Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - начальника отдела административных производств - А.Т. Чшиева,
Членов Комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Сологова Д.А.,
Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Р.Г. Осипова,
при участии представителей ГБУ Г. МОСКВЫ "ЖИЛИЩНИК РАЙОНА ЛИАНОЗОВО": Мрых А.С., Тютюник К.В.,
в отсутствие представителей ООО "Лардис", уведомлены письмом Московского УФАС России от 31.05.2018 N25797/18,
рассмотрев жалобу ООО "Лардис" (далее - Заявитель) на действия ГБУ г. Москвы "Жилищник Ярославского района" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по ремонту асфальтобетонных покрытий на дворовых территориях Ярославского района в 2018 году (Закупка N0373200017518000427) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении в аукционной документации требований, нарушающих законодательство об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 31.05.2018 N25797/18.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
На основании п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
П.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
На заседании Комиссии Управления рассмотрен довод Заявителя жалобы на предмет установления в аукционной документации неправомерных и избыточных требований к товарам, которые, по мнению Заявителя, могут вводить участников закупки в заблуждение, препятствовать корректному формированию заявки на участие в аукционе, например по п. "Щебень для дорожных работ": Содержание зерен пластинчатой и игловатой формы; Наименьший размер зерен; Содержание глины в комках; Эффективная удельная активность естественных радионуклидов; Содержание зерен слабых пород; Число циклов (замораживание-оттаивание). п. "Смеси бетонные готовые": Водоотделение; Осадка конуса; Раствороотделение; Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы; Содержание пылевидных и глинистых частиц; Сопротивление бетона прониканию воздуха; Средняя плотность крупного заполнителя; Средняя плотность мелкого заполнителя; Средняя прочность бетона; Удельная эффективная активность. п. "Растворы цементные": Содержание золы-уноса; Срок годности; Влажность; Расслаиваемость. п. "Песок для строительных работ": Модуль крупности; Полный остаток песка на сите; Содержание зерен разной крупностью; Содержание пылевидных и глинистых частиц, глины в комках; Удельная эффективная активность естественных радионуклидов; Содержание аморфных разновидностей диоксида кремния; Содержание серы и сульфидов и сульфатов, пирита; Содержание слюды, угля; Содержание галоидных соединений.
п. "Камни бортовые": Водопоглощение бетона камней; Расход бетона; Расход стали. п. "Смеси асфальтобетонные дорожные": Зерновой состав; Предел прочности; Сдвигоустойчивость; Содержание щебня; Пористость минеральной части. п. "Камни бортовые": Водопоглощение бетона камней; Расход бетона; Расход стали. п. "Битумы нефтяные, дорожные жидкие": Количество испарившегося разжижителя; Температура размягчения; Температура вспышки; Температура начала кипения; 96 % перегоняется при температуре. п. "Эмульсии дорожные, битумные": Устойчивость при перемешивании со смесями минеральных материалов; Условная вязкость; Сцепление; Остаток на сите; Содержание вяжущего с эмульгатором; Эластичность; Растяжимость. п. "Смеси асфальтобетонные дорожные": Зерновой состав; Предел прочности; Сдвигоустойчивость; Содержание щебня; Пористость минеральной части. п. "Щебень для дорожных работ": Содержание зерен пластинчатой и игловатой формы; Наименьший размер зерен; Содержание глины в комках; Эффективная удельная активность естественных радионуклидов; Содержание зерен слабых пород; Число циклов (замораживание-оттаивание). п. "Смеси бетонные готовые": Сопротивление бетона прониканию воздуха; Содержание фракций в крупном заполнителе; Средняя плотность крупного заполнителя; Удельная эффективная активность; Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы; Водоотделение; Средняя плотность мелкого заполнителя; Марка по морозостойкости; Раствороотделение .
По мнению Заявителя требования к характеристикам вышеуказанных товаров и материалов являются излишне завышенными. Конкретные значения по установленным характеристикам не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, все вышеуказанные значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок. Так, например, согласно п. 4.5.1 ГОСТ 8269.0-97 "Щебень и гравий из плотных горных пород и отходов промышленного производства для строительных работ. Методы физико-механических испытаний" содержание пылевидных и глинистых частиц в щебне определяют по изменению массы пробы после отмучивания пылевидных и глинистых частиц (размер частиц менее 0,05 мм).
На заседании Комиссии Управления представителем Заказчика не представлены документы и сведения, согласно которым конкретные значения по вышеуказанным и подобным характеристикам возможно указать участнику закупки без проведения испытаний конкретной партии товара.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация Заказчика составлена в нарушение п.1, п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
2. Согласно доводам жалобы, условные обозначения, отображающие требуемое значение, установлены Заказчиком также в столбце с требуемыми параметрами, а условные обозначения, отображающие требуемый параметр и требуемое значение, установлены Заказчиком в столбце с требуемыми значениями.
Комиссией Управления установлено, что в Форме 2 аукционной документации требования к значениям товаров неправомерно установлены в графе "требуемый параметр", так например для товара пр п. "Смеси бетонные тяжелого бетона" Заказчиком установлены слова "должна быть", "должен быть", "должно быть" в графе "Требование", а слова "не менее", "от и до", "менее", "не более" в графе "Требуемое значение",, что может вводить в заблуждение и повлечь ограничение количества участников закупки, а также препятствовать корректному определению параметров максимальных и (или) минимальных значений показателей и показателей, значения которых не могут изменяться, при формировании заявки на участие в аукционе, так как графа "Требуемый параметр", заполняемая Заказчиком при разработке документации об открытом аукционе в электронной форме, не подлежит корректировке участником закупки, в то время как графа "Требуемое значение", должна содержать максимальные и (или) минимальные значения показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования аукционной документации Заказчика составлены таким образом, что могут вводить в заблуждение участников закупки и препятствовать корректному определению параметров максимальных и (или) минимальных значений показателей и показателей, значения которых не могут изменяться, при формировании заявки на участие в электронном аукционе, и в нарушение положений п.1 ч.1 и ч.2 ст.33, п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе может повлечь ограничение количества участников закупки.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Лардис" на действия ГБУ г. Москвы "Жилищник Ярославского района" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1 ч.1 и ч.2 ст.33, п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии Заказчика обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии А.Т. Чшиев
Члены комиссии Р.Г. Осипов
Д.А. Сологов
Исп. Сологов Д.А. (495) 784-75-05 (доб. 180)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 31 мая 2018 г. N 2-57-6931/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.06.2018