Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Камакиной Т.Н. - заместителя руководителя - начальника отдела финансовых рынков и рекламы Астраханского УФАС России (далее также - Управление);
членов комиссии:
Литвинова М.В. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Родиной К.В. - специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
в отсутствие представителя ООО ПКФ "МНК", надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, в присутствии председателя единой комиссии Администрации МО "Володарский район" Ильжанова Марата Салауатовича, рассмотрев жалобу ООО "МНК" (414022, г.Астрахань, ул.Н.Островского, д.148) на действия членов комиссии уполномоченного органа Администрации МО "Володарский район" (416170, Астраханская область, Володарский район, п.Володарский, пл.Октябрьская, 2) при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги общего пользования местного значения по ул. Центральная в с. Козлово Володарского района Астраханской области (номер извещения: 0125300004118000067), на основании ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 25.06.2018 поступила жалоба ООО ПКФ "МНК" (далее - Заявитель) на действия членов комиссии уполномоченного органа Администрации МО "Володарский район" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги общего пользования местного значения по ул. Центральная в с. Козлово Володарского района Астраханской области (номер извещения: 0125300004118000067) (далее - электронный аукцион). Заказчиком данного электронного аукциона является - Муниципальное Казенное Учреждение "Управление Жилищно-коммунального хозяйства" (далее также - Заказчик) (416170, Астраханская обл, Володарский р-н, п.Володарский, ул. Маяковского, д 1).
По мнению Заявителя, единая комиссия Уполномоченного органа, рассмотрев первые части заявок на участие в электронном аукционе, приняла неверное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в аукционе.
На основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия, помимо рассмотрения жалобы, проводит внеплановую проверку следующего этапа закупки: рассмотрение первых частей заявок на участие в аукционе.
Изучив документы, полученные в ходе рассмотрения жалобы, выслушав мнение Председателя единой комиссии уполномоченного органа - Администрации МО "Володарский район", Комиссия установила, что 31.05.2018 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0125300004118000067 (далее - электронный аукцион) и документация об этом аукционе (далее - аукционная документация).
Как следует из указанных документов, заказчик данной закупки - МКУ "Управление ЖКХ", уполномоченный орган - Администрации МО "Володарский район"; начальная (максимальная) цена контракта составила 3 291 597 ,00 руб.
Как следует из протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 19.06.2018 N0125300004118000067-1, на участие в электронном аукционе были поданы 4 аукционные заявки, зарегистрированные под NN 1, 2, 3, 4.
Единая комиссия Уполномоченного органа отказала в допуске к участию в аукционе участнику закупки, заявка которого была зарегистрирована под N 4. Участники закупки, заявки которых были зарегистрированы под N1, 2, 3, были допущены единой комиссией Уполномоченного органа к участию в аукционе.
Комиссия Управления, оценив решение единой комиссии Уполномоченного органа, приходит к следующим выводам.
Согласно частям 1, 3 и 4 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
Участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе установлено, что отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
Согласно п. 3.11.1 статьи 3 раздела "ИНСТРУКЦИЯ УЧАСТНИКАМ ЗАКУПКИ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ ЗАЯВКИ" аукционной документации первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию:
услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги;
2) при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар:
а) согласие, предусмотренное пунктом 1 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 1 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 1 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
С учетом приведенных правовых норм и положений документации об аукционе Комиссия Управления отмечает следующее.
Заявка N4 (заявка подателя жалобы)
Требования заказчика |
Предложение участника закупки |
Основания для отказа в допуске к участию в аукционе |
Ведомость ресурсов "Ремонт автомобильной дороги общего пользования местного значения по ул. Центральная в с. Козлово, Володарского района, Астраханской области ":
п.п. 13 (102-0025) Бруски обрезные хвойных пород длиной 4-6,5 м, шириной 75-150 мм, толщиной 40-75 мм, III сорта;
п.п.14 (102-0038) Брусья необрезные хвойных пород длиной 4-6,5 м, все ширины, толщиной 100, 125 мм, IV сорта
|
Ведомость ресурсов:
п.п. 13 (102-0025) Бруски обрезные хвойных пород длиной 5 м, шириной 120 мм, толщиной 50 мм, III сорта
п.п.14 (102-0038) Брусья необрезные хвойных пород длиной 5 м, все ширины, толщиной 100, 125 мм IV сорта
|
Согласно размещенному на официальном сайте в составе документации об аукционе техническому заданию все применяемые материалы для выполнения работ должны соответствовать ГОСТам, ОСТ, Техническим регламентам. В рассматриваемом случае участник закупки предоставил показатели ширины (120 мм) и толщины (50 мм) пиломатериалов, которые присущи только такому пиломатериалу, как доска (в соответствии с ГОСТ 18288-87 брусок - пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной не более двойной толщины), в то время как заказчику требовались именно бруски |
Таким образом, аукционная комиссия приняла правильное решение об отказе в допуске к участию в аукционе участнику закупки, подавшего заявку N 4, поскольку данная заявка не соответствовала документации об аукционе.
Между тем, допущенная Заявителем при заполнении заявки ошибка является следствием ненадлежащего описания Заказчиком требований к объекту закупки. К указанному выводу Комиссия Управления приходит исходя из следующего.
Как следует из п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
На основании пункта 1, пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать следующую информацию:
а) согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Из приведенных правовых норм следует, что:
- заказчик при утверждении документации об аукционе на право заключения контракта на выполнение работ, если при этом будет использоваться товар, обязан включить в документацию описание всех товаров по правилам, установленным статьей 33 Закона о контрактной системе, что позволит в дальнейшем определить соответствие используемого при выполнении работ товара установленным заказчиком требованиям;
- участник закупки обязан в составе первой части аукционной заявки предоставить конкретные показатели всех используемых товаров, соответствующие значениям, установленным документацией.
В соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик обязан установить в документации о закупке требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкцию по ее заполнению, а при проведении запроса котировок - установить в извещении о проведении запроса котировок форму заявки на участие в запросе котировок.
Неустановление заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.
Указанная правовая позиция изложена в пункте 3 письма Федеральной антимонопольной службы от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16.
Заказчик в размещенном на официальном сайте в составе документации об аукционе техническом задании указал участникам закупки, что все применяемые материалы для выполнения работ должны соответствовать ГОСТам, ОСТ, Техническим регламентам, при этом не указал, каким именно ГОСТам должны соответствовать материалы.
Таким образом, положения документации не позволяют участникам закупки соотнести требования к конкретным товарам, установленные Заказчиком, с теми или иными государственными стандартами, соответствие которым требует Заказчик, что Комиссия Управления расценивает как ненадлежащее описание объекта закупки, которое не соответствует частям 1 и 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Данные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Также Комиссия Управления учитывает следующее.
Заказчиком в п.п.15 Ведомости ресурсов аукционной документации были установлены следующие требования к пиломатериалами: "Брусья необрезные хвойных пород длиной 4-6,5 м, все ширины, толщиной 100, 125 мм, IV сорта".
Исходя из буквального и телеологического толкования вышеприведенных норм права (части 1 и 2 статьи 33, пункты 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе) в их совокупности и взаимосвязи, обязанности участника по представлению в первой части аукционной заявки конкретных показателей используемого товара корреспондирует обязанность заказчика установить в аукционной документации максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, значения показателей, которые не могут изменяться, а также инструкцию по заполнению заявки, содержащую все необходимые участникам закупки указания о том, как именно следует отражать в заявке значения показателей товара в случае если в документации определены максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, значения показателей, которые не могут изменяться и, особенно, в случае если такие значения показателей заказчиком не определены, но заказчик предполагает получить сведения о них от участника закупки.
В данном случае заказчик не указал для показателя "ширина бруса" ни максимальные и (или) минимальные значения этого показателя, ни значения показателей, которые не могут изменяться, равно как и не указал в инструкции, что такая формулировка, как "все ширины", является для заказчика неконкретным показателем и ее употребление в документации влечет необходимость указания участниками закупки в своих заявках числовые значения ширины брусьев вместо указания на то, что участник закупки будет использовать все ширины брусьев, необходимые заказчику.
Таким образом, положения документации не позволяют участникам закупки соотнести требования к конкретным товарам, установленные Заказчиком, с теми или иными государственными стандартами, соответствие которым требует Заказчик, что Комиссия Управления расценивает как ненадлежащее описание объекта закупки, которое не соответствует частям 1 и 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Данные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Учитывая, что допущенные Заказчиком нарушения Закона о контрактной системе являются существенными, влияют на субъектный состав закупки и ее результат (повлекли отказ в допуске участнику закупки к участию в аукционе), комиссия Управления полагает необходимым выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
Доводы жалобы, связанные с несогласием с положениями документации об аукционе, Комиссия оставляет без рассмотрения в силу пропуска срока на их оспаривание в административном порядке.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО ПКФ "МНК" на действия членов комиссии уполномоченного органа Администрации МО "Володарский район" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги общего пользования местного значения по ул. Центральная в с. Козлово Володарского района Астраханской области (номер извещения: 0125300004118000067) необоснованной.
2. Признать муниципального заказчика - Муниципальное Казенное Учреждение "Управление Жилищно-коммунального хозяйства" нарушившим пункт 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги общего пользования местного значения по ул. Центральная в с. Козлово Володарского района Астраханской области (номер извещения: 0125300004118000067).
3. Выдать предписание муниципальному заказчику - Муниципальное Казенное Учреждение "Управление Жилищно-коммунального хозяйства" об устранении допущенного нарушения в срок до 13.07.2018 года.
4. Передать материалы, собранные в ходе рассмотрения жалобы Заявителя, должностному лицу Астраханского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
5. Доводы жалобы, связанные с несогласием с положениями документации об аукционе, не рассматривать в силу пропуска срока на их оспаривание в административном порядке.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии Т.Н. Камакина
Члены комиссии: М.В. Литвинов
К.В. Родина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 2 июля 2018 г. N 238-РЗ-04-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.07.2018