Резолютивная часть решения объявлена 02 июля 2018 года
Решение изготовлено в полном объеме 05 июля 2018 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председателя Комиссии - руководителя управления Паутова И.Г., членов Комиссии: начальника отдела контроля закупок Лебедевой С.Н., главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Смирновой Т.А.,
с участием:
от заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" (далее также - ООО "Перспектива", заявитель, общество), представителя не направили, о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом,
от заказчика, муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Центр детского и юношеского технического творчества" (далее также - МБУ ДО "Центр технического творчества", заказчик), - временно исполняющего обязанности директора Богомоловой А.А., представителей по доверенности Виноградовой Е.Н., Башуновой Ю.Н.,
от оператора торговой площадки, акционерного общества "Электронные торговые системы", представителя не направили, о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Перспектива" на действия заказчика, МБУ ДО "Центр технического творчества", при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту помещений здания муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Центр детского
и юношеского технического творчества" по адресу ул. Крестовая, д. 133 (извещение N 0371300034918000005) (далее также - электронный аукцион, аукцион, закупка) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, закон), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент, утвержденный приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14),
УСТАНОВИЛА:
25.06.2018 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее - Ярославское УФАС России) поступила жалоба ООО "Перспектива" на действия заказчика, МБУ ДО "Центр технического творчества", при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту помещений здания муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Центр детского и юношеского технического творчества" по адресу ул. Крестовая, д. 133 (извещение N 0371300034918000005) (далее - жалоба).
Заявитель полагает, что документация о данном электронном аукционе утверждена заказчиком с нарушениями действующего законодательства о контрактной системе в сфере закупок ввиду следующего:
1) по мнению заявителя, в нарушение требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок заказчиком в проект муниципального контракта не включено обязательное условие о сроке оплаты заказчиком выполненных подрядчиком работ, в частности, оплаты аванса по данному контракту;
2) информация о сроке предоставления заказчиком участникам закупки разъяснений положений документации об электронном аукционе установлена заказчиком, как считает заявитель, некорректным образом: установлен неверный срок окончания предоставления таких разъяснений;
3) заказчиком, по мнению заявителя, не соблюдены требования постановления Правительства Российской Федерации от 23.12.2016 N 1466 "Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций":
- объем привлечения к исполнению контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций должен составлять не менее 5% от цены контракта, в то время как заказчиком объем такого привлечения установлен в размере 15% от цены контракта,
- оплата выполненных субподрядчиком работ (их результаты) должна осуществляться в течение 15 рабочих дней с даты подписания подрядчиком документа о приемке выполненных работ (их результатов), тогда как заказчиком срок такой оплаты установлен в течение 30 дней с даты подписания сторонами документа о приемке.
Таким образом, заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения по существу жалобы, просят признать жалобу необоснованной.
Заслушав мнения сторон и изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Заказчиком, МБУ ДО "Центр технического творчества", в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) 09.06.2018 размещено извещение N 0371300034918000005 о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту помещений здания муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Центр детского и юношеского технического творчества" по адресу ул. Крестовая, д. 133 вместе с документацией об электронном аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 11 375 154,80 руб.
Согласно части 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком в единой информационной системе не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает три миллиона рублей (части 1, 3 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
В отношении первого довода заявителя Комиссией установлено следующее.
В соответствии с частью 4 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта (часть 13 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (в редакции, действующей на момент размещения заказчиком в единой информационной системе извещения о проведении настоящего аукциона (то есть до 01.07.2018).
Исходя из статьи 190 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
Аванс (франц. avance) - предварительная выплата заказчиком определенной денежной суммы в счет предстоящих платежей за поставленные ему товары, выполняемые для него работы, услуги (Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 1999. 479 с.).
Иными словами, аванс рассматривается как неотъемлемая составляющая часть оплаты (часть суммы подлежащей выплате), соответственно, на авансовый платеж в полной мере распространяются требования части 13 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ относительно обязанности заказчика установить в проекте контракта срок, в течение которого заказчик будет перечислять аванс, а также порядок такой оплаты.
Согласно пункту 3.2 раздела 3 "Порядок и условия расчетов и платежей" проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью документации об электронном аукционе, заказчик производит выплату авансового платежа Подрядчику в размере 12,09% от цены контракта, что составляет __________(__________) рублей на банковский счет, указанный в пункте 15 контракта.
Таким образом, заказчик, установив в проекте контракта, являющемся неотъемлемой частью документации об электронном аукционе, условие о выплате авансового платежа, но не определив срок такой оплаты, допустил нарушение части 13 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
В отношении второго довода заявителя Комиссией установлено следующее.
В соответствии с извещением и документацией об электронном аукционе заказчиком установлено, что датой начала подачи заявок на участие в аукционе является 09.06.2018, в качестве даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в аукционе установлено 25.06.2018 09:00 (по московскому времени).
Согласно пункту 11 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
В соответствии с частями 3-5 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
В пункте 19 раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации об электронном аукционе заказчиком установлены следующие порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации об электронном аукционе:
"Любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации об аукционе. При этом участник аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил в уполномоченный орган не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.
Заказчик предоставляет участникам аукциона разъяснения положений документации об электронном аукционе путем их размещения в единой информационной системе в ответ на запросы, поступившие на адрес электронной площадки в период с 09 июня 2018 года по 21 июня 2018 года (в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса)".
В соответствии со статьей 191 ГК РФ течение срока, определенного периодами времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления событий, которыми определено его начало.
Если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (статья 193 ГК РФ).
Статьей 194 ГК РФ установлено, что, если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.
Из процитированных выше положений документации об электронном аукционе (пункт 19 раздела 1 "Информационная карта аукциона") следует, что заказчиком в документации об электронном аукционе указан срок для подачи потенциальными участниками закупки запросов на разъяснения положений документации с 09.06.2018 по 21.06.2018, соответственно, датой окончания срока дачи заказчиком ответа на каждый конкретный поступивший запрос в любой из дней установленного срока будет считаться второй день после даты направления такого запроса, учитывая наличие в документации указания на данное условие ("в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса").
Иными словами к дате направления запроса о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе следует прибавить два дня, второй день, таким образом, и будет датой окончания срока предоставления таких разъяснений (так, например, в случае если запрос направлен 21.06.2018, заказчик обязан ответить на него не позднее 25.06.2018, так как 23.06.2018 выпадает на нерабочий день).
Таким образом, учитывая изложенное, Комиссия не усматривает в данном случае в действиях заказчика по установлению в документации об электронном аукционе порядка и сроков начала и окончания предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о таком аукционе нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок, и, соответственно, довод заявителя об обратном не нашел своего подтверждения.
В отношении третьего довода заявителя Комиссией установлено следующее.
Согласно частям 5-7 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Так, типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2016 N 1466 (далее - Типовые условия).
Согласно пункту 1 раздела I "Условия об обязанностях поставщика (подрядчика, исполнителя)" Типовых условий установлена обязанность подрядчиков (поставщиков, исполнителей) привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме __________ процентов от цены контракта (объем привлечения устанавливается заказчиком в виде фиксированных процентов и должен составлять не менее 5 процентов от цены контракта).
Пунктом 5 раздела I "Условия об обязанностях поставщика (подрядчика, исполнителя)" Типовых условий установлена обязанность подрядчиков (поставщиков, исполнителей) оплачивать поставленные субподрядчиком, соисполнителем товары, выполненные работы (ее результаты), оказанные услуги, отдельные этапы исполнения договора, заключенного с таким субподрядчиком, соисполнителем, в течение 15 рабочих дней с даты подписания поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документа о приемке товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения договора.
К документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации (часть 4 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
В пункте 12 раздела "Информационная карта аукциона" документации об электронном аукционе заказчиком установлено требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В соответствии с пунктом 5.2 раздела 5 "Права и обязанности подрядчика" проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью документации об электронном аукционе, подрядчик обязан привлечь с учетом статьи 30 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 на выполнение отдельных видов работ по настоящему контракту, поставки материалов третьих лиц (субподрядчиков) из числа субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме 15% (пятнадцати процентов) от цены контракта.
Поскольку из содержания требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок (часть 6 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ и пункт 1 раздела I "Условия об обязанностях поставщика (подрядчика, исполнителя)" Типовых условий) следует, что в случае установления заказчиком обязанности о привлечении к исполнению контракта в данном случае подрядчиком субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций объем такого привлечения должен быть установлен заказчиком в виде процента от цены контракта, но не менее 5% от этой цены (а в данном случае МБУ ДО "Центр технического творчества" такой объем установлен в размере 15% от цены контракта), Комиссия не усматривает в этом случае каких-либо нарушений действующего законодательства, а довод заявителя в указанной части об обратном считает несостоятельным.
Согласно пункту 5.2.4 "Права и обязанности подрядчика" проекта контракта подрядчик обязан оплачивать субподрядчикам выполненные работы (ее результаты), отдельные этапы исполнения договора, заключенного с таким субподрядчиком, в течение 30 дней с даты подписания подрядчиком документа о приемке выполненной работы (ее результатов), отдельных этапов исполнения договора.
Таким образом, установив срок оплаты подрядчиком выполненных субподрядчиками, являющимися субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями, работ (ее результатов), отдельных этапов исполнения договора, заключенного с такими субподрядчиками, не в соответствии с Типовыми условиями (30 дней вместо 15 рабочих дней с даты подписания документа о приемке), заказчик допустил нарушение пункта 5 раздела I "Условия об обязанностях поставщика (подрядчика, исполнителя)" Типовых условий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2016 N 1466.
По результатам проведения внеплановой проверки всей закупки Комиссией установлено следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Исходя из пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Исходя из части 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из изложенных норм следует, что в зависимости от своих потребностей заказчик в документации об электронном аукционе должен установить требования закупаемым работам с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды при проведении закупок для государственных нужд.
Соответственно, заказчик вправе включить в документацию об электронном аукционе такие характеристики и требования к закупаемым работам, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки.
В данном случае аукцион проводился в интересах заказчика, МБУ ДО "Центр технического творчества".
В соответствии с извещением и документации об электронном аукционе объектом рассматриваемой закупки является выполнение работ по капитальному ремонту помещений здания муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Центр детского и юношеского технического творчества" по адресу ул. Крестовая, д. 133. Описание объекта закупки содержится в разделе 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе (пункт 4 раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации об электронном аукционе).
Согласно пункту 1 Технического задания, представленного в разделе 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе, подрядчик обязан выполнить работы в полном соответствии с локальными сметными расчетами (приложение к разделу 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе), действующими СНиП, СанПиН, ПУЭ, ОСТ, ГОСТ и (или) ТУ. Согласно приложению к разделу 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе локальные сметные расчеты и рабочая документация размещены в единой информационной системе.
В данном случае установлено, что сметная документация содержит указание на используемые при выполнении работ товары (материалы): в ряде случаев заказчик указывает товарные знаки данных товаров (например, пункт 6 локального сметного расчета N 13 на пробивку отверстий в стенах для приточно-вытяжной вентиляции - вата минеральная "ISOVER"; пункт 18 локального сметного расчета N 7 на ремонт помещений N 2, 17 - линолеум коммерческий гомогенный TARKETT iQ MONOLIT и так далее), не сопровождая при этом такие товарные знаки словами "или эквивалент", что является нарушением пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Согласно части 2 статьи 110.2 Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - постановление Правительства РФ от 15.05.2017 N 570) утверждены виды работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам.
В соответствии с подпунктами "а", "б" пункта 2 постановления Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке.
Конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" настоящего пункта, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта.
Из буквального толкования процитированных выше положений законодательства о контрактной системе (части 2 статьи 110.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ и постановления Правительства РФ от 15.05.2017 N 570) следует, что на заказчика возложена обязанность определять и включать в документацию о закупке перечень возможных видов работ из числа видов работ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 N 570, которые подрядчик обязан выполнять самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному (муниципальному) контракту; в последующем подрядчик выбирает из числа оговоренных заказчиком в закупочной документации видов работ те виды работ, которые он будет выполнять самостоятельно, исключительно в тех случаях, когда предметом закупки является строительство или реконструкция объектов капитального строительства.
В соответствии с извещением и документации об электронном аукционе объектом рассматриваемой закупки является выполнение работ по капитальному ремонту помещений здания муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Центр детского и юношеского технического творчества" по адресу ул. Крестовая, д. 133.
В то же время в пункте 5.13 проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью документации об электронном аукционе, заказчик установил обязанность подрядчика представить заказчику в срок не более 5 рабочих дней со дня заключения контракта перечень видов работ в объеме не менее 15 процентов цены договора, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту по форме согласно приложению N 2 к настоящему контракту.
В приложении N 2 к проекту контракта, являющемуся неотъемлемой частью документации об электронном аукционе, содержится таблица 1 "Возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 N 570".
Таким образом, заказчик, установив в проекте контракта, являющемся неотъемлемой частью документации об электронном аукционе, обязанность подрядчика представлять заказчику перечень видов работ, которые последний обязан выполнить самостоятельно в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 N 570, учитывая, что предметом рассматриваемой закупки является выполнение работ по капитальный ремонт, и тот факт, что иные разделы документации об электронном аукционе не содержат и не должны содержать перечень возможных видов работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно, допустил нарушение подпункта "б" пункта 2 постановления Правительства РФ от 15.05.2017 N 570.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю закупок
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" (ИНН 6317115266, ОГРН 1166313145327) на действия заказчика, муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Центр детского и юношеского технического творчества" (ИНН 7610051175, ОГРН 1027601113396), при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту помещений здания муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Центр детского и юношеского технического творчества" по адресу ул. Крестовая, д. 133 (извещение N 0371300034918000005) обоснованной в части нарушения заказчиком части 13 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, пункта 5 раздела I "Условия об обязанностях поставщика (подрядчика, исполнителя)" Типовых условий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2016 N 1466.
2. Признать заказчика, муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Центр детского и юношеского технического творчества" (ИНН 7610051175, ОГРН 1027601113396), нарушившим часть 13 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, пункт 5 раздела I "Условия об обязанностях поставщика (подрядчика, исполнителя)" Типовых условий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2016 N 1466.
3. По итогам проведения внеплановой проверки электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по капитальному ремонту помещений здания муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Центр детского и юношеского технического творчества" по адресу ул. Крестовая, д. 133 (извещение N 0371300034918000005) признать заказчика, муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Центр детского и юношеского технического творчества" (ИНН 7610051175, ОГРН 1027601113396), нарушившим пункт 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, подпункт "б" пункта 2 постановления Правительства РФ от 15.05.2017 N 570.
4. Не выдавать заказчику, муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования "Центр детского и юношеского технического творчества" (ИНН 7610051175, ОГРН 1027601113396), обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений, поскольку аналогичное предписание выдано Комиссией Ярославского УФАС России по контролю закупок 29.06.2018 по делу N 05-02/169Ж-18 (решение и предписание изготовлены в полном объеме 04.07.2018).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
Паутов И.Г. |
Члены Комиссии: |
Лебедева С.Н.
Смирнова Т.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 2 июля 2018 г. N 05-02/171Ж-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.07.2018