Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Строй лес" (далее - Заявитель) на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на распределительный газопровод с. Большой Гондыр Куединского района (1 очередь) (изв. N 0356300038318000014),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356300038318000014 Заказчиком проводился электронный аукцион на распределительный газопровод с. Большой Гондыр Куединского района (1 очередь).
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
В п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. Заявитель полагает, что сроки, установленные Заказчиком в плане-графике и в информационной карте аукционной документации, не соответствуют друг другу, а именно:
- Планом-графиком определен планируемый срок выполнения работ - с 20 июня 2018 года по 30 октября 2019 года;
- Согласно информационной карте аукционной документации, сроки выполнения работ - с момента заключения Контракта по 30 октября 2019 года.
Представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 21 Закона о закупках в план-график включаются планируемые сроки. Конкретные сроки указываются в извещении о проведении закупки, а также в аукционной документации.
Таким образом, с учетом изложенного, Комиссия нарушений Закона о закупках в действиях Заказчика не усматривает.
2. В соответствии с пп. "б" п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о закупках, первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать, в том числе, согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В документации об электронном аукционе установлены требования, аналогичные обозначенным выше (п. 1 раздела 8 аукционной документации).
Из инструкции по заполнению заявки следует, что показатели, характеризующие товар, используемый при выполнении работы, должны соответствовать показателям, установленным в п. 8 "Требования к материалам, используемым при выполнении работ" Главы V "Техническое задание" (далее - Техническое задание, ТЗ).
Заявитель полагает, что в п. 8 ТЗ установлены требования к товарному знаку (Герметик - монтажная пена MAKROFLEX) без использования слов "или эквивалент".
Представитель Заказчика пояснил, что из инструкции по заполнению заявки следует, что указанные в Ведомости товарные знаки, их словесные обозначения (при наличии) читать в сочетании со словами "или эквивалент", что п. 8 ТЗ содержит параметры эквивалентности товара. Иного не доказано. Как следствие, Комиссия нарушений в действиях Заказчика Закона о закупках в данной части не усматривает.
3. Податель жалобы полагает, что установленное в п. 26 ТЗ требование к упаковке мастике битумной (Упаковывается в стальные бочки. На упаковке должен быть указан товарный знак или наименование предприятия-изготовителя) не отвечает требованиям Закона о закупках.
Представитель Заказчика пояснил, что требования к упаковке установлены ч. 6 ГОСТ 2889-80, требование о соответствии которому также содержится в спорном пункте. Кроме того, комиссия отмечает, что в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках описание объекта закупки может включать требования в отношении упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток.
На основании изложенного, Комиссия признает данный довод необоснованным.
4. Податель жалобы указывает, что в п. 89 ТЗ невозможно определить соотношение значений с их показателями. Так, Заказчиком установлены следующие требования к щиту вводно-учетному: 310х300х150мм. Представитель Заказчика пояснил, что требования к щиту установлены проектной документацией и пунктами 90-93 ведомости материалов. Таким образом, габаритные размеры должны обеспечивать установку оборудования вне зависимости от соотношения, глубины, ширины и высоты.
На основании изложенного, Комиссия не находит оснований для признания рассматриваемого довода обоснованным. Явку представителя для дачи дополнительных пояснений податель жалобы не обеспечил.
5. Общество "Строй лес" полагает, что Заказчиком неправомерно в п. 108 ТЗ установлены требования к расходному материалу.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что в соответствии с п.п. 1, 2, 3 ч. 1 ст. 1 Закона о закупках настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее - контракт).
Согласно п. 2 ст. 3 Закона о закупках определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта;
В п. 3 названной статьи обозначено, что закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта;
Из указанного следует, что целью осуществления закупки является удовлетворение, в данном случае, муниципальной нужды.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего.
При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки. Таким образом, заказчик самостоятельно определяет функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки исходя из собственных нужд.
С учетом изложенного выше, нарушений требований Закона о закупках антимонопольный орган не усматривает. Иного не доказано.
6. Заказчиком в п. 109 ТЗ установлены следующие требования к доскам обрезным и брускам из ели и сосны: толщина 40-75 мм, ширина от 75-150 мм. Заявитель полагает, что указанное требование не соответствует ГОСТ 18288-87.
Представитель Заказчика пояснил, что согласно положениям инструкции по заполнению заявки: "ВНИМАНИЕ! В случае, если позиция Ведомости содержит требования одновременно к перечисленным через запятую или соединительный союз двум и более материалам (оборудованию), объединенным едиными требованиями нормативной документации и/или требованиями заказчика, участнику закупки необходимо предоставить конкретные значения по каждому материалу(оборудованию) отдельно. Пример: при указании требований в Ведомости "Полосы стальные неоцинкованная и оцинкованная шириной 200 мм, толщиной 30 мм", участнику в первой части необходимо указать "Полоса стальная неоцинкованная шириной 200 мм, толщиной 30 мм" и "Полоса стальная оцинкованная шириной 200 мм, толщиной 30 мм".
Следовательно, участник закупки из диапазонов ширин и толщин должен был указать конкретные значения как в отношении брусков, так и досок.
В соответствии с таблицей 1 ГОСТ 18288-87:
- брусок - это пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной не более двойной толщины;
- доска - это пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной более двойной толщины.
Инструкцией по заполнению заявки также установлено, что предлагаемые участником закупки конкретные значения должны соответствовать требованиям нормативной документации, указанной заказчиком в требованиях к товару, или требованиям заказчика, при отсутствии указания на нормативную документацию.
Представитель Заказчика пояснил, что, руководствуясь положениями ГОСТ 18288-87, а также с учетом требований Технического задания в отношении брусков у участника закупки есть следующий выбор: 40х75мм, 44х75мм, 50х75мм, 60х75мм, 75х75мм; в отношении досок: 40х100мм, 40х125мм, 40х150мм, 44х100мм, 44х125мм, 44х150мм, 50х125мм, 50х150мм, 60х125мм, 60х150мм. Иного не доказано.
Следовательно, нарушений требований Закона о закупках в действиях Заказчика Комиссия не усматривает.
7. Заявитель полагает, что Заказчиком в Техническом задании установлены требования к химическому составу и (или) компонентам товара, а также к показателям товара, значения которых возможно определить только путем проведения испытаний (в частности к бетону тяжелому, раствору строительному).
Комиссия отмечает, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего, в том числе, с учетом указания требований к товарам, которые будут использоваться при выполнении работ, и, в данном случае, к товарам, с использованием которых будет достигнут результат закупаемой Заказчиком работы.
Необходимо отметить, что антимонопольный орган принимает решение на основании документов, имеющихся в материалах дела на момент вынесения решения.
Доказательств, которые бы свидетельствовали о том, что Заказчиком установлены требования к товарам, которые могут быть известны только после испытаний, материалы жалобы в нарушение ч. 9 ст. 105 Закона о закупках, не содержат, явку представителя для предоставления дополнительных пояснений Заявитель не обеспечил.
Как следствие, нарушений Закона о закупках в действиях Заказчика Комиссия не усматривает.
Необходимо отметить, что представитель подателя жалобы на заседание Комиссии не явился, доказательств того, что спорные положения аукционной документации не позволили участнику подать заявку, Комиссии не представлено, запросы о разъяснении положений документации о закупке ООО "Строй лес" не направлялись, что свидетельствует о том, что участнику закупки были понятны требования, изложенные в документации о закупке.
Более того, подача жалобы посредством электронной почты 21.06.2018 г. (с учетом того, что срок окончания подачи заявок - 22.06.2018 10:00), по мнению Комиссии, может свидетельствовать об отсутствии у подателя жалобы намерения принять участие в данной закупке.
Таким образом, доказательства нарушения прав и законных интересов подателя жалобы в материалах дела отсутствуют.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Строй лес" на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на распределительный газопровод с. Большой Гондыр Куединского района (1 очередь) (изв. N 0356300038318000014) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 26 июня 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.07.2018