Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Контракт" (далее - Заявитель) на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта "Распределительный газопровод с. Тюндюк Бардымского района Пермского края с газовыми подводами к домам" (извещение N 0156300066718000014),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156300066718000014 Заказчиком, Уполномоченным органом проводился электронный аукцион на выполнение работ по строительству объекта "Распределительный газопровод с. Тюндюк Бардымского района Пермского края с газовыми подводами к домам".
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
В п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
1. В силу п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Пунктом 2 ч. 5 ст. 66 Закона о закупках предусмотрено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается (ч. 6 ст. 66 Закона о закупках).
Требованиями аукционной документации установлено, что вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать декларацию о соответствии участника аукциона требованиям, установленным пунктом 2 раздела 6 настоящей документации (может быть представлена по форме 1.1).
Пунктом 2 раздела 6 аукционной документации установлено требование к участникам закупки в соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 31 Закона о закупках (участник закупки не должен являться офшорной компанией).
Как следствие, Комиссия усматривает в действиях Заказчика, Уполномоченного органа, установивших требование о предоставлении участником закупки декларации о том, что он не должен являться офшорной компанией, нарушение требований ч. 6 ст. 66 Закона о закупках.
2. В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пп. "б" п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о закупках, первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать, в том числе, согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В документации об электронном аукционе установлены требования, аналогичные обозначенным выше (п. 1.1 раздела 8 аукционной документации).
Из инструкции по заполнению заявки следует, что под конкретными показателями понимаются характеристики товаров (материалов), используемых при выполнении работ, в соответствии с Приложением к техническому заданию документации об электронном аукционе, содержащей требования к товарам (материалам), используемым при выполнении работ (далее - Техническое задание, ТЗ).
Заявитель полагает, что Заказчиком в Техническом задании установлены требования к химическому составу и (или) компонентам товара, а также к показателям товара, значения которых возможно определить только путем проведения испытаний (в частности к флюсу сварочному).
Из пояснений представителей Заказчика, Уполномоченного органа следует, что описание объекта закупки носит объективный характер, все требования к материалам установлены в соответствии с положениями государственных стандартов, проектной документации, а также соответствуют требованиям ст. 33 Закона о закупках. Более того, представитель Заказчика пояснил, что для заполнения заявки нет необходимости иметь товар в наличии и проводить его испытания, поскольку значения показателей необходимо указывать с учетом требований государственных стандартов и нормативных документов.
Кроме того, инструкция по заполнению заявок содержит следующее положение: в случае указания в отношение значений показателя слов "соответствие", "в пределах" данные значения следует оставить без изменений. Значения показателя "модуль крупности", "насыпная плотность", следует указывать без изменений (п. 19).
Также представитель Заказчика пояснил, что описание объекта закупки обусловлено потребностью Заказчика.
Комиссия отмечает, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего, в том числе, с учетом указания требований к товарам, которые будут использоваться при выполнении работ, и, в данном случае, к товарам, с использованием которых будет достигнут результат закупаемой Заказчиком работы.
Необходимо отметить, что антимонопольный орган принимает решение на основании документов, имеющихся в материалах дела на момент вынесения решения.
Доказательств, которые бы свидетельствовали о том, что Заказчиком установлены требования к товарам, которые могут быть известны только после испытаний, материалы жалобы в нарушение ч. 9 ст. 105 Закона о закупках, не содержат, явку представителя для предоставления дополнительных пояснений Заявитель не обеспечил.
Как следствие, с учетом положений инструкции по заполнению заявки, нарушений Закона о закупках в действиях Заказчика, Уполномоченного органа Комиссия не усматривает.
3. Заявитель полагает, что Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно установлены требования о соответствии работ, материалов недействующим государственным стандартам.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что все требования установлены в соответствии с проектом, который получил положительное заключение государственной экспертизы.
Вместе с тем, Комиссия усматривает в действиях Заказчика, Уполномоченного органа, установивших требования о соответствии недействующим государственным стандартам, нарушение требований п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках.
4. Согласно условиям проекта контракта:
3.1.1. Оплата выполненных работ в размере 25 % цены Контракта производиться Заказчиком поэтапно за соответствующий отчетный период в течение 15 (пятнадцати) банковских (рабочих) дней с даты подписания Заказчиком документов о приемке, указанных в пункте 6.1. Контракта.
3.1.2. Отчетный период (этап) устанавливается с первого по последнее число (включительно) календарного месяца выполнения Подрядчиком соответствующих работ, подлежащих оплате.
Оплата последнего этапа работ производиться Заказчиком в течение 30 календарных дней после представления Подрядчиком комплекта исполнительной документации на законченный строительством объект, в том числе подписанные Заказчиком акты промежуточной приёмки ответственных конструкций и скрытых работ; паспорта, сертификаты, счета, счета-фактуры (если есть НДС), на материалы и оборудование, справки, подтверждающие выполнение испытаний и лабораторий; подписания и утверждения Акта приемке законченного строительством объекта формы N КС-11, Акта итоговой проверки на соответствие Объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил) и проектной документации, заключение о соответствии Объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил) и проектной документации, выданного Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края.
По мнению подателя жалобы, Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно в проекте контракта не установлен размер окончательной оплаты.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что условия проекта контракта позволяют участникам закупки однозначно определить порядок оплаты выполненных работ. Как следствие, нарушений Закона о закупах в действиях Заказчика, Уполномоченного органа Комиссия в данной части не усматривает.
5. В соответствии с ч. 4 ст. 34 Закона о закупках в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 8 ст. 34 Закона о закупках).
НМЦК по указанной закупке составляет 25 622 680,00 руб.
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063" (далее - Постановление N 1042) за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 - 8 настоящих Правил):
а) 10 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно).
В п. 9.6 проекта контракта установлено, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 9.7-9.8 Контракта:
а) 5 процентов цены Контракта (этапа) в случае, если цена Контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно).
В силу п. 6 Постановления N 1042 за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно).
Согласно п. 9.7 проекта контракта за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательства, предусмотренного Контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в Контракте таких обязательств) в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 5000 рублей, если цена Контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно).
Как следствие, ввиду того что Заказчиком, Уполномоченным органом с учетом начальной максимальной цены контракта не предусмотрена ответственность подрядчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, в том числе в случае нарушения обязательств, не имеющих стоимостного выражения, в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей, то в действиях Заказчика, Уполномоченного органа Комиссия усматривает нарушение требований ч.ч. 4, 8 ст. 34 Закона о закупках.
В действиях Заказчика имеются признаки правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Необходимо отметить, что представитель подателя жалобы на заседание Комиссии не явился, доказательств того, что спорные положения аукционной документации не позволили участнику подать заявку, Комиссии не представлено, запросы о разъяснении положений документации о закупке ООО "Контракт" не направлялись, что свидетельствует о том, что участнику закупки были понятны требования, изложенные в документации о закупке.
Более того, подача жалобы посредством электронной почты 25.06.2018 г. (с учетом того, что срок окончания подачи заявок - 26.06.2018 09:00), по мнению Комиссии, может свидетельствовать об отсутствии у подателя жалобы намерения принять участие в данной закупке.
Кроме того, Комиссия отмечает, что, согласно сведениям, содержащимся в едином реестре членов СРО, опубликованном на официальном сайте Нострой, ООО "Контракт" (ИНН 2366004339) не является членом СРО, и, как следствие, не имеет возможности представить выписку из реестра членов СРО во второй части заявки, требование о предоставлении которой установлено в аукционной документации, и выполнять работы, являющиеся предметом закупки.
Таким образом, доказательства нарушения прав и законных интересов подателя жалобы в материалах дела отсутствуют.
Комиссия также отмечает, что на участие в закупке подано три заявки. Все заявки признаны соответствующими требованиям аукционной документации.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Контракт" на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта "Распределительный газопровод с. Тюндюк Бардымского района Пермского края с газовыми подводами к домам" (извещение N 0156300066718000014) обоснованной в части первого, третьего, пятого доводов.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа выявленные в ходе рассмотрения жалобы нарушения требований ч. 6 ст. 66, п. 1 ч. 1 ст. 64, ч. 4, 8 ст. 34 Закона о закупках.
3. В целях устранения выявленных нарушений Заказчику, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки выдать предписание.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика, Уполномоченного органа к административной ответственности за допущенные нарушения Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 29 июня 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.07.2018