Резолютивная часть объявлена 29.06.2018 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 04.07.2018
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Миронов А.Г. - Заместитель руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Капаклы А.Д. - Старший государственный инспектор отдела Управления.
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - не явились, уведомлены надлежащим образом.
рассмотрев жалобу Карасевича И.П. от 22.06.2018 N945-ж на действия Заказчика - Сургутская больница ФГБУЗ ЗСМЦ ФМБА России при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка изделий медицинских из латекса и резины (извещение N0387100010418000027) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
В доводах жалобы Заявитель указал следующее.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работ, услуг требованиям, которые установил уполномоченный орган, заказчик.
Требованиями статьи 22, 64 Закона о контрактной системе установлены обязательные условия по содержанию документации об аукционе и обоснованию начальной (максимальной) цены контракта. Из содержания данных норм, принципов прозрачности и доступности, предполагается, что все документы по закупке, размещенные на ЕИС должны содержать одинаковые условия в отношении объекта закупки, без наличия каких-либо противоречий и двусмысленного толкования.
Техническое задание должно быть подробным, детальным и давать ясное представление о потребностях и нуждах заказчика, заявка участника закупки должна соответствовать техническому заданию (Письмо Минэкономразвития России от 10 января 2017 года N Д28и-99).
Заказчик сформировал техническое задание и расчет начальной (максимальной) цены контракта из 8 позиций. В техническом задании по позиции N 7,8 прописаны перчатки хирургические. Общие характеристики: перчатки хирургические, стерильные для хирургических операций для персонала с аллергией на натуральный латекс. Размер 6-9 по заявке Заказчика. Однако, в РНМЦ по позициям N 7,8 указаны перчатки особо прочные, неопудренные размеры М, L.
В соответствии с п.3.1.1 Методических рекомендаций МР 3.5.1.0113-16 "Использование перчаток для профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, в медицинских организациях" (утв. Федеральной службой но надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Главным государственным санитарным врачом РФ 2 сентября 2016 г.), хирургические перчатки используются во время оперативных вмешательств. Они должны быть стерильными, повторять анатомическую форму кистей рук с разделением на правую и левую, в ряде случаев иметь удлиненную манжету и обладать сочетанием характеристик, которые обеспечивают высокую прочность перчаток.
Особо прочные перчатки предназначены для использования в условиях высокой степени риска заражения: скорая помощь, осмотр, забор крови, лабораторные исследования, т.е. такие перчатки обладают характеристиками диагностических перчаток, но не хирургических однозначно.
Помимо указанного, стоимость перчаток хирургических, которые указаны в техническом задании около 80 рублей, в РНМЦ указана стоимость перчаток особо прочных 23 рубля.
Обращаем внимание также на предмет закупки, поставка изделий медицинских из латекса и резины.
Напоминаем, в соответствии с п.3.2 ГОСТ Р 52239-2004 (ИСО 11193-1:2008) Перчатки медицинские диагностические одноразовые. Часть 1. В зависимости от материала перчатки изготовляют двух типов:
а) 1 - из латекса натурального каучука;
б) 2 - из нитрильного латекса, полихлоропренового латекса, раствора бутадиен-стирольного каучука, каучуковой эмульсии на основе сополимера бутадиен-стирола или раствора термоэластопласта. Тогда о какой резине (материале перчаток) может идти речь? При этом, в техническом задании описаны все перчатки только из латекса. Получается, предмет закупки также не отражает реальных потребностей Заказчика.
Согласно Письма Минэкономразвития России от 12 января 2017 года N ОГ-Д28-771 Заказчик формирует предмет заказа самостоятельно с учетом требований антимонопольного законодательства, исходя из собственных нужд.
Федеральным законом "О Защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ установлен запрет на недобросовестную конкуренцию путем введения в заблуждение, в частности п.14.2,
Не допускается недобросовестная конкуренция путем введения в заблуждение, в том числе в отношении:
1) качества и потребительских свойств товара, предлагаемого к продаже, назначения такого товара, способов и условий его изготовления или применения, результатов, ожидаемых от использования такого товара, его пригодности для определенных целей;
2) количества товара, предлагаемого к продаже, наличия такого товара на рынке, возможности его приобретения на определенных условиях, фактического размера спроса на такой товар;
3) места производства товара, предлагаемого к продаже, изготовителя такого товара, гарантийных обязательств продавца или изготовителя;
4) условий, на которых товар предлагается к продаже, в частности цены такого товара.
Заказчик до заседания Комиссии Управления направил письменные возражения по доводам жалобы, в которых указал следующее.
В Техническом задании по позициям N 7 и N8 указаны перчатки хирургические, которые аналогичны позициям, указанным в РНМЦ под N 7 и N 8.
Утверждение Заявителя в отношении того, что особо прочные перчатки не могут быть хирургическими, ошибочно.
Одним из примеров являются особо прочные хирургические перчатки - Orthopeg (пример - Приложение N1 к настоящему возражению). Характеристики данных хирургических перчаток подпадают под характеристики хирургических перчаток указанных в позициях N7 и N8 Технического задания и таблицы Расчета начальной максимальной цены контракта. При описании объекта закупки в техническом задании Заказчик руководствовался ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе" без отступлений и нарушений.
Так же нормативный документ по профилактике инфекционных заболеваний МР 3.5.1.0113-16 "Использование перчаток для профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, в медицинских организациях" утвержденный 02.09.2016 г. является методическими рекомендациями. Верховный суд РФ отметил, что методические рекомендации носят организационный характер и не являются актом реализации прав и обязанностей сторон.
Стоимость перчаток в расчете начальной максимальной цены контракта определен по методу сопоставимых рыночных цен (анализ рынка) с соблюдений рекомендаций утвержденных приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 г. N 567 "Об утверждении методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта". В своей жалобе Заявитель И.П. Карасевич явно завысил цену перчаток хирургических, чем пытается ввести стороны в заблуждение.
2. Предмет закупки "Поставка изделий медицинских из латекса и резины" подпадает под код ОКПД 2 22.19.60.111 Перчатки хирургические резиновые.
Резина и латекс производные от каучука изделия входят в одну группу. Латекс может быть произведен как на основе натурального каучука (ЛН), так и синтетического (ЛС). Что касается резины, то это вулканизированный каучук, чтобы его получить, добавляется сера с последующим нагревом обоих веществ. После чего, в зависимости от желаемых характеристик, к основе присоединяют различные синтетические смеси.
В соответствии с общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОКПД 2, закупаемые медицинские изделия относятся к одной категории 22.19.60.110 "Перчатки резиновые", включающей в себя подкатегории (разновидности): 22.19.60.111 "Перчатки хирургические резиновые" , 22.19.60.119 "Перчатки резиновые прочие".
Синтетические перчатки применяются при наличии у медицинского работника аллергии к белкам натурального латекса, а так же при контакте с химически агрессивными веществами.
В позициях N7 и N8 перчаток хирургических присутствует материал Полихлоропрен, заявленный Заказчиком. Данный вариант материала присутствует в п. 3.2. ГОСТ Р 52238-2004. В соответствии с п.4.10, Методические рекомендации 3.5.1.0113-16 Роспотребнадзор 2016 г. "полихлоропрен чаще используется при производстве хирургических перчаток и он устойчив к спиртам, костным цементам и цитостатикам". Указанные среды используются при оперативных вмешательствах.
В соответствии с письмом Министерства экономического развития РФ от 12 января 2017 г. N ОГ-Д28-771 "О разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Закон N 44-ФЗ регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (часть 1 статьи 1 Закона N 44-ФЗ). Однако положения Закона N 44-ФЗ не регламентируют вопросы формирования лотов при осуществлении закупок товаров, работ, услуг. При этом частью 3 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов. Таким образом, заказчик формирует предмет заказа самостоятельно с учетом требований антимонопольного законодательства, исходя из собственных нужд.
Предмет закупки Заказчика, "Поставка изделий медицинских из латекса и резины", не содержит технологически и функционально не связанные между собой товары, работы, услуги и в полном объеме отражает реальную потребность Заказчика в товаре, с учетом антимонопольного законодательства, исходя из собственных нужд.
В техническом задании на поставку изделий медицинских из латекса и резины, Заказчик конкретно указал, что ему требуется, указаны характеристики качества товара, использования, количества, а так же аргументирована начально (максимальная) контракта.
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
нии объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
При этом документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям; указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилом использования при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, следующую информацию: 1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 названного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; 2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 названного Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик услуг, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара, работы, услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка изделий медицинских из латекса и резины (извещение N0387100010418000027) размещены на официальном сайте единой информационной системы 14.06.2018.
По доводам Заявителем того, что в техническом задании и расчете начальной (максимальной) цены контракта имеется разночтение в названиях перчаток, Комиссия Управления отмечает следующее.
Частью 1 статьи 99 Закона о контрактной системе установлено, что в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами, правовыми актами, определяющими функции и полномочия государственных органов и муниципальных органов, контроль в сфере закупок осуществляют следующие органы контроля в пределах их полномочий:
1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципального района, органы местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок;
2) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами;
3) органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 99 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 настоящей статьи, с учетом части 4 настоящей статьи.
Пунктом 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе установлено, что контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график, осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Таким образом, полномочия по контролю за обоснованием начальной (максимальной) цены контракта отнесены к компетенции органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, к которым Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы не относятся.
Согласно техническому заданию Заказчику требуются Перчатки смотровые латексные разных размеров, Перчатки хирургические.
Описание закупки содержит максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться
Изучив техническое задание Комиссия Управления приходит к выводу, что в документации об электронном аукционе указаны показатели, необходимые для определения соответствия предлагаемой продукции потребностям заказчика, нарушения Закона о контрактной системе в действиях Заказчика не установлены.
По доводу Заявителя о том, что в техническом задании описаны все перчатки только из латекса в то время как в соответствии с ГОСТ Р 52239-2004 перчатки изготовляют двух типов: 1) из латекса натурального каучука, 2) нитрильного латекса, полихлоропренового латекса, раствора бутадиен-стирольного каучука, каучуковой эмульсии на основе сополимера бутадиен-стирола или раствора термоэластопласта, Комиссия Управления отмечает, что ГОСТ Р 52239-2004 не содержит обязанности Заказчиков закупать все типы перчаток.
Жалоба Карасевича И.П. рассмотрена Комиссией Управления в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и Административного регламента ФАС России от 19 ноября 2014 N727/14 по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В рамках рассмотрения данной жалобы Комиссия Управления не вправе давать оценку действиям Заказчика в части наличия либо отсутствия нарушений Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", так как дела о нарушении антимонопольного законодательства рассматриваются по процедуре, предусмотренной Законом о защите конкуренции и Административным регламентом ФАС России от 25.05.2012 N339 по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу Карасевича И.П. от 22.06.2018 N945-ж на действия Заказчика - Сургутская больница ФГБУЗ ЗСМЦ ФМБА России при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка изделий медицинских из латекса и резины (извещение N0387100010418000027) необоснованной.
2. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Миронов А.Г.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Капаклы А.Д.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 29 июня 2018 г. N 03/ПА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.07.2018