Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
___.. - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
___.. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
___.. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
рассмотрев жалобу АО "Группа компаний МЕДПОЛИМЕРПРОМ" (далее - Заявитель, Общество) на действия казенного учреждения Омской области "Центр по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в сфере здравоохранения" и его единой комиссии (далее - единая комиссия, уполномоченное учреждение) при осуществлении закупки "Поставка устройств для вливания" путем проведения электронного аукциона (извещение N 0852500000118000938) (далее - электронный аукцион),
в присутствии представителей:
_____..
УСТАНОВИЛА:
1. В Омское УФАС России до окончания срока подачи заявок поступила (вх. N 5605 от 25.06.2018) жалоба Заявителя, в которой указано, что документация об электронном аукционе разработана с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. На запрос Омского УФАС России (исх. N 03-5477 от 27.06.2018) уполномоченным учреждением были представлены (вх. N 5816 от 29.06.2018) материалы электронного аукциона, из которых следует, что 31.05.2018 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт ЕИС) были размещены извещение и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 247500 рублей.
30.05.2018 были внесены изменения в документацию об аукционе.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе от 09.06.2018 поступило пять заявок, все участники закупки допущены к участию в аукционе.
Согласно протоколу проведения аукциона от 13.06.2018 наименьшее ценовое предложение в сумме 138600 рублей сделано участником с порядковым номером заявки 3.
Исходя из протокола подведения итогов аукциона от 18.06.2018, заявки всех участников закупки признаны соответствующими требованиям, установленным документацией об аукционе. Победителем признано акционерное общество "Вечур Инвест".
3. В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов, пояснений представителей сторон и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Частью 3 статьи 14 Федерального закона о контрактной системе установлено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании пункта 7 части 5 статьи 63 Федерального закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В силу части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна также содержать информацию, предусмотренную пунктами 1-12 настоящей нормы.
В разделе "Ограничения и запреты" извещения о проведении электронного аукциона было указано:
"Запрет на допуск товаров, услуг при осуществлении закупок, а также ограничения и условия допуска в соответствии с требованиями, установленными статьей 14 Федерального закона N 44-ФЗ.
Постановление Правительства Российской Федерации от 05 февраля 2015 года N 102 "Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Приказ Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155 (ред. от 13.11.2015) "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Аналогичное условие содержит пункт 21 документации об аукционе.
Таким образом, при осуществлении закупки был установлен запрет на допуск товаров происходящих из иностранных государств в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 февраля 2015 года N 102 "Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 102).
Пунктом 1 Постановления N 102 утверждены:
перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень N 1);
перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень N 2).
Из указанного следует, что Постановлением N 102 утверждены два перечня медицинских изделий, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При этом следует отметить, что в Перечень N 2 включены медицинские изделия одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, происходящие из иностранных государств.
Пунктом 2 Постановления N 102 установлено, что для целей осуществления закупок отдельных видов медицинских изделий, включенных в Перечень N 1, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень N 1 и происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявок (окончательных предложений), которые одновременно:
содержат предложения о поставке отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень N 1, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза;
не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).
Из указанного следует, что заказчик обязан отклонить все заявки с предложением товара иностранного происхождения (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза) при соблюдении указанных условий.
Иной подход просматривается при отклонении заявок при закупках товаров по Перечню N 2.
Пунктом 2(1.1) Постановления N 102 установлено, что для целей осуществления закупок медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, включенных в перечень N 2, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, включенных в перечень N 2, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее одной удовлетворяющей требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявки (окончательного предложения), которая одновременно:
содержит предложение о поставке медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, включенных в перечень N 2;
подается организацией, включенной в реестр поставщиков указанных медицинских изделий, предусмотренный Правилами отбора организаций, реализующих в 2017 - 2024 годах комплексные проекты по расширению и (или) локализации производства медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, в целях осуществления конкретной закупки такой продукции для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 2017 г. N 967 "Об особенностях осуществления закупки медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 967).
Пунктом 1 Постановления N 967 установлено, что при осуществлении конкретной закупки медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, включенных в перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2015 г. N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 102), в целях осуществления закупки указанной продукции федеральными государственными бюджетными учреждениями и государственными бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации, оказывающими медицинскую помощь в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее - заказчики):
а) поставщики указанной продукции определяются из числа организаций, реализующих в 2017 - 2024 годах комплексные проекты по расширению и (или) локализации производства медицинских изделий и включенных в реестр поставщиков, предусмотренный Правилами, утвержденными настоящим постановлением;
б) заказчики руководствуются пунктами 1, 2(1.1), 2(2) и 2(3) Постановления N 102. При этом заказчики обязаны запросить у оператора электронной площадки все вторые части заявок, поданных его участниками, на участие в электронном аукционе, а оператор электронной площадки обязан направить заказчикам все вторые части таких заявок, а также документы этих участников, предусмотренные пунктами 2 - 6 и 8 части 2 статьи 61 Закона о контрактной системе и содержащиеся на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе в реестре его участников, получивших аккредитацию на электронной площадке;
в) конкурсная (аукционная) комиссия заказчиков в обязательном порядке рассматривает все заявки на участие в конкурсе (аукционе) на наличие организаций в Реестре поставщиков.
Указанный реестр поставщиков формируется и ведется Минпромторгом России и размещается на официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в единой информационной системе в сфере закупок.
Реестр, размещенный 04.10.2017 на официальном сайте Минпромторга России, с 11.10.2017 доступен для просмотра с главной страницы ЕИС:
http://minpromtorg.gov.ru/docs/#!reestr_postavshhikov_medicinskih_iz deliy_odnorazovogo_primeneniya_ispolzovaniya_iz_polivinilhloridnyh_plasti kov_vklyuchennyh_v_perechen_medicinskih_izdeliy_odnorazovogo_primeneniya_ ispolzovaniya_iz_polivinilhloridnyh_plastikov_proishodyashhih_iz_inostran nyh_gosudarstv_v_otnoshenii_kotoryh_ustanavlivayutsya_ogranicheniya_dopus ka_dlya_celey_osushhestvleniya_zakupok_dlya_obespecheniya_gosudarstvennyh _i_municipalnyh_nuzhd_utverzhdennyy_postanovleniem_pravitelstva_rossiysko y_federacii_ot_5_fevralya_2015_g__102_ob_ogranicheniyah_i_usloviyah_dopus ka_otdelnyh_vidov_medicinskih_izdeliy_proishodyashhih_iz_inostrannyh_gosu darstv_dlya_celey_osushhestvleniya_zakupok_dlya_obespecheniya_gosudarstve nnyh_i_municipalnyh_nuzhd.
В настоящее время в данном реестре поставщиков медицинских изделий, включенных в перечень N 2", содержится информация только об одном лице, прошедшем отбор в соответствии с указанными Правилами - Акционерном обществе "Группа Компаний ""МЕДПОЛИМЕРПРОМ" (АО "ГК "МПП") ОГРН 1167746483783, ИНН 7703410814, т.е. о Заявителе настоящей жалобы.
При этом, несмотря на то, что Перечень N 2 имеет наименование "Перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд", формулировка пункта 2(1.1) Постановления N 102 позволяет сделать вывод о том, что если на участие в закупке медицинских изделий, включенных в Перечень N 2", поступит заявка Акционерного общества "Группа Компаний ""МЕДПОЛИМЕРПРОМ", то заказчик будет обязан отклонить все иные заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, включенных в перечень N 2, в том числе российского происхождения и государств-членов Евразийского экономического союза.
В жалобе Заявителя указано:
"Согласно извещению о проведении электронного аукциона предмет закупки соответствует коду ОКПД2: "32.50.13.190".
Согласно пункту 1 приложения 1 "Описание объекта закупки" к документации об электронном аукционе предметом закупки является: "Устройство для вливания; код ОКПД2 32.50.13.190"; характеристики товара (выписка): "Устройство для вливания предназначено для переливания кровезаменителей и инфузионных растворов из контейнеров полимерных и стеклянных бутылок. Стерильно. Для одноразового применения.".
Пункт 1 Перечня N 2 (приложение к Постановлению Правительства РФ N 102) содержит наименования медицинских изделия одноразового применения из поливинилхлоридных пластиков с наименованием "Устройства для переливания крови, кровезаменителей и инфузионных растворов" и кодом ОКПД2, соответствующим предмету закупки (32.50.13.190).
Следовательно, заказчиком осуществлялась закупка медицинских изделий, включенных в Перечень N 2.
Следовательно, аукционная комиссия при рассмотрении заявок на участие в электронном аукционе должна была руководствоваться пунктом 2(1.1) Постановления Правительства РФ N 102.
В соответствии с пунктом 2(1.1) Постановления Правительства РФ N 102 для целей осуществления закупок медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, включенных в перечень N 2, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, включенных в перечень N 2, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее одной удовлетворяющей требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявки (окончательного предложения), которая одновременно:
содержит предложение о поставке медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, включенных в перечень N 2;
подается организацией, включенной в Реестр поставщиков.
Аналогичное условие (требование) содержится и в подпункте 2 пункта 21 "Условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств" документации об электронном аукционе: а именно:
"1) Постановление Правительства Российской Федерации от 05 февраля 2015 года N 102 "Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд",".
Вышеуказанный Реестр поставщиков размещен на официальном сайте Минпромторга России, в котором содержится информация о компании - Акционерное общество "Группа Компаний "МЕДПОЛИМЕРПРОМ", а информация об остальных участниках закупки отсутствует.
Таким образом, заявка АО "ГК "МПП" электронного аукциона содержит предложение о поставке медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, включенных в Перечень N 2, и одновременно АО "ГК "МПП" является организацией, включенной в Реестр поставщиков.
Из вышеизложенного следует, что, правильно применяя нормы об ограничениях допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе аукционная комиссия должна была руководствоваться пунктом 2(1.1) Постановления Правительства РФ и отклонить все заявки, содержащие предложения о поставке медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, включенных в перечень N 2, кроме заявки АО "ГК "МПП", включённого в Реестр поставщиков.
Соответственно, аукционная комиссия в нарушение пункта 2 части 6 статьи 69 Федерального закона N 44-ФЗ, Постановления Правительства РФ N 102, Постановления Правительства РФ N 967 приняла решение о соответствии заявок участников аукциона с порядковыми номерами "3" и "4" соответствующими требованиям документации об электронном аукционе".
Комиссией установлено, что требования к закупаемому товару были установлены в приложении N1 "Заказ на поставку товара" к документации об электронном аукционе:
N п/п |
Наименование объекта закупки |
Код ОКПД 2 <1> |
Описание объекта закупки (функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики (при необходимости)), показатели, позволяющие определить соответствие поставляемого товара потребностям Заказчика, максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться <2> |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Устройство для вливания |
32.50.13.190 |
Устройство для вливания предназначено для переливания кровезаменителей и инфузионных растворов из контейнеров полимерных и стеклянных бутылок. Состоит из: прозрачных трубок, полужесткой прозрачной капельницы с фильтром, полимерной совмещенной иглы с не менее двумя* каналами для жидкости и воздуха с воздушным фильтром, защищенным колпачком; рабочая длина основной части устройства не менее 1400 мм*; фильтр изготовлен из мононити полиамидной; устройство укомплектовано силиконированной атравматичной инъекционной иглой диаметром - не менее 0,8 и не более 0,9 мм* , длиной - не менее 38 и не более 40 мм*; соединение деталей основной части устройства должно обеспечивать герметичность при внутреннем избыточном давлении не менее 40 кПа*. Стерильно, для однократного применения. |
В Перечень N 2 включены:
Наименование медицинского изделия |
Код в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014 |
Код вида медицинского изделия <*> |
Наименование вида медицинского изделия <*> |
Классификационные признаки вида медицинского изделия <*> |
1. Устройства для переливания крови, кровезаменителей и инфузионных растворов |
32.50.13.110 32.50.13.190 |
114090 131660 131850 131880 136330 145530 145570 167580 |
|
устройства (системы) для переливания крови, кровезаменителей и инфузионных растворов, в том числе с микрофильтром, для безопасного переливания пациенту крови и ее компонентов, кровезаменителей и инфузионных растворов из полимерных и стеклянных емкостей |
устройства для переливания инфузионных растворов и кровезаменителей (ПР) |
|
136330 |
Набор базовый для внутривенных вливаний |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В примечании <*> к Перечню N 2 указано: "При применении настоящего перечня следует руководствоваться кодом в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2), и (или) кодом вида медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий, утвержденной приказом Минздрава России, и (или) наименованием вида медицинского изделия, и (или) классификационными признаками вида медицинского изделия (при наличии)".
Характеристики товара, установленные в приложении N 1 "Заказ на поставку товара" к документации об электронном аукционе, полностью попадают под наименование и классификационные признаки медицинских изделий, указанных в Перечне N 2.
Таким образом, единая комиссия была обязана отклонить заявки участников закупки, не включенные в реестр поставщиков медицинских изделий, включенных в перечень N 2".
На основании изложенного, Комиссия считает действия единой комиссии неправомерными, а жалобу Заявителя обоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать обоснованной жалобу АО "Группа компаний МЕДПОЛИМЕРПРОМ" на действия казенного учреждения Омской области "Центр по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в сфере здравоохранения" и его единой комиссии при осуществлении закупки "Поставка устройств для вливаний" путем проведения электронного аукциона (извещение N 0852500000118000938).
2. Признать в действиях казенного учреждения Омской области "Центр по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в сфере здравоохранения" и его единой комиссии нарушение части 3 статьи 14, пункта 3 части 6 статьи 69 Федерального закона о контрактной системе, постановления Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 N 102.
3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать казенному учреждению Омской области "Центр по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в сфере здравоохранения" и его единой комиссии, оператору электронной площадки ООО "РТС-тендер" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
|
Члены Комиссии: |
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 2 июля 2018 г. N 03-10.1/209-2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.07.2018