Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере размещения закупок в составе: председателя комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Я.Ю. Бычковой, начальника отдела, А.А. Кирилловой, старшего государственного инспектора, рассмотрев жалобу АО "ПК Элина" на действия заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Поставка сигнально - говорящего устройства", извещение N 0119300006218000260 (далее - электронный аукцион, закупка) установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба АО "ПК Элина" на действия заказчика при проведении электронного аукциона (далее - жалоба).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
Красноярским УФАС России в адрес заказчика, уполномоченного органа, подателя жалобы, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы и сообщение о месте и времени ее рассмотрения. В соответствии с частью 26 статьи 99, частями 3,5 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.32, Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 заказчику по запросу Красноярского УФАС необходимо было представить в адрес Красноярского УФАС России следующие документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки: письменные пояснения по доводам, изложенным в жалобе, документ, подтверждающий утверждение аукционной документации.
Существо жалобы: составление документации о проведении электронного аукциона с нарушением требований действующего законодательства.
Заседания комиссии Красноярского УФАС России состоялось 22 июня 2018 года в 11 часов 45 минут, 25 июня 2018 года в 17 часов 00 минут (по местному времени) по адресу: г. Красноярск, пр. Мира, 81 "Д", каб. 20 в отсутствии, надлежащим образом уведомленных, представителей сторон.
Из содержания жалобы следует, что, при формировании аукционной документации заказчиком были допущены следующие нарушения законодательства о контрактной системе:
1. В описании объекта закупки заказчик устанавливает только показатели, значение которых не может изменяться. При этом параметры, у которых указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, в описании объекта закупки отсутствуют.
2. Из габаритных размеров, следует вывод, что указанным в документации габаритным размерам блока управления и САП ни один из отечественных производителей, кроме ООО НПКО "ЭЛЕКТ", не соответствует.
3. В описании требований к объекту закупки заказчик установил следующие требования, которые не предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации:
- Тип: Галогеновая балка;
- Тип сигнала: речевые сообщения укороченный вариант.
В адрес Красноярского УФАС России поступили письменные пояснения заказчика, из которых следует, что заказчик с доводами жалобы не согласен, поскольку считает, что в обжалуемой части аукционная документация требованиям законодательства о контрактной системе не противоречит.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные сторонами и размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - ЕИС), проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Выполнение работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов".
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона о контрактной системе (пункты 1, 2 части 1 статьи 1).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Проанализировав аукционную документацию, Комиссия установила, что заказчик устанавливает, что к поставке ему необходим следующий товар со следующими характеристиками:
Наименование товара |
Наименование показателя (характеристики) |
Значение показателя |
Параметры значения показателя |
Сигнально-говорящее устройство |
Светоакустическая панель (САП) - конструктивно объединенные в одном корпусе оптическая и звуковая системы СГУ. Устанавливается на крыше транспортного средства и приводится в действие при помощи блока управления. |
Наличие |
Показатель, значение которого не может изменяться |
Блок управления СГУ Предназначен для работы в паре с САП либо подкапотным громкоговорителем. Обеспечивает генерацию специальных звуковых сигналов, трансляцию речевых команд и управление режимами СГУ при помощи микрофона-манипулятора. Размещается в любом удобном месте салона транспортного средства. |
Наличие |
Показатель, значение которого не может изменяться |
|
Узел крепления Предназначен для жесткой фиксации СГУ на крыше транспортного средства и обеспечивает надежность его крепления на всех режимах движения и торможения транспортного средства. |
Наличие |
Показатель, значение которого не может изменяться |
|
Функции: -Подача речевых сообщений при помощи микрофона. -Воспроизведение специальных звуковых сигналов: сирены WAIL, YELP, HI-LO. -Спецсигнал HORN. -Режим "горячая кнопка" для проезда перекрестков. |
Наличие |
Показатель, значение которого не может изменяться |
|
Габариты блока управления, мм: |
140*130*60 |
Показатель, значение которого не может изменяться |
|
Габариты САП (размер панели), мм: |
938*270*125 |
Показатель, значение которого не может изменяться |
|
Тип: |
Галогеновая балка |
Показатель, значение которого не может изменяться |
|
Тип сигнала: |
WAIL, YELP, HI-LO, HORN, речевые сообщения Укороченный вариант |
Показатель, значение которого не может изменяться |
|
Блок управления |
Не менее 120 Вт |
Показатель, значение которого может изменяться |
|
Вольтаж |
12В |
Показатель, значение которого не может изменяться |
|
|
Цвет |
синий |
Показатель, значение которого не может изменяться |
Проанализировав вышеуказанное описание объекта закупки, Комиссия не установила, что следующие показатели, использованные при составлении описания объекта закупки предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иными требованиями, связанными с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика:
Тип: |
Галогеновая балка |
Тип сигнала: |
WAIL, YELP, HI-LO, HORN, речевые сообщения Укороченный вариант |
Доказательств обратного, заказчиком представлено не было.
Ввиду изложенного и, учитывая, что в документации о закупке не содержатся обоснования необходимости использования других показателей (не предусмотренных вышеуказанным законодательством), Комиссия усматривает в действиях заказчика нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, поскольку при описании объекта закупки заказчик не руководствовался всеми требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
Кроме того, Комиссия отмечает, что в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
При этом, Комиссия направляла в адрес заказчик запрос о представлении информации (с приложением подтверждающих документов) о сигнально - говорящих устройствах, соответствующих всем требованиям заказчика, установленным описании объекта закупки с указанием наименования, производителя, товарного знака и/или иного средства индивидуализации (из представляемой информации должно было однозначно следовать, что устройства соответствуют всем требованиям заказчика).
На указанный запрос заказчиком была представлена информация только об одном сигнально-говорящем устройстве "СГУ Элект-Мини" производства ООО НПКО "Элект".
Факт существования на товарном рынке иных устройств, подходящих под все требования заказчика, Комиссия также не установила.
Кроме того, Комиссия не установила, что потребность заказчика именно в сигнально-говорящем устройстве "СГУ Элект-Мини" обусловлена несовместимостью товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимостью обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо закупкой запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Ввиду изложенного и, учитывая, что заказчик предоставляет информацию, что под его требования подходит только один товар, Комиссия также усматривает в указанных действиях заказчика нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, поскольку при описании объекта закупки заказчик не руководствовался всеми требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе (описание объекта содержит требования, которые влекут за собой ограничение количества участников закупки и указывают на конкретное устройство одного производителя).
Комиссия также отмечает, что вышеуказанные нарушения, допущенные заказчиком при утверждении аукционной документации, содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод жалобы, касающийся того, что в описании объекта закупки заказчик устанавливает только показатели, значение которых не может изменяться, при этом параметры, у которых указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, в описании объекта закупки отсутствуют, Комиссия не может признать состоятельным, поскольку Законодательство о контрактной системе не устанавливает требований о том, что описание объекта закупки должно содержать в обязательном порядке и показатели, значение которых не может изменяться и показатели, имеющие максимальные и (или) минимальные значения. Заказчик самостоятельно определяет, какие именно показатели ему использовать при описании объекта закупки исходя из собственной потребности.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России приняла следующее решение:
1. Признать жалобу АО "ПК Элина" частично обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем внесения изменений в аукционную документацию.
4. Аукционной комиссии, оператору электронной площадки отменить все протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона.
5. Продлить срок подачи заявок на участие в электронном аукционе не менее, чем на 7 дней, начиная со дня выставления измененной документации о проведении электронного аукциона в единой информационной системе.
6. Передать материалы по жалобе и результатам внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия решения о необходимости применения мер административного реагирования в отношении должностного лица заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
А.А. Кириллова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 28 июня 2018 г. N 828
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.07.2018