Резолютивная часть объявлена 04.07.2018 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 05.07.2018
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Миронов А.Г. - Заместитель руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Воросцова Е.Е. - Эксперт отдела Управления.
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Уполномоченного органа - не явились, уведомлены надлежащим образом.
рассмотрев жалобу ООО "Контракт" (ИНН 2366004339, ОГРН 1182375036744) от 27.06.2018 N966-ж на действия Заказчика - УКСИР АДМИНИСТРАЦИИ БЕРЕЗОВСКОГО РАЙОНА, Уполномоченного органа - АДМИНИСТРАЦИЯ БЕРЕЗОВСКОГО РАЙОНА при проведении электронного аукциона, предметом которого является завершение строительства объекта: "Детский сад на 60 мест в с. Саранпауль Березовского района" (извещение N0187300012418000136) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона.
В доводах жалобы Заявитель указал следующее.
1. Заказчик подготовил документацию о закупке с нарушением ФЗ-44 части 3 статьи 33, чем ограничил возможность участия нас в качестве поставщиков, т.к. для предоставления нами надлежащего предложения и согласия на поставку товара и итогов выполнения работ по заданным критериям, нам необходимо приобрести и испытать всю партию товара заранее.
При участии в данной закупки, мы бы автоматически приняли условия документации Заказчика, которая выполнена с намеренными нарушениями ФЗ для ограничения числа участников, а, следовательно, ограничивающая конкуренцию и создающая предпосылки для коррупционных схем по продвижению единственного участника по максимальной цене, либо с минимальным падением.
Заказчиком установлены требования к компонентам товара и (или) испытаниям товара и (или) показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, приводят к ограничению количества участников закупки, ограничивают возможность участников закупки предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в аукционе.
Так, согласно извещению о проведении электронного аукциона, документации об аукционе:
ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
3. Основные товары (материалы) используемые Подрядчиком при выполнении работ:
2. Бетон тяжелый
Содержание первой фракции в диапазоне не более, нижняя граница диапазона 20 % верхняя граница диапазона 75%, содержание второй фракции в диапазоне не более, нижняя граница диапазона 15 % верхняя граница диапазона 40 % и (или) содержание третьей фракции в диапазоне не более, нижняя граница диапазона 40 % верхняя граница диапазона 65 %
4. Щебень из горных пород для строительных работ
Содержание зерен слабых пород по массе не более 15% (значение неизменяемое) или, не более 10% (значение неизменяемое)
6. Песок природный для строительных работ
Содержание зерен крупностью: свыше 10 мм (значение неизменяемое) не более 5 % по массе. Содержание зерен крупностью: менее 0,16 мм (значение неизменяемое) не более 20 % по массе. Содержание зерен крупностью: свыше 5 мм (значение неизменяемое) не более 20 % по массе.
Полный остаток на сите N 063: в диапазоне свыше 30 до 45 % по массе (значение неизменяемое) или, в диапазоне свыше 10 до 30 % по массе (значение неизменяемое). - чтобы нам соответствовать этому требованию Заказчика, прямо установленному в закупочной документации, а не опосредовано через стандарт, нам необходимо до подачи заявки купить партию песка, приобрести лицензию на право проводить испытания материалов, приобрести сито с указанным в требовании диаметром отверстий, просеять весь заранее купленный песок, взвесить весь остаток на сите, выдать заключение о его соответствии требованию Заказчика. Если не соответствует требованию - закупать и испытывать новую партию
11. Грунтовка
Массовая доля нелетучих веществ, % должна быть в диапазоне 54-60
23. Винты самонарезающие с полукруглой головкой
Недовод резьбы не более 1,0 мм или не более 0,8 мм
30. Маты прошивные из минеральной ваты без обкладок
Сжимаемость не более 20% (значение неизменяемое) или, не более 25% (значение неизменяемое).
Упругость не менее 90 % (значение неизменяемое).
Разрывная нагрузка не менее 100 Н (значение неизменяемое) или, не менее 120 Н (значение неизменяемое)
38. Кабель силовой
Электрическое сопротивление 1 км жилы при температуре 20°С не более 7,41 Ом (значение неизменяемое) или, не более 7,56 Ом (значение неизменяемое) - а в данном случае чтобы наш товар соответствовал этому требованию Заказчика, необходимо закупить партию кабеля и, например, найти специализированную лабораторию, которая небезвозмездно проведет испытания нашей партии при указанной температуре на сопротивление и выдаст заключение о соответствии, которое мы должны будем предоставить Заказчику. Если кабель не будет соответствовать по данному параметру, то мы должны приобрести новую партию и снова отдать на испытания
Аналогичные требования к химическому составу и (или) компонентов товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, установлены по ряду иных позиций с товарами закупочной документации.
Требуются испытания партии для определения вышеуказанных характеристик на каждую партию в независимости от того, требует ли Заказчик указать конкретные или диапазонные значения, поскольку Заказчик установил данные значения характеристик прямо в задании, а не опосредовано через какой-либо стандарт.
Участнику необходимо либо самому обладать лицензией и спецоборудованием для проведения таких испытаний, либо обращаться к специализированным лабораториям, предварительно купив партии этих материалов, чтобы документально подтвердить для Заказчика полное соответствие материала его требованиям. Если же эти характеристики выписаны из технических стандартов, тогда получается задвоение требований: Участник дважды должен подтвердить соответствие - один раз - сертификатом соответствия от производителя, второй раз подтвердить строку с характеристикой материала из технического задания - документом собственных испытаний, поскольку его заявка должна соответствовать каждому требованию Заказчика.
Включение заказчиком в Техническое задание требований к товарам, не являющихся объектом закупки, к результату работ, к производителю товара, к составным частям, к показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, является излишним.
В силу части 6 статьи 66 ФЗ "О контрактной системе" требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 указанной статьи документов и информации, не допускается.
Следовательно, при описании характеристик товаров Заказчиком не соблюдены требования к составу первой части заявки.
Таким образом, Заказчик нарушил часть 6 статьи 66 ФЗ "О контрактной системе".
Доказательства того, что у Заказчика не имелось иного способа описания объекта закупки, которое обеспечивало бы более точное и четкое (более объективное) понятие его характеристик, в материалы дела не были представлены.
РЕШЕНИЕ ФАС N17-РЗ-04-17 от 20 января 2017 г. г. Астрахань
В рамках оказания методической помощи территориальным органам ФАС России, с целью формирования единообразной практики ФАС России направляет территориальным органам для использования в работе информационные письма.
Дополнительно ФАС России обращает внимание территориальных органов ФАС России на необходимость учета позиции, изложенных в таких письмах, при осуществлении контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также на необходимость доведения позиций, изложенных в таких письмах, до сведения всех сотрудников территориальных органов ФАС России.
Так, согласно Письму ФАС России от 1 июля 2016 года N ИА/44536/16 ФАС России сообщает территориальным органам ФАС России о необходимости учета позиций, изложенных в настоящем письме, при осуществлении полномочий по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, а именно:
"При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке." (цитата из Письма ФАС России от 1 июля 2016 года N ИА/44536/16).
Позиция ФАС России также подтверждается решениями ФАС России:
- ФАС России от 13 октября 2014 г. по делу К-1474/14 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок;
- ФАС России от 4 февраля 2015 г. по делу N К-94/15 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок;
- ФАС России от 17 августа 2015 г. по делу N К-987/15 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок;
- ФАС России от 24 августа 2015 г. по делу N К-1018/15 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок;
- ......................................................................... .................... и т.д.
Мы не приняли участие в закупке, чтобы бессмысленно не замораживать деньги на обеспечение заявки, так как мы бы не смогли заполнить заявку достоверными значениями характеристик и нас бы отклонили. Тем самым нам ограничили доступ к участию в данной закупочной процедуре.
Таким образом, в случае установления Заказчиком требований к описанию участниками закупок в составе заявок химического состава и (или) компонентов товара, показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства такие действия нарушают требования пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе.
Обращаем внимание комиссии территориального органа ФАС России, с учетом требований ч. 3.35 Раздела III Административного регламента ФАС, а также указаний, изложенных в письме ФАС России от "01" июля 2016 г. ИА/44536/16, в результате рассмотрения настоящей жалобы, с целью формирования единого и четкого подхода в применении норм Федерального закона о контрактной системе, а также недопущения подобных нарушений в дальнейшем, Комиссия обязана выдать предписание об устранении допущенных нарушений, путем аннулирования торгов, или внесением изменений в документацию о таком аукционе
2. Заказчик неправомерно установил требование о соответствии работ и материалов, используемых при их выполнении, недействующим стандартам:
Часть 2. Техническое задание (НА РАЗМЕЩЕНИЕ) (1).doc
ГОСТ 17608-91 ГОСТ 30493-96 ГОСТ 5781-82 ГОСТ 12820-80
ФЗ-44. Статья 33. Правила описания объекта закупки
1. Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
Такого же мнения по данному вопросу придерживаются, в частности, комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России, которое отражено в Решении по жалобам N 04-01/272-2018 от 19.06.2018 г.
3. Заказчиком нарушены части 4, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе - не установлены штрафы для случая неисполнения Исполнителем обязательств, не имеющих стоимостного выражения.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно частям 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа, пени устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 утверждены новые Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила).
В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации. При этом согласно требованиям части 6 статьи 65, части 2 статьи 70 Закона о контрактной системе по истечении срока для внесения изменений в документацию об электронном аукционе не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта, за исключением необходимости включения в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе, цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника.
В соответствии с требованиям частей 1, 2 статьи 70 Закона о контрактной системе по результатам проведения аукциона заказчик заключает контракт с победителем аукциона путем внесения в проект контракта цены, предложенной победителем, и информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке участника-победителя, т. е. на стадии заключения контракта не предусмотрена возможность изменения заказчиком других положений проекта контракта, кроме указанных, по истечении срока для внесения изменений в документацию об электронном аукционе.
Исходя из вышеприведенных доводов можно заключить, что заказчиком в проекте контракта установлены не все надлежащие размеры штрафов, начисляемых исполнителю за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ строительных по благоустройству города Белоярский (извещение N0187300008518000073) размещены на официальном сайте единой информационной системы 02.03.2018.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является завершение строительства объекта: "Детский сад на 60 мест в с. Саранпауль Березовского района" (извещение N0187300012418000136) размещены на официальном сайте единой информационной системы 09.06.2018.
Разделом 3 технического задания утверждены Основные товары (материалы) используемые Подрядчиком при выполнении работ (далее - Перечень).
В соответствии с пунктом 24 раздела 1 аукционной документации первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие на выполнение работ или оказание услуги на условиях, предусмотренных настоящей документацией, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным в разделе 3 части II "ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ" настоящей документации, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Пункты Перечня, на которые ссылается Заявитель, описаны Заказчиком с применением неизменяемых значений и диапазонных показателей.
Комиссия Управления отмечает, что установленные показатели и характеристики в техническом задании не противоречат части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, согласно которой документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно инструкции по заполнению заявки, при подаче сведений участниками закупки должны применяться обозначения (единицы измерения, наименования показателей, технических, функциональных параметров) в соответствии с обозначениями, установленными в разделе 3 части 2 Технического задания.
Раздел I "конкретные значения"
Участник предлагает одно конкретное значение, за исключением описания диапазонных значений (Раздел II), в случае применения заказчиком в техническом задании при описании значения показателя с использованием следующих слов (знаков):
- слов "не менее", "не ниже" - участником предоставляется значение равное или превышающее указанное;
- слов "не более", "не выше" - участником предоставляется значение равное или менее указанного;
- слов "менее", "ниже" - участником предоставляется значение меньше указанного;
- слов "более", "выше", "свыше" - участником предоставляется значение превышающее указанное;
- слов "не менее и не более", "не менее, не более", "не менее не более", "не менее; не более", "не менее/не более" - участником предоставляется одно конкретное значение в рамках значений верхней и нижней границы;
- слов "до" - участником предоставляется значение меньше указанного, за исключением случаев, когда указанное значение сопровождается словом "включительно" либо используется при диапазонном значении;
- слов "от" - участником предоставляется указанное значение или превышающее его;
- слов "от_ до_" - участником предоставляется одно конкретное значение в рамках значений;
- со знаком "+/-" (например - погрешность) - участником предоставляется конкретное цифровое значение с указанием знака "+/-";
- знака "-" - участником предоставляется конкретное цифровое значение.
В случае применение заказчиком в техническом задании перечисления значений показателя через союз "и", знаки "," ";", "/" - участник указывает все перечисленные значения показателя, при использовании союзов "или", "либо" - участники выбирают одно из значений. При использовании "и (или)" - участник предлагает одно или несколько значений показателя (на свой выбор). При этом при перечислении всех значений данного показателя участнику необходимо использовать союз "и", знаки ";" ",". При одновременном использовании знаков "," и союзов "или", "либо" участник указывает все значения показателя до союза "или", "либо" или значение указанное после союза "или", "либо" (например: 1, 2, 3 или 4; участник предлагает: вариант1 - 1, 2, 3; вариант 2 - 4).
Если показатель указан с использованием нескольких значений, требование слова (знака) применяются к каждому значению следующим после слова (знака), до нового слова или знака описывающего значение показателя (например: не менее 5*10 - слово (знак) "не менее" применяется к значению 5 и к значению 10).
Раздел II "диапазонные значения"
В случае, если заказчик в техническом задании перед значением показателя прописал слово "диапазон", участник должен предложить диапазонное значение в указанных границах заданными техническим заданием:
В случае применения заказчиком в техническом задании при описании диапазона:
- со знаком "-" - участник в заявке предлагает диапазонное значение, заданное техническим заданием (включаются верхние и нижние значения границ диапазона);
- со словами "диапазон может быть расширен" - участником представляется диапазон в рамках равных значениям верхней и нижней границы диапазона, либо значения расширяющие границы диапазона;
- если в Техническом задании устанавливается диапазонное значение, сопровождаемое словами "диапазон должен быть не менее от_- до", или "диапазон должен быть не более от_- до_", участник предлагает конкретные значения верхней и нижней границ диапазона показателя, соответствующие заявленным требованиям, но без сопровождения словами "должен быть не менее", "должен быть не более", допускается использование знака "-";
- при использовании в описании диапазона предлогов "от" и "до" предельные значения входят в диапазон, допускается использование знака "-".
Раздел III "общие сведения"
Если характеристики товара содержатся в колонке "Значения показателей, которые не могут изменяться (неизменяемое)" - участник не вправе изменять указанные значения.
В случае, если предложение с описанием характеристик товара сопровождается термином "значение (ия) неизменяемое (ые)", "неизменяемое (ые)", то требование о неизменности применяется относительно всего текста, который изложен перед данным термином от начала предложения, либо от знаков препинания "," ";", при их наличии в предложении, и до термина "значение(ия) неизменяемое (ые)", "неизменяемое (ые)" включительно.
Например: требования технического задания - "_, пропорции смеси 4,8-5,3 литра воды на не менее 25 кг клея (значение неизменяемое)" - участник в своей заявке должен предложить: "_, пропорции смеси 4,8-5,3 литра воды на не менее 25 кг клея (значение неизменяемое)."
При предоставлении участниками конкретных значений показателей необходимо исключить употребление слов и словосочетаний: "или", "либо", "и (или)", "должен быть/иметь", "должна быть/иметь", "должны быть/иметь", "может", "в основном", "и другое", "в пределах", "ориентировочно", "не более", "не менее", "не ранее", "не хуже", "не выше", "не ниже", "до" (за исключением диапазонных значений), "от" (за исключением диапазонных значений), "более", "менее", "выше", "ниже", "возможно" за исключением случаев, когда характеристика товара указана в колонке "Значения показателей, которые не могут изменяться (неизменяемое)" либо предложение с описанием характеристик товара сопровождается термином "значение (ия) неизменяемое (ые)", "неизменяемое (ые)" .
При использовании заказчиком в разделе 3 части 2. Технического задания вышеуказанных терминов участник предлагает цифровое значение.
Таким образом, по мнению Комиссии Управления, в соответствии с инструкцией участникам в первой части заявки участникам необходимо указать неизменяемые показатели без их изменения, иные показатели в соответствии с инструкцией по заполнению заявки и ГОСТами, при этом, указание в первой части заявки неизменяемых и иных показателей из технического задания не свидетельствует об установлении Заказчиком и Уполномоченным органом требований об указании участниками закупки в заявках показателей товара, относящихся не к показателям самого товара, а к его составным частям, химическим показателям составных частей товара, результатам испытаний товара и другим физико-химическим свойствам, которые не могут быть известны участнику закупки.
На основании вышеизложенного, нарушения Закона о контрактной системе не установлены.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Комиссия Управления отмечает, что доводы и документы, подтверждающие доводы Заявителя о том, что в аукционной документации установлены требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, Заявителем не представлены.
2. Разделом 3 технического задания утверждены Основные товары (материалы) используемые Подрядчиком при выполнении работ (далее - Перечень).
Согласно пункту 24 раздела 1 аукционной документации первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие на выполнение работ или оказание услуги на условиях, предусмотренных настоящей документацией, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным в разделе 3 части II "ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ" настоящей документации, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с пунктами 40, 49, 57, 73 Перечня Заказчику требуются
Плиты бетонные тротуарные. Прямоугольные плиты или фигурные плиты или квадратные плиты. Марка: 3К.6 или 1П.6 или 1Ф7.7 или 2Ф7.7. Длина не менее 300 мм не более 400 мм. Ширина не менее 250 мм не более 330 мм. Толщина: 70 мм или 60 мм. Количество плит в 1 м2 не менее 8,90 шт. не более 13,99 шт. ГОСТ 17608-91.
Умывальники: полуфарфоровые или фарфоровые; должны быть с смесителем с верхней камерой смешивания, кронштейнами, сифоном бутылочным латунным и выпуском, со скрытыми установочными поверхностями без спинки; Величина умывальника первая или вторая; размеры: длина 550 мм или 400-500 мм; ширина не менее 300 мм или не менее 420 мм; Высота не менее 135 мм или не менее 150 мм. ГОСТ 30493-96.
Сталь горячекатаная для армирования железобетонных конструкций. Номинальный диаметр стержня более 8 мм. Площадь поперечного сечения стержня более 0,503 см2. Класс арматурной стали А-I (А240) или А-II (А300). Марка стали Ст5сп, Ст5пс или Ст3кп, Ст3пс, Ст3сп. ГОСТ 5781-82.
Фланцы стальные плоские приварные с соединительным выступом. Условное давление 1,6 Мпа (16 кгс/см2) или 2,5 Мпа (25 кгс/см2). Проход условный более 25 мм. Масса более 1,17 кг. ГОСТ 12820-80.
Вместе с тем, в соответствии с информацией Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии ГОСТ 17608-91 заменен на ГОСТ 17608-2017, ГОСТ 30493-96 заменен на ГОСТ 30493-2017, ГОСТ 5781-82 заменен на ГОСТ 34028-2016, ГОСТ 12820-80 заменен на ГОСТ 33259-2015.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
На основании вышеизложенного, в действиях Заказчика установлено нарушение части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе.
3. В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно частям 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
09.09.2017 вступило в силу Постановление Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063".
По мнению Заявителя, заказчиком в проекте контракта установлены не все надлежащие размеры штрафов, начисляемых исполнителю за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Условия, согласно которым в контракт должны включаться все размеры штрафов предусмотренные Правилами, включая случаи когда цена контракта (этапа) составляет от 5 млрд. рублей до 10 млрд. рублей (включительно), законодательством о контрактной системе не предусмотрена.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
По мнению Комиссии Управления, Заявителем к жалобе не представлено достаточных доказательств того, что указанная в проекте контракта ответственность сторон нарушает требования законодательства о контрактной системе и влечет невозможность исполнения подрядчиком условий контракта.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу об отсутствии нарушений законодательства о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (Зарегистрировано в Минюсте России 27.02.2015 N 36262) Комиссия при рассмотрении жалобы проводит в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе и настоящим Регламентом внеплановую проверку соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при определении поставщика (подрядчика, исполнителя). Внеплановая проверка проводится одновременно с рассмотрением жалобы.
При этом проверяется соответствие действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, в том числе не указанных в жалобе, а также документов по организации и осуществлению закупки, являющейся предметом жалобы, требованиям законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссия Управления установлено следующее.
4. В соответствии с частью 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
15.05.2017 Правительство Российской Федерации своим Постановлением N570 (далее - Постановление РФ N570) утвердило виды работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам.
Пунктом 2 Постановления РФ N570 установлено, что:
а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке;
б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" настоящего пункта, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять:
- не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.;
- не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 г.
в) порядок определения размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, устанавливается Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила), о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063".
Пунктом 7 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042, установлена ответственность подрядчика за ненадлежащее исполнение обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, размер штрафа устанавливается в размере 5 процентов стоимости указанных работ.
Приложением 4 к проекту контракта установлен перечень работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по муниципальному контракту.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Комиссия Управления приходит к выводу о том, что ответственность подрядчика, предусмотренная пунктом 7 Правил, в обязательном порядке должна быть включена в проект контракта, в случае установления аукционной документацией и проектом контракта видов работ, которые Подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц.
Ответственность Подрядчика, предусмотренная пунктом 7 Правил, в проекте контракта отсутствует.
На основании вышеизложенного, в действиях Заказчика установлено нарушение части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе.
5. В соответствии с частью 23 статьи 34 Закона о контрактной системе, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.
Согласно части 24 статьи 34 Закона о контрактной системе, указанная в части 23 настоящей статьи информация предоставляется заказчику поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в течение десяти дней с момента заключения им договора с соисполнителем, субподрядчиком. При этом в контракте должна быть предусмотрена ответственность за непредоставление указанной информации путем взыскания с поставщика (подрядчика, исполнителя) пени в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены договора, заключенного поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с соисполнителем, субподрядчиком в соответствии с настоящей частью. Пеня подлежит начислению за каждый день просрочки исполнения такого обязательства.
Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 N775 установлен размер начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которых в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем 10 процентов цены контракта:
100 млн. рублей - при осуществлении закупки для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд.
Согласно извещению N0187300012418000136 начальная (максимальная) цена контракта составляет 101 740 970,00 руб., источник финансирования бюджет Березовского района.
Ответственность Подрядчика, предусмотренная частью 24 статьи 34 Закона о контрактной системе, в проекте контракта отсутствует.
На основании вышеизложенного, в действиях Заказчика установлено нарушение части 24 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Согласно части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В ходе заседания Комиссия Управления приходит к выводу, что нарушение части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе не повлияло на результаты торгов, в связи с чем, необходимость выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении нарушения части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, отсутствует.
По нарушениям части 4 статьи 34, части 24 статьи 34 Закона о контрактной системеКомиссия Управления приходит к выводу об отсутствии необходимости выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, в виду ранее выданного по жалобе ООО "Перспектива" от 25.06.2018 N956-ж.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "Контракт" (ИНН 2366004339, ОГРН 1182375036744) от 27.06.2018 N966-ж на действия Заказчика - УКСИР АДМИНИСТРАЦИИ БЕРЕЗОВСКОГО РАЙОНА, Уполномоченного органа - АДМИНИСТРАЦИЯ БЕРЕЗОВСКОГО РАЙОНА при проведении электронного аукциона, предметом которого является завершение строительства объекта: "Детский сад на 60 мест в с. Саранпауль Березовского района" (извещение N0187300012418000136) частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - УКСИР АДМИНИСТРАЦИИ БЕРЕЗОВСКОГО РАЙОНА нарушение части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Заказчика - УКСИР АДМИНИСТРАЦИИ БЕРЕЗОВСКОГО РАЙОНА нарушение части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе.
4. Признать в действиях Заказчика - УКСИР АДМИНИСТРАЦИИ БЕРЕЗОВСКОГО РАЙОНА нарушение части 24 статьи 34 Закона о контрактной системе.
5. Обязательное для исполнения предписание не выдавать в виду ранее выданного по жалобе ООО "Перспектива" от 25.06.2018 N956-ж
6. Передать уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе к административной ответственности.
7. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Миронов А.Г.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Воросцова Е.Е.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 4 июля 2018 г. N 03/ПА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.07.2018