Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Строй лес" (далее - Заявитель) на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта "Распределительный газопровод с. Тюндюк Бардымского района Пермского края с газовыми подводами к домам" (извещение N 0156300066718000014),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156300066718000014 Заказчиком, Уполномоченным органом проводился электронный аукцион на выполнение работ по строительству объекта "Распределительный газопровод с. Тюндюк Бардымского района Пермского края с газовыми подводами к домам".
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
В п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
1. Частью 4 ст. 65 Закона о закупах установлено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Заявитель полагает, что Заказчиком, Уполномоченным органом в аукционной документации неправомерно установлен срок подачи запроса на разъяснений положений аукционной документации.
Так, в аукционной документации (п. 1 раздела 7 информационной карты) установлен следующий срок для подачи запроса: С "08" июня 2018 г. по "22" июня 2018 г.
При этом, срок окончания подачи заявок установлен следующей датой: 26.06.2018 в 09:00.
Таким образом, ввиду того, что между указанными датами в соответствии с ч. 4 ст. 65 Закона о закупках имеется три дня, то нарушений в действиях Заказчика, Уполномоченного органа Комиссия не усматривает.
2. Пунктом 4 ч. 5 ст. 63 Закона о закупках установлено, что в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указывается размер обеспечения заявок на участие в таком аукционе.
Из ч. 1 ст. 64 Закона о закупках следует, что аукционная документация содержит, в том числе информацию, указанную в извещении о проведении закупки.
Кроме того, частью 3 ст. 44 Закона о закупках предусмотрено, что в конкурсной документации, документации об аукционе заказчиком должны быть указаны размер обеспечения заявок в соответствии с настоящим Федеральным законом и условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом).
Комиссией установлено, что в п. 1 раздела 9 информационной карты аукционной документации содержится следующий размер обеспечения: 1 %, что составляет 256 226 (двести пятьдесят шесть тысяч двести двадцать) рублей 80 копеек НДС не облагается. Вместе с тем, в извещении о проведении закупки противоречий в данной части не имеется.
Таким образом, ввиду того, что указанный цифрами и прописью размер обеспечения заявок на участие в аукционе различается, то в действиях Заказчика, Уполномоченного органа имеется нарушение требований ч. 1 ст. 64 Закона о закупках.
3. В силу п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с ч. 6 ст. 66 Закона о закупках требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Заявитель полагает, что Заказчик, Уполномоченный орган неправомерно установили в аукционной документации требование о декларировании участником закупки соответствия п. 10 ч. 1 ст. 31 Закона о закупках.
Как следствие, Комиссия усматривает в действиях Заказчика нарушение требований ч. 6 ст. 66 Закона о закупках.
4. Частью 27 ст. 34 Закона о закупках установлено, что в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Пунктом 8.5.3 проекта контракта предусмотрено, что возврат суммы (при надлежащем исполнении Контракта) или ее части, не покрытой требованиями оплаты неустойки и убытков, осуществляется Заказчиком по письменному требованию Подрядчика в течение 3 (трёх) рабочих дней со дня получения Заказчиком письменного требования Подрядчика при условии исполнения Подрядчиком всех своих обязательств по Контракту.
Заявитель полагает, что Заказчиком неправомерно установлена обязанность подрядчика письменно обращаться к заказчику в целях возврата вышеуказанных денежных средств.
Комиссия отмечает, что Закон о закупках не регулирует порядок передачи денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта. Как следствие, стороны могут урегулировать данные правоотношения самостоятельно. Комиссия полагает, что указанное положение проекта контракта отвечает требованиям Закона о закупках.
Кроме того, представители Заявителя на заседание Комиссии не явились, а также не представили доказательств, свидетельствующих о нарушении Заказчиком, Уполномоченным органом положений законодательства Российской Федерации о закупках, а также прав и законных интересов общества.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
5. Заявитель в жалобе указывает на то, что Заказчиком, Уполномоченным органом в поз. 34 "Требования к товарам, используемым при выполнении работ" размещены требования к размерам товара в формате файла "pdf", что ограничивает функции поиска и копирования отдельных фрагментов текста.
Согласно части 3 статьи 50 и части 2 статьи 65 Закона о закупках конкурсная документация, документация об электронном аукционе должны быть доступны для ознакомления в единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) без взимания платы.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 1 требований к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 16 ноября 2009 г. N 470 (далее - требования), информация, размещаемая на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, официальном сайте территориального органа федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, не должна быть зашифрована или защищена от доступа иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление пользователя информацией с ее содержанием без использования иного программного обеспечения или технических средств, чем веб-обозреватель.
Кроме того, согласно пункту 3 требований информация в виде текста размещается на официальном сайте в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя ("гипертекстовый формат").
Нормативные правовые и иные акты, проекты актов, судебные акты, доклады, отчеты, договоры, обзоры, прогнозы, протоколы, заключения, статистическая информация, образцы форм и иных документов дополнительно к гипертекстовому формату размещаются на официальном сайте в виде файлов в формате, обеспечивающем возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами соответствующей программы для просмотра ("документ в электронной форме").
Также согласно подпунктам "л" и "м" пункта 14 правил функционирования ЕИС, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2015 г. N 1414, технологические (технические и программные) средства официального сайта ЕИС должны обеспечивать:
возможность поиска пользователями официального сайта текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов;
возможность поиска и получения информации и документов, размещенных на официальном сайте, средствами автоматизированного сбора данных в сети Интернет, в том числе поисковыми системами".
Аналогичная позиция изложена в письме Министерства экономического развития РФ от 17 июня 2016 г. N Д28и-1521.
Комиссия, в данном случае, отмечает, что документация, размещенная в ЕИС, доступна для ознакомления в единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) без взимания платы, что соответствует требованиям Закона о закупках и не является основанием, препятствующим подаче заявки на участие в электронном аукционе.
Кроме того, согласно письму Министерства экономического развития РФ от 06 июля 2016 г. N Д28и-1672, согласно пункту 1.2 Порядка пользования единой информационной системой в сфере закупок, утвержденного приказом Федерального казначейства от 30 декабря 2015 г. N 26н, в ЕИС размещаются файлы следующих форматов: bmp, jpg, jpeg, gif, tif, tiff, docx, doc, rtf, txt, pdf, xls, xlsx, rar, zip.
С учетом изложенного выше, нарушений требований Закона о закупках антимонопольный орган не усматривает.
6. В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пп. "б" п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о закупках, первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать, в том числе, согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В документации об электронном аукционе установлены требования, аналогичные обозначенным выше (п. 1.1 раздела 8 аукционной документации).
Из инструкции по заполнению заявки следует, что под конкретными показателями понимаются характеристики товаров (материалов), используемых при выполнении работ, в соответствии с Приложением к техническому заданию документации об электронном аукционе, содержащей требования к товарам (материалам), используемым при выполнении работ (далее - Техническое задание, ТЗ).
Заявитель полагает, что Заказчиком, Уполномоченным органом в поз. 62 ТЗ установлены требования к швеллерам не в соответствии с государственным стандартом.
Так, в соответствии с положениями ГОСТ8240-97 (п. 2.1), требование о соответствии которому установлено в ТЗ, по форме и размерам швеллеры изготовляют следующих серий:
У - с уклоном внутренних граней полок;
П - с параллельными гранями полок;
Э - экономичные с параллельными гранями полок;
Л - легкой серии с параллельными гранями полок;
С - специальные.
Заказчиком в поз. 62 ТЗ установлены следующие серии (типы) швеллеров: с уклоном внутренних граней полок, с параллельными гранями полок простые, с параллельными гранями полок экономичные.
Комиссия отмечает, что требованиями вышеуказанного государственного стандарта не предусмотрена серия (тип) "с параллельными гранями полок простые".
Как следствие, в действиях Заказчика, Уполномоченного органа имеется нарушение требований п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках.
Кроме того, Заказчиком, Уполномоченным органом в рассматриваемой позиции ТЗ установлено, что толщина стенки должна быть не менее 4,5 мм. При этом, швеллеры серий У и П N 12 имеют толщину стенки 4,8 мм, в отличие от швеллера серии Э N 12, имеющего толщину стенки 4,5 мм. Аналогичным образом сформированы требования к толщине полки, радиусу закругления полки, площади поперечного сечения, массе 1 м, предельным отклонениям по длине швеллеров.
Таким образом, ввиду того, что положения аукционной документации, в том числе Технического задания и инструкции по заполнению заявки, позволяют участнику закупки указать соответствующую документации информацию, нарушив при этом положения государственного стандарта, то в действиях Заказчика, Уполномоченного органа Комиссия усматривает нарушение положений п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках.
В действиях Заказчика имеются признаки правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
7. Заявитель также полагает, что Заказчиком, Уполномоченным органом установлены требования к химическому составу и (или) компонентам товара, а также к показателям товара, значения которых возможно определить только путем проведения испытаний (в частности в поз. 9, 60 ТЗ).
Из пояснений представителей Заказчика, Уполномоченного органа следует, что описание объекта закупки носит объективный характер, все требования к материалам установлены в соответствии с положениями государственных стандартов, проектной документации, а также соответствуют требованиям ст. 33 Закона о закупках. Более того, представитель Заказчика пояснил, что для заполнения заявки нет необходимости иметь товар в наличии и проводить его испытания, поскольку значения показателей необходимо указывать с учетом требований государственных стандартов и нормативных документов.
Также представитель Заказчика пояснил, что описание объекта закупки обусловлено потребностью Заказчика.
Комиссия отмечает, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего, в том числе, с учетом указания требований к товарам, которые будут использоваться при выполнении работ, и, в данном случае, к товарам, с использованием которых будет достигнут результат закупаемой Заказчиком работы.
Необходимо отметить, что антимонопольный орган принимает решение на основании документов, имеющихся в материалах дела на момент вынесения решения.
Доказательств, которые бы свидетельствовали о том, что Заказчиком установлены требования к товарам, которые могут быть известны только после испытаний, материалы жалобы в нарушение ч. 9 ст. 105 Закона о закупках, не содержат, явку представителя для предоставления дополнительных пояснений Заявитель не обеспечил.
Как следствие, с учетом положений инструкции по заполнению заявки, нарушений Закона о закупках в действиях Заказчика, Уполномоченного органа Комиссия не усматривает.
Необходимо отметить, что представитель подателя жалобы на заседание Комиссии не явился, доказательств того, что спорные положения аукционной документации не позволили участнику подать заявку, Комиссии не представлено, запросы о разъяснении положений документации о закупке ООО "Контракт" не направлялись, что свидетельствует о том, что участнику закупки были понятны требования, изложенные в документации о закупке.
Более того, подача жалобы посредством электронной почты 25.06.2018 г. в 18:19 (с учетом того, что срок окончания подачи заявок - 26.06.2018 09:00), по мнению Комиссии, может свидетельствовать об отсутствии у подателя жалобы намерения принять участие в данной закупке.
Кроме того, Комиссия отмечает, что, согласно сведениям, содержащимся в едином реестре членов СРО, опубликованном на официальном сайте Нострой, ООО "Строй лес" (ИНН 2208049270) не является членом СРО, и, как следствие, не имеет возможности представить выписку из реестра членов СРО во второй части заявки, требование о предоставлении которой установлено в аукционной документации, и выполнять работы, являющиеся предметом закупки.
Таким образом, доказательства нарушения прав и законных интересов подателя жалобы в материалах дела отсутствуют.
Комиссия также отмечает, что на участие в закупке подано три заявки. Все заявки признаны соответствующими требованиям аукционной документации.
В связи с изложенным, поскольку выявленное нарушение не повлияло на результат закупки, а также с учетом п. 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия решила предписание не выдавать.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Строй лес" на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта "Распределительный газопровод с. Тюндюк Бардымского района Пермского края с газовыми подводами к домам" (извещение N 0156300066718000014) обоснованной в части второго, третьего, шестого доводов.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа выявленные в ходе рассмотрения жалобы нарушения требований ч. 1 ст. 64, ч. 6 ст. 66, п. 1 ч. 1 ст. 64, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках.
3. Предписание не выдавать, поскольку выявленные нарушения не повлияли на результат закупки.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика, Уполномоченного органа к административной ответственности за допущенные нарушения Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 29 июня 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.07.2018