Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере размещения закупок в составе: председателя комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Я.Ю. Бычковой, начальника отдела, Д.С. Кислицына, государственного инспектора (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ИП Пантюховой Оксаны Владимировны на действия заказчика - МБДОУ "Детский сад N 54" (далее - Заказчик), уполномоченного органа - Департамента муниципального заказа администрации города Красноярска (далее - Уполномоченный орган), при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса "Оказание услуг по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста с 3 до 7 лет населению города Красноярска для МБДОУ N 54 у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций" (далее - открытый конкурс), закупка N 0119300019818001157, установила следующее:
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ИП Пантюховой О.В. на действия заказчика при проведении открытого конкурса (далее - жалоба).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовали требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
Красноярским УФАС России в адрес заказчика, подателя жалобы было направлено уведомление о содержании жалобы и сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
В соответствии с частью 26 статьи 99, частями 3,5 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.32 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 заказчику по запросу Красноярского УФАС необходимо было представить в адрес Красноярского УФАС России следующие документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки: письменные пояснения по доводам, изложенным в жалобе, документацию о проведении открытого конкурса с отметкой об ее утверждении.
Существо жалобы: несоответствие конкурсной документации требованиям Закона о контрактной системе.
На рассмотрении жалобы присутствовали:
- Пантюхова О.В. (свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя);
- представитель Уполномоченного органа - Лузан Н.Ф. (доверенность от 09.01.2018):
- представитель Заказчика - Запятой Ю.Б. (доверенность от 28.08.2018);
- представитель Заказчика - Гареева Т.В. (приказ от 19.06.2018).
Из содержания жалобы следует, что в конкурсной документации установлен показатель несоответствующий требованиям Закона о контрактной системе, а именно: "опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема", при котором оцениваются сведения о наличии у участника закупки соответствующего опыта, который подтверждается копиями исполненных контрактов (договоров),заключенных с бюджетными учреждениями на оказание услуг по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста, стоимостью не менее 1 000 000,00 рублей каждый за последние три года, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе - до 100 баллов, коэффициент значимости показателя - 1.
ИП Пантюхова О.В. считает установление данного показателя избыточным.
Заказчик и Уполномоченный орган не согласились с доводами жалобы.
Из пояснений Заказчика следует, что данный показатель установлен в связи с тем, что сопоставимым характером является необходимость опыта у потенциального исполнителя контракта специфического опыта взаимодействия с учреждениями, финансируемыми из бюджета, при оказании услуг по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста.
Исполнитель контракта на оказание услуг по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста обязан быть осведомлен в санитарных нормах, регулирующих условия содержания этой категории несовершеннолетних, нормах пожарной безопасности и прочих нормативно правовых актах, относящихся к функционированию детских учреждений.
Исполнитель должен обладать опытом прохождения контрольных мероприятий, проводимых надзорными органами.
В контракты, заключаемые с учреждениями, финансируемыми из бюджета, в обязательном порядке включаются условия об осуществлении со стороны заказчика контроля за оказанием исполнителем контракта услуг по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста. Этот контроль проводится силами специалистов, состоящих в штате образовательной организации.
Заказчику требуется опыт исполнения аналогичных контрактов (договоров), а аналогичными являются контракты (договоры), которые были заключены с учреждениями, финансируемыми из бюджета, то есть учреждения функционирующие в рамках тех же норм, что и Заказчик.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса "Оказание услуг по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста с 3 до 7 лет населению города Красноярска для МБДОУ N 54 у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций", закупка N 0119300019818001157.
Согласно части 1 статьи 48 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
Частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе.
Пунктом 10 Правил утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 27 Правил установлено, Показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Пунктом 21.1 Конкурсной документации установлены критерии оценки заявок на участие в конкурсе, в которые входит в том числе, опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема.
В пункте 21.2 "Порядок оценки заявок на участие в конкурсе" Конкурсной документации к оценке заявок по критерию "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" устанавливается показатель: "опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема", при котором оцениваются сведения о наличии у участника закупки соответствующего опыта, который подтверждается копиями исполненных контрактов (договоров), заключенных с бюджетными учреждениями на оказание услуг по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста, стоимостью не менее 1 000 000,00 рублей каждый за последние три года, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе - до 100 баллов, коэффициент значимости показателя - 1.
Комиссия Красноярского УФАС России сообщает следующее.
Услугами на оказание услуг по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста наряду с бюджетными учреждениями с соблюдением нормативно-правовых актов направленных на регулирование деятельности в области услуг по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста, занимаются лица с иной организационно-правовой формой.
Заказчиком не представлено доказательств того, что услуги требуемые Заказчику могут оказать, только лица, имеющие исполненные контракты с бюджетными учреждениями.
Опытом участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера, помимо наличия у участника закупки соответствующего опыта, который подтверждается копиями исполненных контрактов (договоров), заключенных с бюджетными учреждениями на оказание услуг по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста, является наличие у участника закупки соответствующего опыта, который подтверждается копиями исполненных контрактов (договоров), заключенных с хозяйствующими субъектами на оказание услуг по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста.
Согласно пункту 5 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.
Так как, нормативно-правовые акты, относящиеся к функционированию детских учреждений, должны соблюдаться всеми лицами которые оказывают услуги по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста, услуги оказанные с хозяйствующими субъектами будут являться услугами сопоставимого характера.
Следовательно, при установлении в пункте 21.2 "Порядок оценки заявок на участие в конкурсе" показателя: "опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема", при котором оцениваются сведения о наличии у участника закупки соответствующего опыта, который подтверждается копиями исполненных контрактов (договоров), заключенных с бюджетными учреждениями на оказание услуг по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста, стоимостью не менее 1 000 000,00 рублей каждый за последние три года, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, Заказчиком необоснованно включено условие об оценке только сведений о наличии у участника закупки соответствующего опыта, который подтверждается копиями исполненных контрактов (договоров), заключенных с бюджетными учреждениями на оказание услуг по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста.
Таким образом Заказчиком нарушены требования статей 50 и 51 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия Красноярского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Пантюховой Оксаны Владимировны обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим требования статей 50 и 51 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки.
4. Передать материалы по жалобе и результатам внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия решения о необходимости применения мер административного реагирования в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
|
|
Д.С. Кислицын |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 29 июня 2018 г. N 835
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.07.2018