Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия, антимонопольный орган) в составе:
_
с участием представителей сторон:
от заказчика: ГКУ ТО "Управление автомобильных дорог" (далее также-заказчик) _ по доверенности N 130 от 25.06.2018,
от уполномоченного органа: Управления государственных закупок Тюменской области _ по доверенности N 67 от 27.12.2017 г., _ по доверенности N 40 от 21.08.2017 г.,
от заявителя: ООО "ЗапСибАвто" _ по доверенности N2 от 12.09.2017 г., _ по доверенности N6 от 02.07.2018,
рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 г. жалобу ООО "ЗапСибАвто" на действия ГКУ ТО "Управление автомобильных дорог" и Управления государственных закупок Тюменской области при проведении открытого конкурса на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа межмуниципальным маршрутам по регулируемым тарифам (далее также - открытый конкурс) (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 0167200003418002167),
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России 26.06.2018 г. в порядке, предусмотренном главой 6 Закона о контрактной системе поступила жалоба заявителя на действия Заказчика при проведении обозначенного открытого конкурса.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным статьей 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заявителя, заказчика и уполномоченного органа. Информация о содержании жалобы, времени и месте ее рассмотрения размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Согласно жалобе Заявитель считает, что конкурсная документация составлена с нарушениями Закона о контрактной системе и приводит следующие доводы:
Довод 1. Заказчиком не применены все критерии оценки заявок, предусмотренные Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также не учтена шкала оценки критериев сопоставления заявок, утвержденная Постановлением Правительства Тюменской области N 612-п от 28.12.2016.
Довод 2. Установленный способ определения показателя "средний возраст транспортных средств" противоречит Шкале оценки критериев сопоставления заявок, утвержденной Постановлением Правительства Тюменской области N 612-п от 28.12.2016;
Довод 3. Конкурсная документация, содержит критерий "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации". При этом в качестве подтверждения опыта работ учитывается количество контрактов (договоров). Однако, по мнению заявителя, в подтверждение опыта работ, следует учитывать количество лет выполнения перевозок перевозчиками и субперевозчиками.
Присутствовавший в заседании Комиссии представитель Заказчика не согласился с доводами заявителя по основаниям, изложенным в письменном возражении (письмо от 02.07.2018 N 4912/06) согласно которым положения конкурсной документации не противоречат требованиям Закона о контрактной системе, критерии оценки заявок определены в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085.
Представители уполномоченного органа, присутствовавшие в заседании Комиссии, поддержал позицию заказчика о несостоятельности жалобы. Помимо этого, уполномоченным органом представлены материалы и документы по проведению открытого конкурса.
Из материалов дела усматривается, что Управление государственных закупок Тюменской области, являясь уполномоченным органом, выступило организатором проведения открытого конкурса на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа межмуниципальным маршрутам по регулируемым тарифам в интересах заказчика - ГКУ ТО "Управление автомобильных дорог".
Информация об открытом конкурсе 07.06.2018 года была размещена в ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167200003418002167.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Законом о контрактной системе утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085) (далее по тексту также - Правила оценки заявок N1085).
В силу пункта 8 Правил в документации о закупке заказчик обязан указать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки. При этом количество используемых для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев оценки при осуществлении закупки должно быть не менее двух, одним из которых должен быть критерий оценки "цена контракта.
Согласно пункту 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В соответствии с пунктом 11 Правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Сумма величин значимости показателей критерия оценки, должна составлять 100 процентов.
Согласно пункту 4 конкурсной документации открытого конкурса объектом закупки (предметом контракта) является Выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным маршрутам по регулируемым тарифам.
Раздел 4 конкурсной документации (Информационная карта) содержит критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, в частности, установлены следующие критерии и величины их значимости:
а) характеризующиеся, как стоимостные критерии оценки:
цена контракта - значимость критерия оценки 60%;
б) характеризующиеся, как нестоимостные критерии оценки:
- качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки - значимостью критерия оценки 20%. Включающий следующие показатели: средний возраст транспортных средств, значимостью 10%; экологический класс транспортных средств значимостью 10%.
- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации, значимостью критерия оценки 20%. Включающий следующий показатель: опыт выполнения работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа.
В качестве подтверждение данного критерия участниками закупок предоставляются: заверенные участником копии исполненных и/или действующих контрактов/договоров/свидетельств в период с 01.01.2013 по 30.04.2018 с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным органом местного самоуправления и подведомственным им учреждениям на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа либо заверенной копии свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок; заверенные участником копии Актов выполненных работ (актов приемки работ, актом оказанных услуг), связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа подписанные сторонами. Заверенные участником копии соглашений о расторжении контракта/договора до окончания срока действия, либо решения суда о досрочном расторжении (при наличии).
Для субперевозчиков (привлеченные лица, соисполнители): в случае выполнения участником закупки работы в качестве привлеченного лица, то предоставляются заверенные участником копии исполненных и/или действующих договоров с лицом, заключившим контракт/договор с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным органом местного самоуправления и подведомственным им учреждениям на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа, а также заверенные участником копии Актов выполненных работ (актов приемки работ, актом оказанных услуг) по договору, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа подписанные участником закупки и лицом заключившим контракт/договор с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным органом местного самоуправления и подведомственным им учреждениям на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа.
Пунктом 4.1.4 конкурсной документации определении показатели шкалы оценки критерия "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации":
1 контракт/договор/свидетельство - 16 баллов;
2 контракт/договор/свидетельство -32 балла;
3 контракт/договор/свидетельство - 48 баллов;
4 контракт/договор/свидетельство - 64 балла;
5 контракт/договор/свидетельство - 80 баллов;
6 контракт/договор/свидетельство - 96 баллов;
7 контракт/договор/свидетельство и выше - 100 баллов.
Довод 1 Комиссия считает необоснованным по следующим основаниям.
Статьей 14 Закона 220-ФЗ установлено, что осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона.
Согласно ст. 17 Закона 220-ФЗ наряду с указанными в части 1 статьи 14 закона маршрутами регулярных перевозок уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, вправе устанавливать смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам. При этом, право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.
Частью 4 статьи 17 Федерального закона N2 220-ФЗ предусмотрено, что установление требований к осуществлению перевозок по нерегулируемым тарифам допускается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, при этом в силу части 2 статьи 24 данного Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию, предложения участника открытого конкурса, к форме и составу заявки на участие в открытом конкурсе устанавливаются организатором открытого конкурса.
Во исполнение положений указанной статьи Закона 220-ФЗ Постановлением Правительства Тюменской области от 28 декабря 2016 г. N 612-п утверждена шкала для оценки критериев сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Тюменской области.
Таким образом, Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", регулируя отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением перевозок, разграничивает регулярные перевозки по регулируемым тарифам и регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам.
При этом, законодатель не предполагает заключения перевозчиком с уполномоченным органом какого-либо контракта или договора при осуществлении регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам. Право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок (статья 17). На это указывают и положения статей 27 и 29 данного Федерального закона, где сформулированы требования к оформлению, переоформлению свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, прекращению и приостановлению действия свидетельства.
Порядок проведения конкурса на право заключения государственного контракта на осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам, согласно ст. 14 Закона 220-ФЗ устанавливается законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений Закона 220-ФЗ, который не содержит требования к установлению шкалы оценки заявок на участие в открытом конкурсе на право заключения контракта на осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам.
Предметом же оспариваемого конкурса является оказание услуг по организации регулярных перевозок по регулируемым тарифам, порядок проведения которых урегулирован законодательством о контрактной системе.
Шкала оценок, на которую ссылается заявитель, установлена Постановлением Правительства Тюменской области от 28 декабря 2016 г. N 612-п "Об утверждении шкалы для оценки критериев сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Тюменской области", устанавливающая и конкретизирующая критерий "опыт осуществления регулярных перевозок", "влияющие на качество перевозок характеристики транспортных средств", "максимальный срок эксплуатации транспортных средств" не может быть применена при проведении открытого конкурса, поскольку данный правовой акт регулирует отношения при определении победителя открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок автомобильным транспортом по маршруту регулярных перевозок, т.е. осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.
Правовыми актами Тюменской области не определена шкала для оценки критериев сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе на право заключения государственного контракта на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа по регулируемым тарифам. При этом ни законодательство о контрактной системе, ни Закон "220-ФЗ, ни правовые акты Тюменской области (в сфере организации перевозок пассажиров и багажа) не содержат положений об обязанности заказчика при проведении открытого конкурса на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа по регулируемым тарифам руководствоваться только шкалой для оценки критериев сопоставления заявок, установленной в Постановлении правительства Тюменской области N 612-п от 28.12.2016.
Согласно части 10 правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила оценки заявок) в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Показатели оценки, раскрывающие нестоимостные критерии, установленные в конкурсной документации не противоречат законодательству о контрактной системе.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что, установление в конкурсной документации шкалы оценки не соответствующей требованиям постановления Правительства Тюменской области 612-п не противоречит ни Закону N220-ФЗ, ни Закону о контрактной системе.
В свою очередь, доказательств, нарушающих права и законные интересы заявителя, а также подтверждающих невозможность подачи им заявки в материалы дела не представлено.
Довод 2 заявителя о том, что установленная шкала критерий "средний возраст транспортных средств" противоречит Шкале оценки критериев сопоставления заявок, утвержденной Постановлением Правительства Тюменской области N 612-п от 28.12.2016, Комиссия признает несостоятельным, поскольку данное Постановление, в указанной заявителем части, относится для случаев при проведении конкурсов на получение свидетельства об осуществлении перевозок. Вместе с тем, доказательств, свидетельствующих об ограничении количества участников закупки, Обществом не представлено.
Комиссия указывает, что определение критериев, их содержание относится к исключительной компетенции Заказчика, что прямо вытекает из статей 32,50 Закона о контрактной системе, Правил оценки заявок N1085, при этом полномочиями по исключению показателей нестоимостных критериев оценки, которые не входят в противоречие с иными положениями конкурсной документации, в том числе заданием на выполнение работ, антимонопольный орган не обладает.
Довод 3 Комиссия считает необоснованным по следующим основаниям.
Так, осуществление перевозок по регулируемым тарифам регламентируется Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 220-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона N 220-ФЗ осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с учетом положений Закона о регулярных перевозках.
Частью 3 статьи 24 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ предусмотрены критерии оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе, в том числе:
1) количество дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников в течение года, предшествующего дате проведения открытого конкурса, в расчете на среднее количество транспортных средств, имевшихся в распоряжении юридического лица, индивидуального предпринимателя или участников договора простого товарищества в течение года, предшествующего дате проведения открытого конкурса;
2) опыт осуществления регулярных перевозок юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества, который подтвержден исполнением государственных или муниципальных контрактов либо свидетельствами об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок или иными документами, выданными в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами;
3) влияющие на качество перевозок характеристики транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок (наличие кондиционера, низкого пола, оборудования для перевозок пассажиров с ограниченными возможностями передвижения, пассажиров с детскими колясками и иные характеристики);
4) максимальный срок эксплуатации транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок в течение срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.
Таким образом, частью 3 статьи 24 Федерального закона N 220-ФЗ определено, что опыт осуществления регулярных перевозок участника закупки подтверждается исполнением государственных или муниципальных контрактов, что и определено конкурсной документацией.
Комиссия указывает, что Заявитель, приводя довод о том, что Заказчиком, неправомерно установлено необходимость подтверждения опыт выполнения работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа количеством исполненных государственных или муниципальных контрактов, доказательств, свидетельствующих об ограничении количества участников закупки, не предоставил.
Таким образом, учитывая изложенное, Комиссия, довод заявителя о неправомерности установления подтверждения опыт выполнения работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа количеством исполненных государственных или муниципальных контрактов, признает несостоятельным.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что в конкурсной документации указаны критерии оценки заявок участников конкурса и прописан порядок оценки заявки участника по предусмотренным критериям в соответствии с Законом о контрактной системе, Правилами оценки заявок N1085.
На основании изложенного, руководствуясь частью 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ЗапСибАвто" на действия заказчика: ГКУ ТО "Управление автомобильных дорог" при проведении при проведении открытого конкурса на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа межмуниципальным маршрутам по регулируемым тарифам (реестровый номер закупки 0167200003418002167) необоснованной.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии _
Члены Комиссии _
-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 2 июля 2018 г. N ФКС 18/260
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.07.2018