Резолютивная часть решения объявлена 29 июня 2018 года
Решение изготовлено в полном объеме 04 июля 2018 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председателя Комиссии - руководителя управления Паутова И.Г., членов Комиссии: начальника отдела контроля закупок Лебедевой С.Н., главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Смирновой Т.А.,
с участием:
от заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Ремточстрой Инжиниринг" (далее также - ООО "Ремточстрой Инжиниринг", заявитель, общество), представителя не направили, о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом,
от заказчика, муниципального бюджетного учреждения "Управление городского хозяйства" (далее также - МБУ "Управление городского хозяйства", заказчик), представителя по доверенности Молчановой Н.С.,
от оператора торговой площадки, акционерного общества "Электронные торговые системы", представителя не направили, о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Ремточстрой Инжиниринг" на действия заказчика, МБУ "Управление городского хозяйства", при проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по ремонту дворовых территорий многоквартирных домов N 4, 6, 10а по ул. Расторгуева городского округа город Рыбинск (извещение N 0371300147318000059) (далее также - электронный аукцион, аукцион, закупка) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе
в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, закон), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент, утвержденный приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14),
УСТАНОВИЛА:
22.06.2018 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее - Ярославское УФАС России) поступила жалоба ООО "Ремточстрой Инжиниринг" на действия заказчика, МБУ "Управление городского хозяйства", при проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по ремонту дворовых территорий многоквартирных домов N 4, 6, 10а по ул. Расторгуева городского округа город Рыбинск (извещение N 0371300147318000059) (далее - жалоба).
Заявитель полагает, что документация о данном электронном аукционе утверждена заказчиком с нарушениями действующего законодательства о контрактной системе в сфере закупок: при описании объекта закупки заказчиком установлены требования к ряду значений показателей используемых при выполнении работ, являющихся объектом данной закупки, товаров не в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе в сфере закупок, что, по мнению заявителя, приводит к ограничению общего числа участников закупки.
Таким образом, заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласился, представил письменные пояснения по существу жалобы, просит признать жалобу необоснованной.
Заслушав мнения сторон и изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Заказчиком, МБУ "Управление городского хозяйства", в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) 09.06.2018 размещено извещение N 0371300147318000059 о проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по ремонту дворовых территорий многоквартирных домов N 4, 6, 10а по ул. Расторгуева городского округа город Рыбинск вместе с документацией об электронном аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 10 561 562,86 руб.
Согласно части 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Исходя из пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Из буквального толкования названных норм закона следует, что в зависимости от своих потребностей заказчик в документации о закупке должен установить требования к объекту закупки с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение конкурентной среды при проведении закупок для государственных нужд.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что при описании объекта закупки должны использоваться показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Таким образом, при формировании описания объекта закупки заказчику в данном случае предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик используемых при выполнении работ товаров, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребностям.
В данном случае закупка проводится в интересах заказчика, МБУ "Управление городского хозяйства".
Согласно извещению и документации об электронном аукционе объектом данной закупки является выполнение работ по ремонту дворовых территорий многоквартирных домов N 4, 6, 10а по ул. Расторгуева городского округа город Рыбинск. Описание объекта закупки содержится в разделе 2 "Техническая часть" документации об электронном аукционе.
Так, в пункте 6 раздела 2 "Техническая часть" документации об электронном аукционе заказчиком установлены требования к товарам (материалам), используемым при выполнении работ, являющихся объектом рассматриваемой закупки, и представление которых, соответственно, предусмотрено в составе первых частей заявок на участие в закупке, оформленные в виде таблицы.
Из содержания данной таблицы следует, что заказчиком определен перечень необходимых для выполнения работ товаров, их характеристики, включающие в себя наименование показателя и соответствующее ему допустимое значение, а также единицы измерения, в соответствии с которыми установлены такие показатели, в том числе:
Наименование, характеристики, параметры |
Показатели, установленные документацией об электронном аукционе |
Битум БНД 60-90 ГОСТ 22245-90 "Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия" | |
Глубина проникания иглы, 0,1 мм при 25о С при 0о С |
61- 90 не менее 20 |
Температура размягчения по кольцу и шару |
не ниже 47о С |
Растяжимость при 25о С при 0о С |
не менее 55 см не менее 3,5 см |
Температура хрупкости |
не выше -15о С |
Температура вспышки |
не ниже 230о С |
Изменение температуры размягчения после прогрева |
не более 5оС |
Горячая плотная мелкозернистая асфальтобетонная смесь типа Б марки II для устройства верхнего слоя покрытия ГОСТ 9128-2013 "Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия" | |
Предел прочности при сжатии при температуре 50 °С, МПа: |
не менее 1,0 |
Предел прочности при сжатии при температуре 20 °С, МПа: |
не менее 2,2 |
Предел прочности при сжатии при температуре 0 °С, МПа: |
не более 12,0 |
Водостойкость: |
не менее 0,85 |
Водостойкость при длительном водонасыщении: |
не менее 0,75 |
Сдвигоустойчивость по коэффициенту внутреннего трения: |
не менее 0,81 |
Сдвигоустойчивость по сцеплению при сдвиге при температуре 50 °С, МПа: |
не менее 0,35 |
Трещиностойкость по пределу прочности на растяжение при расколе при температуре 0°С и скорости деформирования 50 мм/мин, МПа: |
не менее 3,0 - не более 6,5 |
Водонасыщение образцов, отформованных из смеси, % по объему: |
от 1,5 до 4,0 |
Водонасыщение вырубок и кернов готового покрытия % по объему: |
Не более 4,5 |
Пористость минеральной части асфальтобетона, %: |
от 14 до 19 |
Остаточная пористость %: |
свыше 2,5 до 5,0 |
Коэффициент вариации для асфальтобетонной смеси по пределу прочности при сжатии при температуре 50 °С: |
не более 0,18 |
Горячая пористая крупнозернистая асфальтобетонная смесь марки II для устройства нижнего слоя покрытия ГОСТ 9128-2013 "Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия" | |
Температура смеси при отгрузке |
от 145 о С до 155о С |
Размер минеральных зерен |
до 40 мм |
Остаточная пористость |
От 5% до 10% |
Пористость минеральной части асфальтобетона |
не более 23% |
Водонасыщение по объему |
Свыше 4,0% до 10,0% |
Горячая песчаная асфальтобетонная смесь тип Г марки II для устройства слоя покрытия на тротуарах ГОСТ 9128-2013 "Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия" | |
Температура смеси при отгрузке |
от 145 о С до 155о С |
Водонасыщение образцов, отформованных из смеси, % по объему: |
От 1,0 до 4,0 |
Водонасыщение вырубок и кернов готового покрытия % по объему: |
Не более 4,5 |
Предел прочности при сжатии при температуре 50°С, МПа: |
не менее 1,2 |
Предел прочности при сжатии при температуре 20°С, МПа: |
не менее 2,2 |
Предел прочности при сжатии при температуре 0°С, МПа: |
не более 12,0 |
Водостойкость: |
не менее 0,85 |
Водостойкость при длительном водонасыщении: |
не менее 0,75 |
Сдвигоустойчивость по коэффициенту внутреннего трения: |
не менее 0,80 |
Сдвигоустойчивость по сцеплению при сдвиге при температуре 50°С, МПа: |
не менее 0,36 |
Трещиностойкость по пределу прочности на растяжение при расколе при температуре 0°С и скорости деформирования 50 мм/мин, МПа: |
не менее 3,0 - не более 6,5 |
Пористость минеральной части асфальтобетона, %: |
не более 22 |
Остаточная пористость, %: |
свыше 2,5 до 5,0 |
Коэффициент вариации для асфальтобетонной смеси по пределу прочности при сжатии при температуре 50°С: |
не более 0,18 |
Как пояснил на заседании Комиссии представитель заказчика, установление приведенных выше показателей товаров, используемых при выполнении работ в рамках настоящей закупки, обусловлено объективными потребностями заказчика и, свою очередь, не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе. В то же время заказчик при осуществлении закупки не имеет возможности установить требования к работам, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация об электронном аукционе также должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей (часть 2 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
На основании подпункта "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (в редакции закона, действовавшей на момент размещения в единой информационной системе извещения о проведении рассматриваемого электронного аукциона) при заключении контракта на выполнение работ, для выполнения которых используется товар, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника такого аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В пункте 6 раздела 1 "Информационная карта электронного аукциона" документации об электронном аукционе заказчиком определены требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе, инструкция по ее заполнению, согласно которым первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника такого аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Предлагаемый в заявке товар описывается в соответствии с рекомендуемой формой и инструкцией по ее заполнению, представленными в приложении N 1 к документации электронного аукциона.
При этом в документации об электронном аукционе заказчиком не установлено требование о том, что потенциальные участники закупки при формировании первых частей своих заявок в отношении приведенных выше значений показателей должны обладать, например, лицензией и спецоборудованием для проведения испытаний либо обращаться к специализированным лабораториям, предварительно купив партии этих материалов, чтобы установить конкретные значения вышеуказанных характеристик товаров (материалов).
Напротив, такими сведениями обладают производители таких товаров, и, соответственно, участники закупки могут указать значения конкретных показателей на основании сертификатов или паспортов качества, которые являются одними из основополагающих документов, отражающих информацию и сведения относительно тех или иных показателей качества товара в силу следующего.
Сертификат качества - свидетельство, удостоверяющее качество данного товара, его соответствие требованиям стандартов, технических условий (Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. "Современный экономический словарь").
Паспорт качества продукции (отработанной продукции) - документ, устанавливающий соответствие численных значений показателей качества продукции (отработанной продукции), полученных в результате лабораторных испытаний, требованиям нормативной документации, выдаваемый изготовителем (Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 20.07.2012 N 59 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям").
Иными словами, приведенные выше определения раскрывают назначение названных документов и указывают на цель их применения.
Следует также отметить, что в тексте жалобы ООО "Ремточстрой Инжиниринг" не приводит конкретных ссылок на какие-либо технические документы или иные документы, которые бы содержали указание на то, что значения оспариваемых в жалобе характеристик товаров (материалов) можно определить исключительно на основании проведения потенциальным участником закупки соответствующих испытаний.
Кроме того, Комиссией установлено, что на участие в рассматриваемом аукционе было подано две заявки, согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 26.06.2018 обе заявки допущены аукционной комиссией заказчика до участия в данном аукционе.
Запросы на предоставление разъяснений положений документации об электронном аукционе в адрес заказчика в указанной части не поступали.
Названные обстоятельства, в свою очередь, также свидетельствуют об отсутствии в данном случае в документации об электронном аукционе положений, ограничивающих количество потенциальных участников закупки. Заявитель же на рассмотрение жалобы не явился, доказательств обратного не представил.
Следовательно, товары, используемые при выполнении являющихся объектом настоящей закупки работ, находятся в свободном обороте, и любое лицо может приобрести такие товары и, соответственно, в дальнейшем использовать последние для выполнения закупаемых работ. Отсутствие товаров с необходимыми характеристиками у одного из участников закупки не может являться признаком ограничения числа участников закупки. Заявитель же не представил каких-либо доказательств, свидетельствующих об отсутствии у него возможности приобретения требуемых товаров, а также не доказал тот факт, что требования, включенные в документацию об электронном аукционе, создали одним участникам закупки преимущества перед другими, являлись непреодолимыми для участников закупки.
Таким образом, принимая во внимание все вышеизложенное, Комиссия исходя из имеющихся на момент рассмотрения настоящей жалобы документов и сведений не усматривает в данном случае необходимых и достаточных оснований для констатации в действиях заказчика по формированию объекта электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по ремонту дворовых территорий многоквартирных домов N 4, 6, 10а по ул. Расторгуева городского округа город Рыбинск (извещение N 0371300147318000059) (требований к характеристикам необходимых к использованию при выполнении закупаемых работ товаров) нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок, в том числе относительно ограничения числа участников закупки, а, следовательно, доводы жалобы заявителя не нашли своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю закупок
РЕШИЛА:
признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ремточстрой Инжиниринг" (ИНН 2223620192, ОГРН 1172225038479) на действия заказчика, муниципального бюджетного учреждения "Управление городского хозяйства" (ИНН 7610077367, ОГРН 1077610006671), при проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по ремонту дворовых территорий многоквартирных домов N 4, 6, 10а по ул. Расторгуева городского округа город Рыбинск (извещение N 0371300147318000059) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
Паутов И.Г. |
Члены Комиссии: |
Лебедева С.Н.
Смирнова Т.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 29 июня 2018 г. N 05-02/170Ж-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.07.2018