 г/см3. |
Комиссия Самарского УФАС России признает, что показатели плотности щебня станет известен участнику только при наличии данного товара и проведении соответствующих испытаний, что подтверждается ГОСТ 8267-82.
В инструкции по заполнению первой части указано, что заказчик не обязывает участника закупки иметь в наличии товар (материал) в момент подачи заявки, в связи, с чем для определения соответствия товара (материала), установленным заказчиком требованиям, при его описании участниками закупки вправе указывать в заявках диапазон значений, и (или) максимальные, и (или) минимальные значения, в случае если такие показатели указываются в диапазонном значении и (или) с применением вышеуказанных формулировок ("не более", "не менее") производителем товара, либо предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Данные показатели могут станут известны участнику при наличии товара и после проведения соответствующих испытаний готовой партии товара.
В Письме ФАС России от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" указано следующее: "При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке".
Частью 2 статьи 70 Закона о контрактной системе определено, что в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
Положение указанной статьи обязывает участника закупки при исполнении контракта применить материалы с теми характеристиками, которые были указаны на этапе подачи заявок.
Таким образом, участнику закупки необходимо либо приобрести все требуемые материалы и провести в отношении них испытаний для определения таких значений до подачи заявок, либо нести риски того, что при исполнении контракта будут применяться материалы с показателями, отличными от указанных в контракте, что будет являться основанием для привлечения его к гражданско-правовой ответственности.
Указанные требования не могут быть исполнены в силу химико-физической природы отдельных материалов и их непостоянства. Требования их конкретизации в заявках участников закупки провоцируют последних на предоставление недостоверных сведений в отношении материалов.
Таким образом, заявка N 5 (ООО "ИТБ") незаконно отклонена от участия в электронном аукционе.
В действия аукционной комиссии признается нарушение положений части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
Комиссия Самарского УФАС России приходит к выводу о выдаче обязательного для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства.
Кроме того, материалы жалобы передаются ответственному должностному лицу для возбуждения административного дела по части 2 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, жалобу ООО "ИТБ" следует признать обоснованной.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ИТБ обоснованной.
2. Признать в действиях аукционной комиссии нарушение положение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, аукционной комиссии, уполномоченному органу, оператору электронной торговой площадки обязательное для исполнение предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Материалы жалобы передать должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства по части 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
П Р Е Д П И С А Н И Е N 778-11829-18/4
об устранении нарушений законодательства Российской Федерации
о контрактной системе в сфере закупок
Предписание оглашено:
26.06.2018 г. г.о.Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе: начальника отдела контроля закупок Самарского УФАС России Псетко С.С., специалиста 1 разряда отдела контроля закупок Самарского УФАС России Воробьева И.Л., специалиста 1 разряда отдела контроля закупок Самарского УФАС России Темкиной А.В,
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", жалобу жалоба ООО "ИТБ" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на выполнение работ по устройству универсальной спортивно-игровой площадки (для игры в волейбол, баскетбол, теннис) с резиновым покрытием по адресу: Самарская область, г.о. Кинель, п.г.т. Усть-Кинельский, ул. Спортивная, д. 14В (извещение N0142300008518000084, начальная (максимальная) цена контракта -2 000 000,00 рублей),
в присутствии представителей: от Заявителя- Бердникова Е.А. (доверенность), от Заказчика- Дадальян В.Л. (доверенность), Хайрулова Д.В. (доверенность),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Муниципальному бюджетному учреждению "Управление строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Кинельского района Самарской области контракт на основании протокола подведения итогов электронного аукциона от 19.06.2018 N 0142300008518000084-3-1 не заключать.
2. Аукционной комиссии, Уполномоченному органу, в течение 10 рабочих дней
со дня получения настоящего предписания: отменить протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 15.06.2018 г. N0142300008518000084-1-1, протокол проведения итогов электронного аукциона от 19.06.2018 N 0142300008518000084-3-1 и назначить новую дату рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, дату проведения Аукциона, а также разместить в единой информационной системе информацию об отмене протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе 15.06.2018 г. N0142300008518000084-1-1, протокол проведения итогов электронного аукциона от 19.06.2018 N 0142300008518000084-3-1. При этом дата рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе должна быть назначена не ранее чем через 6 рабочих дней со дня отмены протоколов.
3. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего со дня исполнения пункта 2 настоящего предписания:
- назначить время проведения Аукциона и разместить информацию о времени проведения Аукциона;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, об отмене протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 15.06.2018 г. N0142300008518000084-1-1, протокол проведения итогов электронного аукциона от 19.06.2018 N 0142300008518000084-3-1, о новой дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дате и времени проведения Аукциона, а также о необходимости наличия на счетах для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, открытых участникам закупки, денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе, о блокировании операций в отношении указанных средств, в случае если в их отношении блокирование прекращено.
4. Оператору электронной площадки осуществить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, открытым участникам закупки, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе через 4 рабочих дня со дня направления Оператором электронной площадки уведомления, указанного в пункте 3 настоящего предписания.
5. Аукционной комиссии рассмотреть первые части заявок, поданные участниками закупки до окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе и в отношении которых участниками закупки внесено обеспечение, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 26.06.2018 по делу N 778-11829-18/4.
6. Продолжить определение поставщика с начальной максимальной цены контракта 1 970 000,00 руб., при отсутствии ценовых предложений контракт заключить с организацией с порядковым номером 2.
7. Заказчику, Уполномоченному органу, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 26.06.2018 по делу N 778-11829-18/4.
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, настоящее предписание обязательно для исполнения.
Примечание: В соответствии со статьей 19.7.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление или несвоевременное представление в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, информации и документов, если представление таких информации и документов является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, либо представление заведомо недостоверных информации и документов -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - ста тысяч рублей.
В соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органов, указанных в частях 7.1 и 7.2 настоящей статьи, -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 26 июня 2018 г. N 778-11829-18/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.06.2018