Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление), утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России от "06" июня 2018 г. N75-п (далее - Инспекция), в составе: руководителя Инспекции - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России П.Л. Потылицына; участников Инспекции - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления М.В. Литвинова и специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Управления А.В. Федотова, на основании обращения прокуратуры Наримановского района исх. от 25.05.2018 N7-31-2018, статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) провела внеплановую проверку муниципального заказчика МБУ "Единая дежурно-диспетчерская служба Наримановского района" (416111, Астраханская обл, Наримановский р-н, Нариманов г, УЛ ЦЕНТРАЛЬНАЯ, ДОМ 10, КАБИНЕТ 1) на предмет соблюдения им требований Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при размещении на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - отчета об исполнении муниципальных контрактов от 13.06.2017 N0825300005017000039-0490194-01, от 10.05.2017 N2717100338, по итогам которой
УСТАНОВИЛА:
I. 03.05.2017 МБУ "Единая дежурно-диспетчерская служба Наримановского района" (далее - Заказчик) на официальном сайте Российско Федерации на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт) было опубликовано извещение N0825300005017000049 о проведении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на оказание услуг местной телефонной связи.
15.05.2017 на официальном сайте Заказчиком был опубликован заключенный контракт N2717100338 от 10.05.2017.
Статьей 94 Закона о контрактной системе определены следующие особенности исполнения контракта. Результаты отдельного этапа исполнения контракта, информация о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге отражаются заказчиком в отчете, размещаемом в единой информационной системе и содержащем информацию об исполнении контракта (результаты отдельного этапа исполнения контракта, осуществленная поставка товара, выполненная работа или оказанная услуга, в том числе их соответствие плану-графику), о соблюдении промежуточных и окончательных сроков исполнения контракта; о ненадлежащем исполнении контракта (с указанием допущенных нарушений) или о неисполнении контракта и о санкциях, которые применены в связи с нарушением условий контракта или его неисполнением; об изменении или о расторжении контракта в ходе его исполнения (часть 9). К отчету прилагаются заключение по результатам экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги (в случае привлечения заказчиком для проведения экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги экспертов, экспертных организаций) и документ о приемке таких результатов либо иной определенный законодательством Российской Федерации документ (часть 10). Порядок подготовки и размещения в единой информационной системе указанного отчета, его форма определяются Правительством Российской Федерации (часть 11).
Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1093 утверждено Положение о подготовке и размещении в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения, согласно пункту 3 которого отчет об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения размещается заказчиком в единой системе в течение 7 рабочих дней со дня:
а) оплаты заказчиком обязательств и подписания заказчиком документа о приемке результатов исполнения контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения, а в случае создания приемочной комиссии - подписания такого документа всеми членами приемочной комиссии и утверждения его заказчиком по отдельному этапу исполнения контракта;
б) оплаты заказчиком обязательств по контракту и подписания документа о приемке поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг, а в случае создания приемочной комиссии - подписания такого документа всеми членами приемочной комиссии и утверждения его заказчиком;
в) расторжения контракта, то есть со дня, определенного соглашением сторон о расторжении контракта, дня вступления в законную силу решения суда о расторжении контракта или дня вступления в силу решения поставщика, подрядчика или исполнителя (далее - исполнитель) либо заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу пункта 2 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1093 до ввода в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок отчет об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения, подписанный электронной подписью, сертификат ключа проверки которой выдан Федеральным казначейством, размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.
Согласно п. 3.5-3.6 вышеуказанного контракта оператор выставляет Абоненту счет, счет-фактуру и Акт оказанных услуг в течение 5 (пяти) дней с момента окончания Отчетного периода. Оплата услуг производится путем безналичных расчетов в течение 20 календарных дней с даты выставления счета. Абоненту выставляется единый счет за все услуги, оказываемые по Контракту.
Последний акт об оказанных услугах связи за декабрь 2017 N44100117878/0402 от 31.12.2017 подписан сторонами 06.06.2018.
Согласно информации, представленной МБУ "Единая дежурно-диспетчерская служба Наримановского района", окончательная оплата обязательств по вышеуказанному контракту произведена Заказчиком 13.06.2018, что подтверждается платежным поручением N692772 от 13.06.2018 г.
Последним днем размещения отчета об исполнении вышеуказанного контракта на официальном сайте является 22.06.2018.
Заказчиком отчет об исполнении контракта N2717100338 от 10.05.2017, на официальном сайте размещен 14.06.2018.
Таким образом, Заказчиком соблюден срок размещения отчета об исполнении вышеуказанного контракта.
II. 27.04.2017 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт) размещены извещение о проведении аукциона на право заключить контракт на поставка гранул топливных(пеллеты) для нужд МБУ ЕДДС Наримановского района (реестровый номер извещения: 0825300005017000039) и документация о нем. В последующем в извещение и документацию вносились изменения, последнее из которых внесено 04.05.2017. Как следует из вышеуказанных документов начальная (максимальная) цена контракта составила 4 200 000,00 рублей.
13.06.2017 Заказчиком был заключен с ООО "Зимний лес" муниципальный контракт N0825300005017000039-0490194-01 (далее - контракт).
Статьей 94 Закона о контрактной системе определены следующие особенности исполнения контракта. Результаты отдельного этапа исполнения контракта, информация о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге отражаются заказчиком в отчете, размещаемом в единой информационной системе и содержащем информацию об исполнении контракта (результаты отдельного этапа исполнения контракта, осуществленная поставка товара, выполненная работа или оказанная услуга, в том числе их соответствие плану-графику), о соблюдении промежуточных и окончательных сроков исполнения контракта; о ненадлежащем исполнении контракта (с указанием допущенных нарушений) или о неисполнении контракта и о санкциях, которые применены в связи с нарушением условий контракта или его неисполнением; об изменении или о расторжении контракта в ходе его исполнения (часть 9). К отчету прилагаются заключение по результатам экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги (в случае привлечения заказчиком для проведения экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги экспертов, экспертных организаций) и документ о приемке таких результатов либо иной определенный законодательством Российской Федерации документ (часть 10). Порядок подготовки и размещения в единой информационной системе указанного отчета, его форма определяются Правительством Российской Федерации (часть 11).
Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1093 утверждено Положение о подготовке и размещении в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения (далее - Положение), согласно пункту 3 которого отчет об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения размещается заказчиком в единой системе в течение 7 рабочих дней со дня:
а) оплаты заказчиком обязательств и подписания заказчиком документа о приемке результатов исполнения контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения, а в случае создания приемочной комиссии - подписания такого документа всеми членами приемочной комиссии и утверждения его заказчиком по отдельному этапу исполнения контракта;
б) оплаты заказчиком обязательств по контракту и подписания документа о приемке поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг, а в случае создания приемочной комиссии - подписания такого документа всеми членами приемочной комиссии и утверждения его заказчиком;
в) расторжения контракта, то есть со дня, определенного соглашением сторон о расторжении контракта, дня вступления в законную силу решения суда о расторжении контракта или дня вступления в силу решения поставщика, подрядчика или исполнителя (далее - исполнитель) либо заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из указанных норм права следует, что если условиями контракта этапы его исполнения (в том числе этапность оплаты) не предусмотрены, но приемка и оплата поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) производятся в определенные промежутки времени (например, ежемесячно или ежеквартально), то по результатам такой частичной приемки, оплаты и экспертизы товара (работы, услуги) необходимо составлять и размещать в единой информационной системе в сфере закупок об исполнении отдельного этапа поставки товара (выполнения работы, оказания услуги).
При этом в такой отчет в силу прямого указания части 9 статьи 94 Закона о контрактной системе включаются сведения о соблюдении промежуточных и окончательных сроков исполнения контракта; о ненадлежащем исполнении контракта (с указанием допущенных нарушений) или о неисполнении контракта.
Согласно п.3.1 контракта срок поставки товара: с момента заключения договора, 300 тонн не позднее 01.09.2017 г., 225 тонн не позднее 01.10.2017 г.
Поставка товара подрядчиком произведена с нарушением срока, предусмотренного п.3.1 контракта, о чем свидетельствует письмо Заказчика в адрес ООО "Зимний лес" от 23.11.2017 N1475, в котором установлено нарушение подрядчиком п.3.1 контракта.
При этом, окончательная приемка товара произведена сторонами 30.01.2018, что подтверждается счетом-фактурой N68 от 30.01.2018 подписанной сторонами.
Согласно информации, представленной МБУ "Единая дежурно-диспетчерская служба Наримановского района", окончательная оплата обязательств по вышеуказанному контракту произведена Заказчиком 20.04.2018, что подтверждается платежным поручением N391491 от 20.04.2018 г.
Последним днем размещения отчета об исполнении вышеуказанного контракта на официальном сайте является 03.05.2018.
Между тем, Заказчиком отчет об исполнения вышеуказанного контракта на официальном сайте в вышеуказанные сроки размещены не были, что нарушает ч. 9 ст. 94 Закона о контрактной системе.
Публикация такой информации в общедоступном источнике направлена не столько на определение соответствия действий сторон контракта законодательно установленным положениям об определении выполнения взятых на себя обязательств, а, прежде всего, для недопущения злоупотреблений со стороны участников государственных закупок по сокрытию сведений относительно исполнения государственных контрактов.
Данный вывод напрямую следует из положений ст. 6, ч. 2 ст. 7 Закона о контрактной системе, которые определяют, что контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок, а открытость и прозрачность информации о контрактной системе в сфере закупок обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.
В связи с этим, размещение той или иной информации, предусмотренной данным законом, пока ее достоверность не опровергнута соответствующим актом, является безусловной обязанностью для государственного заказчика.
Инспекция отмечает, что согласно Положению начало течения срока на размещение отчета (7 рабочих дней) поставлено в зависимость от наступления совокупности таких обстоятельств, как оплата заказчиком обязательств по контракту и подписание документа о приемке поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг, и не связано с наступлением таких обстоятельств, как выставление требований об уплате неустойки и (или) уплата неустойки. Сведения о выставлении требования об уплате неустойки ее и уплате, если данные действия совершены после приемки и оплаты товаров (работ, услуг) и размещения отчета об исполнении контракта, размещаются на официальном сайте после выставления требования об уплате неустойки и (или) ее оплаты путем дополнения сведений об исполнении контракта, размещенных в течение 7 рабочих дней со дня приемки и оплаты товаров (работ, услуг).
Следовательно, в рассматриваемом случае Заказчик был обязан разместить отчет на официальном сайте не позднее 7 рабочих дней со дня приемки и оплаты работ, услуг, включив в него сведения о нарушении подрядчиком сроков выполнения работ, вне зависимости от даты выставления Заказчиком требования об уплате неустойки.
Кроме того, Министерство Финансов Российской Федерации в своем письме от 15.09.2017 N 24-03-07/61189 разъяснило, что отчет подлежит размещению при осуществлении заказчиком в совокупности приемки и оплаты поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги. При этом обязанность по размещению в ЕИС отчета в силу требований Положения возникает у заказчика после оплаты принятого товара, работы, услуги, в том числе частичной приемки (приемок) товара, работы, услуги вне зависимости от установления этапов в контракте.
Указанная правовая позиция согласуется с практикой арбитражных судов (Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 30.12.2016 N 02АП-10158/2016 по делу N А82-9671/2016, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2018 N 09АП-7318/2018 по делу N А40-151721/17).
Указанные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
На основании вышеизложенного, Инспекция Управления приходит к выводу о необходимости выдачи Заказчику предписания об устранении вышеуказанных нарушений.
Основываясь на изложенном, Инспекция
РЕШИЛА:
1. Признать МБУ "Единая дежурно-диспетчерская служба Наримановского района" нарушившим ч. 9 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. Выдать МБУ "Единая дежурно-диспетчерская служба Наримановского района" предписание об устранении нарушений ч. 9 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" допущенных при исполнении муниципального контракта от 13.06.2017 N0825300005017000039-0490194-01.
3. Передать материалы, собранные в ходе проведения настоящей проверки, должностному лицу Астраханского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении должностного лица Заказчика.
Руководитель инспекции П.Л. Потылицын
Участники инспекции: М.В. Литвинов
А.В. Федотов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 27 июня 2018 г. N 79-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.07.2018