Резолютивная часть решения оглашена 29.06.2018
В полном объеме решение изготовлено 04.07.2018
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А.
|
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Гареевой Д.Ф. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
|
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев жалобу ООО "СК-МАССИВ", в присутствии:
- представителя Управления имуществом и земельными отношениями администрации Верхнеуральского муниципального района Талашмановой А.Б., действующего на основании доверенности от 28.06.2018,
- представителя Администрации Верхнеуральского городского поселения Араповой М.С., действующего на основании Распоряжения N 87/К от 07.06.2018,
- представителя ООО "СК-МАССИВ" Щербакова П.В., действующего на основании Решения N 12 от 20.01.2017,
- представителя ООО "СК-МАССИВ" Щигалева А.А., действующего на основании доверенности N 01-юр от 14.12.2017,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 21.06.2018 поступила жалоба ООО "СК-МАССИВ" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на газоснабжение жилых домов по ул. Розы Люксембург г. Верхнеуральска Челябинской области (далее - аукцион).
Согласно представленным документам 15.05.2018 Управление имуществом и земельными отношениями администрации Верхнеуральского муниципального района объявило о проведении аукциона.
Заказчиком выступила Администрация Верхнеуральского городского поселения.
Начальная (максимальная) цена контракта - 8 557 893, 00 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 31.05.2018 17:00.
На момент рассмотрения жалобы ООО "СК-МАССИВ" контракт не заключен.
На заседании Комиссии заявитель поддержал доводы жалобы и пояснил, что предоставленная обществом банковская гарантия соответствует требованиям законодательства о контрактной системе, что подтверждается ответом банка, выдавшего банковскую гарантию.
Заказчик на заседании Комиссии против доводов жалобы возражал, указал, что банковская гарантия, предоставленная обществом, не соответствует требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе и Постановления Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005 в части отсутствия в банковской гарантии отлагательного условия, предусматривающего заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта, а также ряда документов, которые предоставляются одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу пункта 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в документации о закупке должен содержаться размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта.
Согласно пункту 7 части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе банковская гарантия также должна содержать установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.
Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005 "О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утвержден перечень документов, представляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии (далее - Перечень).
Согласно подпунктам "б, в" пункта 2 Перечня бенефициар одновременно с требованием по банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения исполнения контракта, направляет гаранту следующие документы:
- платежное поручение, подтверждающее перечисление бенефициаром аванса принципалу, с отметкой банка бенефициара либо органа Федерального казначейства об исполнении (если выплата аванса предусмотрена контрактом, а требование по банковской гарантии предъявлено в случае ненадлежащего исполнения принципалом обязательств по возврату аванса);
- документ, подтверждающий факт наступления гарантийного случая в соответствии с условиями контракта (если требование по банковской гарантии предъявлено в случае ненадлежащего исполнения принципалом обязательств в период действия гарантийного срока).
Таким образом, условия банковской гарантии, указанные в пунктах 6,7 части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе, а также перечне, являются обязательными для включения при оформлении банковской гарантии.
В пункте 7 информационной карты, пункте 13.8 проекта контракта указано, что требования к банковской гарантии установлены Законом о контрактной системе и Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 N 1005 "О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Таким образом, банковская гарантия, которая предоставляется участником закупки при заключении контракта, должна соответствовать как требованиям законодательства о контрактной системе, так и условиям документации о закупке.
Как следует из протокола уклонения победителя от заключения контракта от 18.06.2018 (письмо исх. N 879) (далее - протокол уклонения) заказчик признал уклонившимся победителя закупки - ООО "СК-МАССИВ" ввиду несоответствия банковской гарантии, представленной обществом, пунктам 6,7 части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе, положениям подпунктов "б, в" пункта 2 Перечня.
Так, из документов, представленных заказчиком, следует, что при направлении проекта контракта ООО "СК-МАССИВ" представлена банковская гарантия N БГ/0218-00231Г от 09.06.2018, выданная Банком ВТБ (публичное акционерное общество) (далее - банковская гарантия).
Согласно пункту 4 банковской гарантии требование бенефициару к гаранту об уплате денежной суммы по настоящей гарантии должно быть подписано единоличным исполнительным органом (или уполномоченным лицом) бенефициара и заверено печатью бенефициара. К требованию должны быть приложены заверенные уполномоченным лицом бенефициара и печатью бенефициара копии следующих документов:
- расчет суммы, включаемой в требование по гарантии;
-документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего требование по настоящей гарантии (доверенности) (в случае, если требование по гарантии подписано лицом, не указанным в Едином государственном реестре юридических лиц в качестве лица, имеющего право без доверенности действовать от имени бенефициара).
Таким образом, в гарантии отсутствует условие о предоставлении одновременно с требованием бенефициара к гаранту об уплате денежной суммы по настоящей гарантии документа, подтверждающего факт наступления гарантийного случая в соответствии с условиями контракта (если требование по банковской гарантии предъявлено в случае ненадлежащего исполнения принципалом обязательств в период действия гарантийного срока).
При этом, пунктом 7.5 проекта контракта предусмотрено, что гарантия качества выполняемых работ предоставляется в полном объеме сроком на 60 месяцев с момента подписания сторонами КС-2. Из пунктов 3.2, 5.2, 5.4 проекта контракта следует, что срок приемки выполненных работ составляет не более 4 дней с момента завершения работ (срок окончания работ - до 31.10.2018), тогда как срок действия контракта завершается 30.11.2018.
Таким образом, действие гарантийных обязательств охватывается сроком действия государственного контракта, а, следовательно, сроком действия банковской гарантии, превышающей срок действия контракта не менее, чем на 1 месяц, что свидетельствует о необходимости включения положения подпункта "в" пункта 2 Перечня в содержание банковской гарантии.
Вместе с тем, по факту отсутствия в банковской гарантии условия о предоставлении платежного поручения, подтверждающего перечисление бенефициаром аванса принципалу, с отметкой банка бенефициара либо органа Федерального казначейства об исполнении (если выплата аванса предусмотрена контрактом, а требование по банковской гарантии предъявлено в случае ненадлежащего исполнения принципалом обязательств по возврату аванса), антимонопольный орган отмечает следующее.
В документации о закупке, в том числе проекте контракта, отсутствует условие о выплате аванса подрядчику, в связи с чем включение данного требования в банковскую гарантию не соответствует условиям закупки.
Таким образом, обоснование несоответствия банковской гарантии подпункту "б" пункта 2 Перечня в части отсутствия условия о предоставлении бенефициаром платежного поручения, подтверждающего перечисление бенефициаром аванса принципалу, указанное в протоколе уклонения, является излишним.
Кроме того, как верно указано в протоколе уклонения в банковской гарантии отсутствует отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта, что противоречит пункту 6 части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе.
С учетом изложенного, поскольку ряд оснований отказа в принятии банковской гарантии, указанных в протоколе уклонения, являются законными и обоснованными, что подтверждается обстоятельствами, установленными по делу, то антимонопольный орган не усматривает нарушения законодательства о контрактной системе в части действий заказчика по признанию ООО "СК-МАССИВ" уклонившимся от подписания контракта ввиду предоставления банковской гарантии, не соответствующей требованиям законодательства о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном главой 6 Закона о контрактной системе, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
К жалобе в силу части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Из анализа частей 1,9 статьи 105 Закона о контрактной системе следует, что именно на заявителя жалобы возложена обязанность по доказыванию обоснованности доводов жалобы с предоставлением соответствующих документов.
Вместе с тем, в жалобе не указано, в чем именно выражены нарушения в действиях заказчика, связанные с отказом в принятии банковской гарантии, без предоставления нормативного обоснования доводов жалобы. При этом, письмо, предоставленное заявителем от Банка ВТБ (публичное акционерное общество) (исх. 01-18/123 от 19.06.2018) не свидетельствует о незаконности действий заказчика по отказу в принятии банковской гарантии.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "СК-МАССИВ" на действия заказчика необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Д.Ф. Гареева
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 29 июня 2018 г. N 429-ж/19
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.07.2018