На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 15.05.2018 N 429/18 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев обращение ООО "Перспектива" (далее - Заявитель) содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Третьего арбитражного апелляционного суда (далее - Заказчик) при проведении аукционной комиссией Третьего арбитражного апелляционного суда (далее - Аукционная комиссия), Заказчиком, ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение строительных работ по возведению нежилого здания "Строительство здания Третьего арбитражного апелляционного суда, г. Красноярск, ул. Ленина - ул. Просвещения" (номер извещения 0119100008118000017) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в отношении действий Оператора электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 04.04.2018 N 429/18,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком неправомерно сокращен срок подачи заявок на участие в Аукционе;
2. Заказчиком в проекте государственного контракта документации об Аукционе ненадлежащим образом установлено положение об изменении условий контракта;
3. Заказчиком в проекте государственного контракта ненадлежащим образом установлен объем привлечения субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства.
Представители Заказчика в письменных возражениях не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Аукционная комиссия, Заказчик действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 14.06.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 341 037 200 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 29.06.2018;
5) на участие в Аукционе подано 4 заявки от участников закупки;
6) к участию в Аукционе допущено 3 участника закупки;
7) дата проведения Аукциона - 05.07.2018;
8) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 3 участника Аукциона.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком неправомерно сокращен срок подачи заявок на участие в Аукционе.
В соответствии с частью 3 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о дате и времени окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.
В соответствии со статьей 19 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Согласно статье 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним день. В части 1 статьи 194 Гражданского кодекса Российской Федерации если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.
Комиссией установлено, что извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС 14.06.2018, при этом дата и время окончания подачи заявок на участие в Аукционе, установленные Заказчиком в документации об Аукционе и ЕИС - 29.06.2018 в 10:00, то есть на пятнадцатый с момента размещения в ЕИС извещения о проведении Аукциона.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 3 статьи 63 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку на участие в Аукционе подано 4 заявки от участников закупки, а также на момент рассмотрения обращения не представлено сведений, подтверждающих нарушение прав заинтересованных лиц.
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в проекте государственного контракта документации об Аукционе ненадлежащим образом установлено положение об изменении условий контракта.
Согласно части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе, при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 34 Закона о контрактной системе и статьей 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том, числе возможность заказчика изменить условия контракта в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
Частью 1 статьи 95 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень случаев изменения существенных условий контракта, в случае если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом.
Пунктом 14.4. проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено следующее: "Если обстоятельство непреодолимой силы непосредственно повлияло на исполнение Стороной обязательств в срок, установленный настоящим Контрактом, срок исполнения обязательств отодвигается соразмерно времени действия соответствующего обстоятельства".
Представители Заказчика в письменных возражениях пояснили, что указанный пункт проекта государственного контракта документации об Аукционе не предусматривает изменение сроков исполнения обязательств, а уточняет порядок действия сторон в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы.
Кроме того, представители Заказчика пояснили, что, согласно части 1 статьи 716 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено общее правило, что при наступлении обстоятельств непреодолимой силы течение срока контракта подлежит приостановлению, в связи с чем, пункт 14.4 проекта государственного контракта документации об Аукционе не изменяет срок исполнения обязательств, а предусматривает возможность его приостановления в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы и не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился, в составе жалобы не представил документов и сведений, свидетельствующих об обоснованности довода, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в проекте государственного контракта ненадлежащим образом установлен объем привлечения субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства.
В соответствии с частью 7 статьи 30 Закона о контрактной системе типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций могут устанавливаться Правительством Российской Федерации (далее - Типовые условия).
Пунктом 1 Типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2016 N 1466 "Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций" (ред. от 07.10.2017) установлена обязанность подрядчик "привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - субподрядчики, соисполнители) в объеме __________ процентов от цены контракта (объем привлечения устанавливается заказчиком в виде фиксированных процентов и должен составлять не менее 5 процентов от цены контракта)".
Представители Заказчика в письменных возражениях пояснили, что пунктом 5.3.19. проекта государственного контракта документации об Аукционе установлена обязанность подрядчика привлечь к исполнению обязательств по контракту в качестве субподрядчиков, соисполнителей организации из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. Объем работ по контракту, выполняемый такими субподрядчиками, соисполнителями должен составлять 15 % (пятнадцать процентов) от цены контракта, что соответствует требованиям Типовых условий.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился, в составе жалобы не представил документов и сведений, свидетельствующих об обоснованности довода, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения
4. Решением Комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок от 04.07.2018 по делу N 18/44/99/794 (далее - Решение) в действиях Заказчика, Аукционной комиссии выявлены нарушения части 6 статьи 31, части 3 статьи 63, пункта 2 части 1 статьи 64, части 5 статьи 65, части 6 статьи 66, части 5 статьи 67, части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, выразившиеся в установлении требований к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, сведения о результатах испытаний, непредусмотренных частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, неправомерном принятии решения об отказе участнику закупки с порядковым номером заявки "4" в допуске к участию в Аукционе, не установлении в документации об Аукционе надлежащим образом объемов работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту, сокращении сроков подачи заявок на участие в Аукционе, предоставлении разъяснений положений документации об Аукционе, изменяющих суть документации об Аукционе, установлении в документации об Аукционе условия о членстве в саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования.
На основании Решения Заказчику выдано предписание об отмене протоколов, составленных в ходе проведения Аукциона, повторном рассмотрении заявок, поданных участниками закупки до окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе и в отношении которых участниками закупки внесено обеспечение с учетом решения от 04.07.2018 по делу N 18/44/99/794, не учете при рассмотрении заявок на участие в Аукционе ненадлежащих требований к составу заявки в соответствии с решением от 04.07.2018 по делу N 18/44/99/794, а также требования о членстве в саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования, предусмотренного пунктом 34 документации об Аукционе, установлении при заключении государственного контракта в проекте государственного контракта надлежащим образом объемов работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, а также исключении из пункта 5.3.21 проекта государственного контракта условия о том, что исполнитель обязан согласовать с Заказчиком кандидатуры субподрядчиков.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушения части 6 статьи 31, части 3 статьи 63, пункта 2 части 1 статьи 64, части 5 статьи 65, части 6 статьи 66, части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что предписание по выявленным нарушениям выдано на основании решения от 04.07.2018 по делу N 18/44/99/794, предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе по настоящему делу не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 6 июля 2018 г. N 18/44/99/341
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.07.2018