Резолютивная часть решения оглашена 27 июня 2018 года
В полном объеме решение изготовлено 02 июля 2018 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Гареевой Д.Ф. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела административного и судебного производства Челябинского УФАС России; |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "АрмаКом" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку специальных средств при нарушениях функций выделения (калоприемники и средства по уходу за стомой) для обеспечения инвалидов, проживающих на территории г. Челябинска и Челябинской области (изв. N0269100000118000160) в присутствии представителей ГУ ЧРО ФСС РФ (далее - заказчик) Тарыкиной О.В., Сафина В.И., Киселевой О.А., действующих на основании доверенностей от 26.03.2018, от 24.01.2018, от 03.11.2017,
в отсутствие представителей ООО "АрмаКом" (далее - заявитель, Общество),
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 20.06.2018 поступила жалоба ООО "АрмаКом" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку специальных средств при нарушениях функций выделения (калоприемники и средства по уходу за стомой) для обеспечения инвалидов, проживающих на территории г. Челябинска и Челябинской области (изв. N0269100000118000160) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам, заказчик 07.06.2018 объявил о проведении аукциона путем опубликования в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru извещения о закупке.
Начальная (максимальная) цена контракта - 11 469 403,28 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 25.06.2018 в 08:00.
На дату рассмотрения жалобы контракт не заключен.
Доводы жалобы заявителя заключаются в следующем.
1. Установленным в техническом задании аукционной документации, по позиции N 2, характеристикам медицинского изделия соответствует продукция компании Холистер, поскольку только данным хозяйствующим субъектом выпускаются калоприемники с диаметром пластины 75 мм.
2. В техническом задании аукционной документации, по позиции N 6, указаны некорректные значения показателя максимального размера вырезаемого отверстия медицинского изделия. Более того, по мнению заявителя, указание в документации о закупке конкретных значений размеров фланца свидетельствует об ограничении количества участников закупки. Так, данным характеристикам соответствуют исключительно товары, выпускаемые компанией Колопласт.
3. В техническом задании аукционной документации, по позициям N 14, N 21, установлены характеристики, которым соответствует продукция компаний Конватек, Колопласт.
4. Как считает заявитель, в действиях заказчика содержатся нарушения части 4 статьи 4, части 5 статьи 112 Закона о контрактной системе в части размещения в единой информационной системе информации в формате, не обеспечивающем возможности копирования фрагментов.
Представители заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласились и на Комиссии указали следующее.
Документация об аукционе сформирована в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе, а также с учетом потребности учреждения.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В статье 8 Закона о контрактной системе указано, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям данного Закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) ограничение конкуренции выражается в сокращении числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, росте или снижении цены товара, не связанных с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказе хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определении общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иных обстоятельствах, создающих возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Исходя из содержания части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.
Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.
Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
В разделе III аукционной документации содержится наименование и описание закупаемого товара, в том числе обозначены следующие характеристики.
N |
Номер вида ТСР (изделий)* |
Наименование Товара |
Требования к качественным и техническим характеристикам товара* |
1 |
2 |
3 |
4 |
2 |
21-01-01 |
Однокомпонентный дренируемый калоприемник со встроенной плоской пластиной |
Однокомпонентный дренируемый стомный мешок различной формы, из прозрачного или непрозрачного, не пропускающего запах полиэтилена или бесшумной пластиковой пленки, с сетчатой или мягкой нетканой подложкой. Мешок должен быть надежным, гигиеничным, с зажимом или застежкой. Стомный мешок должен представлять собой единое целое со встроенной плоской адгезивной гипоаллергенной гидроколлоидной пластиной с защитным покрытием и фильтром. Может иметь кольцо из микропористой пленки по окружности адгезива для дополнительной фиксации. Максимальный диаметр вырезаемого отверстия адгезивной пластины не менее 75 мм |
6 |
21-01-07 |
Двухкомпонентный дренируемый калоприемник в комплекте: адгезивная пластина, плоская |
Плоская гипоаллергенная адгезивная пластина различной формы, содержащая гидроколлоиды, с защитным покрытием, может иметь отверстия для присоединения пояса, с вырезаемым отверстием под стому. Пластина должна крепиться к мешку при помощи фланцевого соединения. Размер фланца мешка должен соответствовать размеру фланца пластины. Максимальный размер вырезаемого отверстия 40,50,60 мм |
7 |
Двухкомпонентный дренируемый калоприемник в комплекте: мешок дренируемый |
Двухкомпонентный дренируемый стомный мешок может быть различной формы, из прозрачного или непрозрачного, не пропускающего запах полиэтилена или медицинского поливинилхлорида, с сетчатой или мягкой нетканой подложкой, с зажимом или застежкой и фильтром. Размер фланца соответствовать размеру фланца пластины, размер 40,50,60 мм |
|
14 |
21-01-27 |
Анальный тампон (средство ухода при недержании кала) |
Анальный тампон дожнен быть из полиуретана, покрыт растворимой пленкой, иметь форму и размер анальной свечи, иметь шнур из хлопка для удаления тампона |
21 |
21-01-37 |
Нейтрализатор запаха |
Нейтрализатор запаха представляет собой концентрированную жидкость. Жидкость разводится в воде и эффективно нейтрализует любой запах. Объем флакона не менее 50 мл. |
В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Вместе с тем, заявителем в материалы дела не представлены документы, свидетельствующие о том, что установленным в техническом задании аукционной документации, по позициям N 2, N 6, N 7, N 14, N 21, характеристикам изделий соответствует исключительно продукция Холистер, Колопласт, Конватек.
Более того, как установлено материалами дела, на участие в аукционе подано пять заявок, которые признаны аукционной комиссией соответствующими требованиям аукционной документации. В заявках участниками по позициям N 2, N 6, N 7, N 14, N 21 технического задания предложены, в том числе товары Колопласт (Дания), Soft (Бразилия), Filtrodor (Дания); Алмарис Преференс (Франция), Peristeen (Дания).
Более того, как установлено Комиссией Челябинского УФАС России, требования к товарам "Анальный тампон (средство ухода при недержании кала)", "Нейтрализатор запаха во флаконе" установлены заказчиком в соответствии с утвержденной Приказом Минтруда России от 13.02.2018 N 86н классификацией технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р.
Относительно довода заявителя о проверке антимонопольным органом индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов (детей-инвалидов) (ИПРА) на предмет соответствия требованиям статьи 11, 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Комиссия Челябинского УФАС России считает необходимым отметить, что Законом о контрактной системе, Административным регламентом ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд не предусмотрены полномочия антимонопольного органа по проверке нормативно-правовых актов, принятых иными органами государственной власти.
С учетом указанных обстоятельств, Комиссии Челябинского УФАС России не представляется возможным сделать вывод о наличии в действиях заказчика признаков ограничения конкуренции и нарушении статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Вместе с тем, как установлено Комиссией Челябинского УФАС России и не оспаривается заказчиком, в техническом задании аукционной документации по позициям N 6, N 7 установлено некорректное значение показателя максимального размера вырезаемого отверстия медицинского изделия (40, 50, 60 мм). Указанное обстоятельство не позволяет определить имеющуюся у заказчика потребность в товаре, необходимом для осуществления соответствующих функций учреждения, а также свидетельствует о несоответствии действий заказчика требованиям пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
При этом, Комиссия антимонопольного органа отмечает, что выявленное нарушение не повлияло на результаты аукциона; при заполнении заявок участникам были понятны условия, содержащиеся в документации о закупке; участники, подавшие заявки на участие в аукционе допущены аукционной комиссией к участию в торгах.
2. В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона о контрактной системе в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система.
Согласно пункту 9 Положения о размещении в единой информационной системе информации о закупке, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 N 908, предусмотрены три вида формата размещаемой в ЕИС информации:
- сведения, содержащиеся в документах, составленных с помощью средств, предусмотренных программно-аппаратным комплексом ЕИС;
- сведения, содержащиеся в файле в формате, обеспечивающем возможность его сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста;
- файл с графическим образом оригинала документа.
Как установлено Комиссией Челябинского УФАС России, извещение о закупке, документация о закупке, техническое задание размещены заказчиком в формате, обеспечивающем возможность его сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста. Обоснование начальной (максимальной) цены контракта размещено заказчиком в виде файла с графическим образом, что не противоречит законодательству Российской Федерации.
Более того, при заполнении заявки на участие в аукционе копирование элементов из файла, содержащего обоснование начальной (максимальной) цены контракта, не требуется. Заявителем в материалы дела, не представлено документальное подтверждение факта невозможности заполнения и подачи заявки на участие в закупке, а также нарушения прав и законных интересов Общества.
Таким образом, Комиссии Челябинского УФАС России не представляется возможным сделать однозначный вывод о нарушении заказчиком законодательства Российской Федерации при размещении в единой информационной системе информации о закупке.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года N 727/14 "Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "АрмаКом" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку специальных средств при нарушениях функций выделения (калоприемники и средства по уходу за стомой) для обеспечения инвалидов, проживающих на территории г. Челябинска и Челябинской области (изв. N0269100000118000160):
- обоснованными в части некорректного указания в пунктах 6, 7 технического задания аукционной документации характеристик закупаемого медицинского изделия;
- необоснованными в части ограничения заказчиком конкуренции; нарушения законодательства Российской Федерации при размещении в единой информационной системе информации о закупке.
2. Признать в действиях заказчика нарушения пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, поскольку выявленные нарушения не повлияли на результаты настоящего аукциона.
4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены комиссии Д.Ф. Гареева
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 27 июня 2018 г. N 423-ж/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.07.2018