Резолютивная часть решения объявлена 29 июля 2018 года
В полном объеме решение изготовлено 04 июля 2018 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Ингушетия (далее - Управление) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель комиссии:;
Члены комиссии
В присутствии представителей: заказчика - Администрации Назрановского муниципального района (далее - Заказчик) Р.Б. Дударова (по доверенности N1 от 28.06.2018 г.).
в отсутствии заявителя жалобы ИП Казаковой И.Н. (далее - Заявитель), о месте и времени рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу Заявителя на действия (бездействия) Заказчика при проведении процедуры закупки способом электронного аукциона N0114300002118000013 Строительные работы по благоустройству общественной территории ул. Нурадилова в с.п. Али-Юрт (далее - Закупка, ЭАN 0114300002118000013), выразившиеся в нарушении норм Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), и проведя внеплановую проверку в соответствии со статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
Заказчиком в единой информационной системе в сети Интернет по размещению информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещены извещение и документация о проведении ЭАN 0114300002118000013.
Суть жалобы Заявителя сводится к следующему:
1. Заказчик установил к Участникам в технической части документации требование к товарам, по которым необходимо испытания для определения данных характеристик в нарушении статьи 33 Закона о контрактной системе.
2. В нарушение описание объекта закупки не установлены требования к товару в технической части.
3.Заказчиком установлены требование влекущие за собой ограничение конкуренции, в части установление выписки из СРО.
4. в нарушении статьи 31 Закона о контрарной системе установление требований к содержанию заявки, что выписка должна быть не ранее чем за один день до даты окончания срока окончания заявок
Заказчиком представлено письменное возражение по жалобе.
По первому доводу жалобы Заказчик считает, что предметом закупки является благоустройство и заказчика нет возможности требовать акт ввода в эксплуатацию, так как это не объект капитального строительства, а всего лишь ремонт существующих дворовых территорий.
По второму доводу жалобы Заказчик считает, что при подписании контакта электронной цифрой подписью копия контракта имеется как у заказчика так и подрядчика.
заседание по рассмотрению жалобы Заявителя назначено на 15:00 28.06.2018 г. В соответствии с пунктом 3.32 административного регламента Комиссией объявлен перерыв до 15:30 29.06.2018 в связи с необходимостью выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 07.06.2018 г;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 13 554 832,00 рублей;
4) дата и время начала подачи заявок 07.06.2018 19:32
5) дата и время окончания подачи заявок - 22.06.2018 23:59;
5) дата проведения аукциона в электронной форме - 28.06.2018.
По доводам жалобы Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать среди прочего следующую информацию:
наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться в числе прочего следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
1) Асфальтобетон должен быть плотным с остаточной пористостью с выше 2,5% и до 5%.
В ходе изучения аукционной документации Комиссией Управления установлено, что в инструкции по заполнению заявки на участие в электронному аукционе указано следующее:
"При указании в требованиях к материалам характеристик с использованием соединительного союза "и", участник предлагает, материал, сочетающий в себе обе характеристики одновременно".
Также Комиссией Управления не выявлено несоответствие характеристик щебня в составе технического задания требованиям ГОСТ 9128-2013.
Учитывая, что в аукционной документации указано, что показатели Асфальтобетона являются неконкретными неизменяемыми, в части: плотности с остаточной пористостью, так как указывается с выше 2,5% и до 5%, в соответствии инструкцией участник должен предложить товар, сочетающий в себе обе характеристики одновременно.
Исходя из вышеизложенного используемый товар при выполнении работ должен соответствовать ГОСТу 9128-2013, при нет необходимости проводит испытание, так как Заказчик не просит конкретизировать плотность с остаточной пористостью Асфальтобетона.
В аукционной документации указано, что поставляемый товар при выполнений работ должен соответствовать ГОСТу, следовательно, указание показателей ГОСТа при описании поставляемого товара не ограничивает участников закупки.
В силу статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик использует при составлении описания объекта закупки показателей, требованиями принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Комиссией Управления довод жалобы Заявителя в части указаний излишних характеристик к товару "Асфальтобетона" признан необоснованным.
1.2) В техническом заданий в составе аукционной документации, в пункте 8 указано:
Цепь - для ограды в технической части документации отсутствуют характеристики товара при этом в силу статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчиком в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Исходя из вышеуказанного абзаца в случае неоказании характеристик товара Заказчиком, участник может, предложит любой вариант Цепи - для ограды.
1.3) В техническом заданий в составе аукционной документации, в пункте 17 указано:
Знаки дорожные (829/5,23/1,18) перечисляются через знак "/", при этом в случае использования знака "/", "\" - данные знаки означают "или", по данным значениям участнику необходимо сделать конкретное предложение.
Исходя из вышеуказанного абзаца участник предлагает один из вариантов указанных знаков, что свою очередь не может ограничивать количество участников при подаче заявок.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
В соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
В соответствии с письмом Минрегиона РФ от 31.08.2010 N 31330-ИП/08 "О разъяснении вопросов, связанных с введением саморегулирования в области инженерных изысканий, проектирования, строительства", в силу пункта 25 раздела III Перечня работы по строительству, капитальному ремонту или же реконструкции автомобильных дорог, деятельность по устройству асфальтобетонных покрытий, а также устройство защитных ограждений и элементов обустройства автомобильных дорог, деятельность по устройству покрытий автомобильных дорог, в том числе укрепляемых вяжущими материалами (пункт 25.4), осуществляемая в процессе устройства тротуаров и укладки бордюрного камня, относится к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства. Для проведения таких работ необходимо вступление в СРО и получение свидетельства о допуске СРО, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство.
В размещенных сметах Заказчиком, а именно: "Дорожная одежда" в пункте 24 имеется работы по деятельности по устройству асфальтобетонных покрытий "Устройство покрытия толщиной 4 см из горячих асфальтобетонных смесей плотных мелкозернистых типа АБВ", также в пункте 28 "Установка бортовых камней бетонных: при других видах покрытий".
Указанные работы, как указано в письме Минрегиона РФ, относятся к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, соответственно, для проведения таких работ необходимо вступление в СРО, объединяющую строителей и получение свидетельства о допуске СРО к выполнению соответствующих работ.
Комиссией Управления довод жалобы Заявителя в части установление требование влекущие за собой ограничение конкуренции, в части установление выписки из СРО признан необоснованным.
3. В силу п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
В пункте 12.2.3. 2) Информационной карты документации необходимо предоставление документы, предоставляемые в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе, подтверждающие соответствие участника электронного аукциона требованиям, установленным в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона (выписки, лицензии, допуски, разрешения и т.п.)
Выписка из реестра членов саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, членом которой является участник закупки, по форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации".
Указанная выписка должна быть выдана не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок, которая указана в извещении и документации настоящей закупки.
В соответствии с ч. 4 ст. 55.17 ГрК РФ Саморегулируемая организация обязана предоставить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов саморегулируемой организации в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.
Исходя из вышеизложенного абзаца срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи, соответственно во второй части заявки участник аукциона должен представить действующую выписку из реестра членов СРО по форме, которая утверждена Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58.
Такая же позиция встречается в практике контрольных органов (Решение ФАС России от 19.01.2018 N 223-ФЗ-25/18, Решение ФАС России от 05.12.2017 N КГОЗ-427/17).
Комиссией Управления довод жалобы Заявителя в части установление требование влекущие за собой ограничение конкуренции, в части установление требований к содержанию заявки, что выписка должна быть не ранее чем за один день до даты окончания срока окончания заявок.
При проведении внеплановой проверки данной закупки на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе выявлены следующие нарушения:
1. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.
В соответствии с ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В Постановлении Правительства N 99 от 04.02.2015 установлены дополнительные требования к участникам закупки.
Пунктом 1 Постановления Правительства N 99 от 04.02.2015 установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N 1.
В п. 2 Приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99 от 04.02.2015 указано наименование товаров, работ, услуг, при оказании которых применяются дополнительные требования: "выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей".
Применительно к данному виду работ установлены дополнительные требования к участникам закупки: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право, заключить который проводится закупка. В извещении о проведении Аукциона указан код ОКПД2 - 42.99.22.120 "Строительные работы по благоустройству общественной территории ул. Нурадилова в с.п. Али-Юрт" и начальная (максимальная) цена контракта - 13 554 832,00 рублей.
Таким образом, Заказчик, не установив дополнительные требования к участникам закупки, согласно Постановлению Правительства N 99 от 04.02.2015, допустил нарушение п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
2. Согласно статьи 70 Закона N 44-ФЗ установлен порядок заключения контракта по результатам электронного аукциона.
Согласно части 7 статьи 70 Закона N 44-ФЗ в течение трех рабочих дней с даты размещения в единой информационной системе (ЕИС) проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронного аукциона, и предоставления таким победителем обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в ЕИС.
В соответствии с частью 8 статьи 70 Закона N 44-ФЗ с момента размещения в ЕИС предусмотренного частью 7 статьи 70 Закона N 44-ФЗ и подписанного заказчиком контракта он считается заключенным.
Таким образом, согласно положениям Закона N 44-ФЗ не предусмотрено заключение контракта в письменной форме на бумажном носителе в дополнение к заключенному контракту в электронной форме по результатам электронного аукциона.
Вместе с тем, в нарушении статьи 70 Закона о контрактной системе, в пункте 17.6 проекта контракта указано, что контракт составлен в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, один экземпляр Генподрядчику, один экземпляр Заказчику.
На основании выше изложенного и руководствуясь статьей 99 и статьей 106 Закона о контрактной системе Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу заявителя - индивидуального предпринимателя Казакова И.Н. необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 31, части 7 статьи 70 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении нарушений пункта 1 части 1 статьи 31, части 7 статьи 70 Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Управления для решения вопрос о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
5. В соответствии со статьи 106 Закона о контрактной системе направить настоящее решение Заявителю, Заказчику, Уполномоченному органу.
Председатель Комиссии:
Члены комиссии:
Настоящее решение (предписание) может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с административным регламентом утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" заинтересованные лица вправе обжаловать действия (бездействие) контролирующего органа, его должностных лиц и решений, принятых (осуществляемых) ими в ходе исполнения государственной функции, в досудебном (внесудебном) порядке.
ПРЕДПИСАНИЕ N137-З/18
об устранении нарушений законодательства о контрактной системе
04.07.2018 г. г. Назрань
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Ингушетия (далее - Управление) по контролю в сфере осуществления закупок в составе (далее - Комиссии):
Председатель комиссии:;
Члены комиссии:
на основании решения N137-З/18, вынесенного по результатам рассмотрения жалобы индивидуального предпринимателя Казакова И.Н. (далее - Заявитель) на действия (бездействия) заказчика - Администрации Назрановского муниципального района (далее - Заказчик), при проведении процедуры осуществления закупки способом электронного аукциона N0114300002118000013 "Строительные работы по благоустройству общественной территории ул. Нурадилова в с.п. Али-Юрт" (далее - Закупка, ЭАN 0114300002118000013), и проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 и статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику устранить нарушения пункта 1 части 1 статьи 31, части 7 статьи 70 Закона о контрактной системе при проведении ЭАN 0114300002118000013.
2. Во исполнение пункта 1 настоящего предписания Заказчику в срок до 13.07.2018 г. включительно отменить протокола составленные при проведении ЭАN 0114300002118000013 и вернуть заявки участников закупки, внести изменения в документацию и продлить срок подачи заявок в соответствии со статьями 63-65 Закона о контрактной системе с учетом положений решения N137-3/18 от 04.07.2018 г.
3.Заказчику в срок до 16.07.2018 г. включительно представить в Управление (to06@fas.gov.ru; т/ф:8(8732)22-87-28) подтверждение исполнения настоящего предписания.
4. Оператору электронной торговой площадки обеспечить исполнение настоящего предписания Заказчиком.
В целях своевременного исполнения предписания, информацию необходимо предварительно направить на адрес электронной почты (to06@fas.gov.ru) или посредством факсимильной связи (8732 22-87-28), при этом досылка почтой обязательна.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Ингушетия от 29 июня 2018 г. N 137-З/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.07.2018