Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия, антимонопольный орган)
рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) жалобу ООО "ЗапСибАвто" на действия Заказчика при проведении открытого конкурса на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа межмуниципальным маршрутам по регулируемым тарифам (далее также - открытый конкурс) (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 0167200003418002162),
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России в порядке, предусмотренном главой 6 Закона о контрактной системе поступила жалоба заявителя на действия Заказчика при проведении обозначенного открытого конкурса.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным статьей 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заявителя, заказчика и уполномоченного органа. Информация о содержании жалобы, времени и месте ее рассмотрения размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Согласно жалобе Заявитель считает, что конкурсная документация составлена с нарушениями Закона о контрактной системе и приводит следующие доводы:
1. конкурсная документация, содержит критерий "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации". При этом в качестве подтверждения опыта работ учитывается количество контрактов (договоров). Однако, по мнению заявителя, в подтверждение опыта работ, следует учитывать количество лет выполнения перевозок перевозчиками и субперевозчиками. Также по мнению заявителя, установление начального периода исчисления опыта с 01.01.2013 по 30.04.2018 является неправомерным, не предусмотренным законодательством;
2. установленный показатель "средний возраст транспортных средств", ограничивает количество участников закупки;
3. Заказчиком неправомерно в конкурсной документации не предусмотрен критерий по наличию у участника закупки транспортных средств, использующих газомоторное топливо, что по мнению заявителя не выявляет лучшие условия исполнения контракта;
4. Заказчиком применены критерии оценки заявок не предусмотренные Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также не учтена Шкала оценки критериев сопоставления заявок, утвержденная Постановлением Правительства Тюменской области N 612-п от 28.12.2016.
Присутствовавший в заседании Комиссии представитель Заказчика не согласился с доводами заявителя по основаниям, изложенным в письменном возражении (письмо от26.06.2018 N 4756/06) согласно которым положения конкурсной документации не противоречат требованиям Закона о контрактной системе, критерии оценки заявок определены в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085.
Представитель уполномоченного органа, присутствовавший в заседании Комиссии, поддержал позицию заказчика о несостоятельности жалобы. Помимо этого, уполномоченным органом представлены материалы и документы по проведению открытого конкурса.
Из материалов дела усматривается, что Управление государственных закупок Тюменской области, являясь уполномоченным органом, выступило организатором проведения открытого конкурса на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа межмуниципальным маршрутам по регулируемым тарифам в интересах заказчика - ГКУ ТО "Управление автомобильных дорог".
Информация об открытом конкурсе 28.04.2018 года была размещена в ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167200003418002162.
1. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Законом о контрактной системе утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085) (далее по тексту также - Правила оценки заявок N1085).
В силу пункта 8 Правил в документации о закупке заказчик обязан указать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки. При этом количество используемых для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев оценки при осуществлении закупки должно быть не менее двух, одним из которых должен быть критерий оценки "цена контракта.
Согласно пункту 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В соответствии с пунктом 11 Правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Сумма величин значимости показателей критерия оценки, должна составлять 100 процентов.
Согласно пункту 4 конкурсной документации открытого конкурса объектом закупки (предметом контракта) является выполнение научно-исследовательской работы на тему: "Разработка программы комплексного развития транспортной инфраструктуры Тюменского муниципального района".
Раздел 4 конкурсной документации N ОК 009-17 (Информационная карта) содержит критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, в частности, установлены следующие критерии и величины их значимости:
а) характеризующиеся, как стоимостные критерии оценки:
цена контракта - значимость критерия оценки 60%;
б) характеризующиеся, как нестоимостные критерии оценки:
- качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки - значимостью критерия оценки 20%. Включающий следующие показатели: средний возраст транспортных средств, значимостью 10%; экологический класс транспортных средств значимостью 10%.
- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации, значимостью критерия оценки 20%. Включающий следующий показатель: опыт выполнения работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа.
В качестве подтверждение данного критерия участниками закупок предоставляются: заверенные участником копии исполненных и/или действующих контрактов/договоров/свидетельств в период с 01.01.2013 по 30.04.2018 с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным органом местного самоуправления и подведомственным им учреждениям на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа либо заверенной копии свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок; заверенные участником копии Актов выполненных работ (актов приемки работ, актом оказанных услуг), связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа подписанные сторонами. Заверенные участником копии соглашений о расторжении контракта/договора до окончания срока действия, либо решения суда о досрочном расторжении (при наличии).
Для субперевозчиков (привлеченные лица, соисполнители): в случае выполнения участником закупки работы в качестве привлеченного лица, то предоставляются заверенные участником копии исполненных и/или действующих договоров с лицом, заключившим контракт/договор с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным органом местного самоуправления и подведомственным им учреждениям на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа, а также заверенные участником копии Актов выполненных работ (актов приемки работ, актом оказанных услуг) по договору, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа подписанные участником закупки и лицом заключившим контракт/договор с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным органом местного самоуправления и подведомственным им учреждениям на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа.
Пунктом 4.1.4 конкурсной документации определении показатели шкалы оценки критерия "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации":
1 контракт/договор/свидетельство - 16 баллов;
2 контракт/договор/свидетельство -32 балла;
3 контракт/договор/свидетельство - 48 баллов;
4 контракт/договор/свидетельство - 64 балла;
5 контракт/договор/свидетельство - 80 баллов;
6 контракт/договор/свидетельство - 96 баллов;
7 контракт/договор/свидетельство и выше - 100 баллов.
Так, осуществление перевозок по регулируемым тарифам регламентируется Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 220-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона N 220-ФЗ осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с учетом положений Закона о регулярных перевозках.
Частью 3 статьи 24 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ предусмотрены критерии оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе, в том числе:
1) количество дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников в течение года, предшествующего дате проведения открытого конкурса, в расчете на среднее количество транспортных средств, имевшихся в распоряжении юридического лица, индивидуального предпринимателя или участников договора простого товарищества в течение года, предшествующего дате проведения открытого конкурса;
2) опыт осуществления регулярных перевозок юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества, который подтвержден исполнением государственных или муниципальных контрактов либо свидетельствами об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок или иными документами, выданными в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами;
3) влияющие на качество перевозок характеристики транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок (наличие кондиционера, низкого пола, оборудования для перевозок пассажиров с ограниченными возможностями передвижения, пассажиров с детскими колясками и иные характеристики);
4) максимальный срок эксплуатации транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок в течение срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.
Таким образом, частью 3 статьи 24 Федерального закона N 220-ФЗ определено, что опыт осуществления регулярных перевозок участника закупки подтверждается исполнением государственных или муниципальных контрактов, что и определено конкурсной документацией.
Комиссия указывает, что Заявитель, приводя довод о том, что Заказчиком, неправомерно установлен период исчисления опыта работ с 01.01.2013 по 30.04.2018 (пятилетний опыт оказания аналогичных предмету контракта услуг), доказательств, свидетельствующих об ограничении количества участников закупки, не предоставил. Более того представитель Общества пояснил, что заявитель сможет подтвердить соответствующими документами установленный заказчиком период исчисления опыта работ.
Таким образом, учитывая изложенное, Комиссия, довод заявителя о неправомерности установления периода исчисления опыта работ, признает несостоятельным.
2.Довод заявителя о том, что установленный критерий "средний возраст транспортных средств" ограничивает количество участников закупки, Комиссия признает несостоятельным, поскольку доказательств, свидетельствующих об ограничении количества участников закупки, Обществом не представлено.
Комиссия указывает, что определение критериев, их содержание относится к исключительной компетенции Заказчика, что прямо вытекает из статей 32,50 Закона о контрактной системе, Правил оценки заявок N1085, при этом полномочиями по исключению показателей нестоимостных критериев оценки, которые не входят в противоречие с иными положениями конкурсной документации, в том числе заданием на выполнение работ, антимонопольный орган не обладает.
3. Довод заявителя о том, что Заказчиком неправомерно в конкурсной документации не предусмотрен критерий по наличию у участника закупки транспортных средств, использующих газомоторное топливо, что по мнению заявителя не выявляет лучшие условия исполнения контракта, Комиссия признает несостоятельным, учитывая следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона N 220-ФЗ осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам осуществляется в порядке, установленном Законом о контрактной системе, с учетом положений Закона о регулярных перевозках.
Согласно абзацу 2 подпункта "б" пункта 4 Правил оценки заявок N 1085 для оценки заявок заказчик в документации о закупке устанавливает стоимостные и нестоимостные критерии оценки. К последним относится, в том числе, качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; квалификация участников закупки, в частности, наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с Правилами оценки заявок N 1085 для оценки заявок по нестоимостным критериям оценки заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев.
В документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки (п.10 Правил оценки заявок N 1085)
Соответственно заказчик, руководствуясь Правилами оценки заявок N 1085, определяет необходимые критерии оценки заявок.
4.Частью 4 статьи 24 Федерального закона N 220-ФЗ установлено, что шкала для оценки критериев, предусмотренных частью 3 указанной статьи, устанавливается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом в зависимости от местных условий.
Постановлением Правительства Тюменской области от 28.12.2016 N 612-п "Об утверждении шкалы для оценки критериев сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Тюменской области" утверждена Шкала оценки критериев сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Тюменской области.
Учитывая, что объектом настоящей закупки является выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа межмуниципальным маршрутам по регулируемым тарифам, то в данном случае Постановление Правительства Тюменской области от 28.12.2016 N 612-п, не подлежит применению.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что в конкурсной документации указаны критерии оценки заявок участников конкурса и прописан порядок оценки заявки участника по предусмотренным критериям в соответствии с Законом о контрактной системе, Правилами оценки заявок N1085.
На основании изложенного, руководствуясь частью 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ЗапСибАвто" на действия заказчика: ГКУ ТО "Управление автомобильных дорог" при проведении при проведении открытого конкурса на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа межмуниципальным маршрутам по регулируемым тарифам (реестровый номер закупки 0167200003418002162) необоснованной.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 27 июня 2018 г. N 240
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.07.2018