Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
в отсутствие представителя подателя жалобы (извещен надлежащим образом),
в присутствии представителей МКУ "Благоустройство Мотовилихинского района" - Гусевой А.Ю. (на основании доверенности),
рассмотрев жалобу ООО "Строй лес" (далее - Заявитель) на действия МКУ "Благоустройство Мотовилихинского района" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог в Мотовилихинском районе (4) (изв. N0356300126218000013),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356300126218000013 Заказчиком проводился электронный аукцион на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог в Мотовилихинском районе (4).
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
1. Заявитель указывает, что в извещении о проведении аукциона и в аукционной документации указаны несоответствующие друг другу сроки выполнения работ.
Комиссией установлено, что в извещении о проведении Аукциона Заказчиком указано:
сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг - месяц.
В п. 10 раздела 2 аукционной документации Заказчиком установлено:
110. |
Сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг |
в течение 45 дней со дня заключения муниципального контракта согласно Техническому заданию (Приложение N 1 к документации об аукционе в электронной форме) |
Таким образом, указав в извещении о проведении аукциона и в аукционной документации несоответствующие друг другу сроки выполнения работ, Заказчик нарушил требования ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
В действиях Заказчика имеются признаки правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
2. В п. 5.10 проекта контракта указано, что по исполнению предписаний Подрядчик обязан сообщить об устранении замечаний в указанный срок Заказчику и предоставить подтверждающие фотодокументы. На основании этого Заказчик производит проверку исполнения предписания, после чего, в случае отсутствия замечаний по качеству выполнения работ, предписание считается исполненным.
Заявитель полагает, что данное требование предусматривает наличие у подрядчика дополнительного технологического оборудования, что противоречит нормам Закона о закупках.
В соответствии с ГОСТ Р 56828.15-2016 технологическое оборудование - это средство технологического оснащения, в котором для выполнения определенной части технологического процесса размещают материалы или заготовки, средства воздействия на них, а также технологическую оснастку.
Таким образом, наличие устройства, обладающего возможностью фотофиксации, не может рассматриваться в качестве установления требования о наличии у подрядчика дополнительного технологического оборудования.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что в действиях Заказчика нарушений Закона о закупках в данной части не имеется.
3. Заявитель полагает, что в проекте контракта и в плане-графике указаны несоответствующие друг другу сроки окончания исполнения контракта.
Согласно п. 8.2 проекта контракта, настоящий Контракт вступает в силу с момента его заключения и действует 45 дней. Окончание срока действия Контракта не влечет прекращение обязательств сторон по Контракту, в т.ч. обязательств по оплате выполненных работ, обязательств по уплате неустойки, возмещению ущерба, иных неисполненных обязательств.
Планом-графиком определен планируемый срок окончания исполнения контракта - ноябрь 2018 г.
Представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 21 Закона о закупках в план-график включаются планируемые сроки. Конкретные сроки указываются в извещении о проведении закупки, а также в аукционной документации.
Таким образом, с учетом изложенного, Комиссия нарушений Закона о закупках в действиях Заказчика не усматривает.
4. В соответствии с ч.4 ст.64 Закона о закупках к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В силу ч. 7 ст. 96 Закона о закупках, в ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта.
Согласно п. 11.2 проекта контракта, обязательства по оформлению и предоставлению обеспечения по настоящему Контракту несет Подрядчик за счет собственных средств в соответствии с документацией об аукционе в электронной форме.
В случае если по каким-либо причинам обеспечение исполнения Контракта перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение Подрядчиком своих обязательств по Контракту, Подрядчик должен в течение 10 банковских дней предоставить Заказчику иное (новое) обеспечение исполнения Контракта на тех же условиях.
Комиссия отмечает, что данное положение проекта контракта применяется в случае, если обеспечение перестало быть действительным и не связано с положением ч. 7 ст. 96 Закона о закупках.
Кроме того, требование, предусмотренное ч. 7 ст. 96 Закона о закупках установлено в п. 11.3 проекта контракта.
Таким образом, в действиях Заказчика нарушение не может быть установлено.
5. В ч.27 ст.34 Закона о закупках указано, что в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В п.11.6 проекта контракта указано, что денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения Контракта, возвращаются Подрядчику Заказчиком в течение 10 дней со дня получения Заказчиком соответствующего письменного требования Подрядчика по истечении срока действия данного обеспечения при условии надлежащего исполнения Подрядчиком всех его обязательств по Контракту, а также всех обязательств Подрядчика по возмещению убытков и уплате неустоек (штрафов, пеней), которые возникли из юридических фактов неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств по Контракту. Денежные средства возвращаются на банковский счет, указанный Подрядчиком в этом письменном требовании.
Заявитель полагает, что Заказчиком необоснованно установлено требование о направлении Подрядчиком письменного требования по возврату денежных средств.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что Законом о закупках не установлены требования к содержанию или оформлению возврата обеспечения исполнения контракта, на основании чего, Комиссия пришла к выводу, что в данной части в действиях Заказчика нарушений положений Закона о закупках не имеется. Доказательств обратного не представлено.
6. В п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В п.1 ч.1 ст.33 Закона о закупках установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пп. "б" п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о закупках, первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать, в том числе, согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В документации об электронном аукционе установлены требования, аналогичные обозначенным выше (п. 2 раздела 5 аукционной документации).
В п.5.1 раздела 2 аукционной документации установлено, что показатели товара, используемого при выполнении работ, оказании услуг установлены в Приложении N1.1 к аукционной документации.
Исходя из положений, обозначенных в аукционной документации, участники закупки в составе первой части заявки должны представить, в том числе, конкретные показатели материалов, используемых при выполнении работ, указание на которые содержится в Приложении N1.1 к аукционной документации.
Заявитель полагает, что в п. 39 Приложения N4 к проекту контракта "Перечень нормативных документов" Заказчик устанавливает требования о соответствии показателей ВСН 37-84, который является недействующим.
Комиссия отмечает, что в Приложении N4 к проекту контракта установлено, что в случае если в Техническом задании указаны документы (ГОСТы, СНиПы и др.) в недействующей редакции или они признаны утратившими силу, необходимо применять актуальные документы (в последней действующей редакции или новый документ, в связи с принятием которого указанный документ признан утратившим силу (при наличии)).
Таким образом, в действиях Заказчика нарушение в данной части не может быть установлено.
7. В п. 5 Приложения N1.1 к аукционной документации Заказчиком установлено требование к ботовому камню (тротуарному) ГОСТ 6665-91, в частности: марка камня БР 100.20.8, из мелкозернистого бетона, изготовленные по технологии вибропрессования, класс бетона по прочности на сжатие не ниже В22,5.
В соответствии с п. 1.3.2 ГОСТ 6665-91, бетон камней марки БР100.20.8 должен соответствовать классу бетона по прочности на сжатие не менее чем В22,5, а бетон остальных марок камней - не менее чем В30.
Таким образом, с учетом изложенного, Комиссия нарушений Закона о закупках в действиях Заказчика не усматривает.
Кроме того, Комиссия отмечает, что Заявитель не обеспечил явку своего представителя, доказательств того, что спорные положения аукционной документации не позволили участнику подать заявку, Комиссии не представлено. Более того, Заявителем в нарушение требований ч.9 ст.105 Закона о закупках не представлены доказательства в подтверждение обоснованности доводов жалобы.
Более того, подача жалобы посредством электронной почты 21.06.2018 г. (за день до окончания подачи заявок на участие в закупке), по мнению Комиссии, может свидетельствовать об отсутствии у подателя жалобы намерения принять участие в данной закупке.
В связи с изложенным и с учетом п. 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия решила предписание не выдавать, поскольку выявленное нарушение не повлияло на результат закупки.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Строй лес" на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог в Мотовилихинском районе (4) (изв. N0356300126218000013) обоснованной в части первого довода.
2. Признать в действиях Заказчика выявленное в ходе рассмотрения жалобы нарушение ч.1 ст. 64 Закона о закупках.
3. Предписание не выдавать, поскольку выявленное нарушение не повлияло на результат закупки.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 26 июня 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.07.2018